Театр «Сфера» относится к тем редким театрам, куда редко заглядывают чужие зрители, разве что случайные посетители сада Эрмитаж. Обычно приходит своя публика, любящая своих артистов, имена которых ничего не скажут большинству разово забредших на спектакль театралов. Созданный более тридцати пяти лет назад  Екатериной Ильиничной Еланской необычный театр, отвергающий четвертую стену и предлагающий  зрителям равноправное общение, сегодня переживает не лучшие времена. Это ясно каждому переступившему порог театра – недостаток  материальных средств не так удручает как отсутствие любви и  фантазии на примере оформления и содержания фойе, туалета и, разумеется, буфета, где зрители, томясь в ожидании начала спектакля, переводят взгляд с одной фотографии на другую, ни на чем не останавливаясь.

Мы давно хотели попасть на редко идущий спектакль «Наши за границей» по любимой юмористической повести Николая Лейкина в постановке самой Екатерины Еланской, но в день показа спектакль был заменен по причине болезни артиста. Отменять групповой культпоход мы не стали и решили посмотреть спектакль-замену, о котором на сайте театра немедленно  прочитали массу восторженных зрительских отзывов.

Премьера спектакля « Почему спешат часы» по пьесе Бернарда  Слейда «Same time, Next year» в переводе Леонида Трушкина состоялась  в 2017 году. Обозначенный жанр постановки как трагифарс мы бы разделили так: фарс для создателей, трагедия для зрителей.

О режиссере-постановщике спектакля Владимире Аносове уже после просмотренного спектакля мы нашли на сайте театра «Сфера» много лестной  и даже внушительной информации. Остается недоуменно пожимать плечами: как удалось опытному режиссеру-постановщику, педагогу, хореографу, мастеру пластики и актерского мастерства слепить такой невыразительный, откровенно самодеятельный, антипластичный, асексуальный спектакль о любви? Спектакль про ежегодную встречу «там же тогда же» мужчины и женщины, в течение многих лет проводящих ночь в одном и том же номере отеля, для чего съезжающихся туда из самых разных мест, с первых минут начал вызывать вопросы.

Джордж (Дмитрий Новиков) и Дорис (Елена Елова), совершив измену, поскольку, имея семьи, стали случайными любовниками, с первой же ночи выясняют отношения, которых еще нет, обмениваются противоречивыми мнениями на счет друг друга и своих дражайших половин. Так бывает, но почему-то ни одному слову героев спектакля не веришь. Возможно, дело не только в режиссере и артистах, но и в драматургии. Текст ужасен, правда, то, что примерно двадцать зрителей  вынуждены наблюдать перед собой на расстоянии всего нескольких метров в течение двух с половиной часов, еще несносней.

Чем уж так очаровал симпатичную женщину Дорис (Елена Елова) увалень Джордж (Дмитрий Новиков), столь же напоминающий мачо, сколь «обгрызенный» макет яблока первородный грех Адама и Евы.  Сценография постановки впечатляет небрежно и безвкусно собранной бутафорией. Все напоминает старый склад, где картонные колосья ржи прорастают сквозь циферблат развалившихся  огромных часов, чемоданы явно собраны из разных спектаклей, массивное деревянное колесо от телеги контрастирует с картонным телефоном, который всегда звонит не вовремя, а бумажный чайник с чашками вообще кем-то когда-то сооружен на уроках школьного труда.

В борьбе со скукой и сном периодически хотелось встрепенуться и воскликнуть: «Не верю!», призвав Константина Сергеевича в свидетели. Покинуть помещение не представлялось никакой возможности, ибо в крошечном зальчике двери во время спектакля использовались самими актерами, следовательно, выходом служить не могли. «Почему спешат часы», мы так и не выяснили, авторы нам не разъяснили.

Время от времени на сцену выходили клоуны (Владимир Аносов и Алексей Голубев). Они развлекали почтенную публику, пока артисты за стенкой переодевались (художник по костюмам не обозначен, но это и к лучшему, ругать некого). У клоунов были очень доброжелательные лица, но они настолько никуда не спешили, явно наслаждаясь собственной игрой, что к последнему их появлению (а выходили они много и надолго) осталось одно желание: взять эту милую пару в заложники (как они нас) и долго-долго  душить.

Безвкусные повторяющиеся мизансцены вынуждали хорошую (видно невооруженным глазом) актрису Елену Елову совершать бессмысленные действия, суетиться, хвататься за чемодан, бегать по «номеру» с туфлями и плащом в руках, пересаживаться со стула на стул и прятаться за наваленным на сцене барахлом.  Артистов в таких случаях всегда жаль, но нас самих нам было жальче. Не помог коньячок, выпитый в кафе неподалеку, не помог хороший настрой и отличная компания.

На сайте театра нет ни одной статьи про «Почему спешат часы», зато есть информация, что артист Дмитрий Новиков получил на фестивале «Золотая провинция» приз за лучшую мужскую роль. Все мы знаем, что золото часто подделывают, и не обольщаемся фальшивым блеском.

Разочарование одним спектаклем вовсе не означает, что театр плох, так что «идите в театр и умрите в нем, если сможете…».

 

фотографии Евгения Люлюкина с официального сайта театра