ЛАБОРАТОРИЯ В РЫБИНСКЕ

В октябре творческая Лаборатория Театра Наций прошла в Рыбинском драматическом театре. В Рыбинск приехала московская команда в составе трех режиссеров (Георгий Цнобиладзе, Александр Пронькин и Денис Сорокотягин), двух педагогов – по сценической речи (Марина Гарсия) и по сценическому движению (Владимир Гончаров), театрального критика (Александр Вислов) и театрального журналиста (Лариса Каневская).

Елена Носова, куратор Федеральной  программы по поддержке театров малых городов  России Государственного Театра Наций:

– Мы представляем Театр Наций - наш художественный руководитель – н.а. РФ - Евгений Миронов.

Федеральная программа по поддержке театров малых городов России была разработана и реализуется Театром Наций при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.      

                                                                                                                                    

Программа в себя включает:                                                                                                                                         

Первое – это Фестиваль театров малых городов России: Уникальность фестиваля в том, что каждый год мы проводим Фестиваль в разных регионах, городах России; и еще одна отличительная особенность Фестиваля, что отыграв, коллективы не уезжают, а в течение недели им предоставляется возможность находиться на Фестивале, общаться, смотреть спектакли друг друга. Фестиваль включает в себя конкурсную, образовательную и внеконкурсную программы.

Второй раздел программы: приезд спектаклей-победителей в Москву и показ на сцене знаменитого Театра Наций.

И третья составляющая программы – это выездные творческие Лаборатории

 с участием режиссеров, организаторов, педагогов, критиков.

Лаборатории Театра Наций разнообразны и очень востребованы. Мы проводим Лаборатории в театре, летом в нетеатрально-ландшафтных, музейных пространствах и благодаря  этому музейное сообщество стало большим другом Театра Наций; проводим Лаборатории в атомградах и в национальных театрах.

Также Лаборатории интегрируются в Фестивальные программы.

Словом программа театров малых городов России с каждым годом растет, расширяя свои рамки.

Структура Лаборатории такова:

В театр отправляется 50-60 пьес. Художественное руководство театра, зная своих артистов, зная своего зрителя, выбирают три пьесы, по которым в течение недели три молодых режиссера делают эскизы спектаклей.

Обязательной составляющей нашей Лаборатории является образовательная программа. Мы привозим из Москвы известных педагогов по профильным дисциплинам: по мастерству актера, сценической речи и сценическому движению, они проводят ежедневные тренинги, после которых идут репетиции эскизов по выбранным пьесам. Итог Лаборатории - показы эскизов спектаклей и их обсуждение с критиками и зрителями. Затем зрители голосуют: доработать эскиз до полноценного спектакля или «забыть как страшный сон». Руководство, учитывая мнение зрителей, принимает окончательное решение…".

 

Художественный руководитель Рыбинского драматического театра, режиссер Наталья Людскова: «Для нас огромным подарком стало участие в Лаборатории Театра Наций, тем более что у Рыбинского драматического театра – скоро юбилей. 200 лет – какая красивая дата! Лаборатория в Рыбинске проводится впервые. Наш театр – старинный и любимый, не только жителями города, но и многочисленными туристами. В театре – хорошая сильная труппа и замечательная молодежь. Наша заслуженная артистка России Светлана Агафоновна Колотилова воспитала два курса на базе театра при Ярославском театральном училище. Светлана Агафоновна их выучила, и теперь эти молодые артисты составляют костяк труппы. Мы очень ждали Лабораторию, все мечтали принять в ней участие. Я прочитала все пятьдесят девять пьес, которые прислали организаторы лаборатории, и выбрала три современные пьесы, стараясь по максимуму задействовать все поколения наших артистов. В труппе – тридцать артистов, все активные, глаза горят даже у тех, кому не досталось ролей в эскизах. Все приходят на мастер-классы, занимаются тренингами, это – очень полезная практика, как курсы повышения квалификации для артистов, и за это отдельное спасибо Театру Наций, потому что сценическое движение и сценическую речь артисту необходимо поддерживать всю жизнь. Я наблюдала, как проходят занятия, и удивлялась: что мои артисты  там только не творили – и разные упражнения в партере, и прыжки, и уроки владения не только телом, но и рапирой, и скороговорки, и дыхательная гимнастика.

Все с радостью занимаются, познают новое. Интересно также  присутствовать на репетициях эскизов. У каждого из трех режиссеров – свой подход, своя школа, свое мировоззрение. Лабораторный режим артистов невероятно насыщенный – с десяти утра до десяти вечера, но они с удовольствием бегут на занятия, всё жадно впитывают, чтобы потом этими знаниями и дальше пользоваться в профессии. Задействован весь театральный коллектив, а не только артисты, но и постановочные цеха и технические службы принимают участие в интенсивном творческом  процессе.

Хочется и после окончания Лаборатории не терять связь с режиссерами. С ними наш театр обрел свежее дыхание, молодую кровь. Я бы их всех пригласила на постановки, не сразу, но постепенно всех троих. Мы, конечно, мечтаем об участии в фестивалях, чтобы заявить о себе, чтобы о Рыбинском театре, о наших артистах узнало как можно больше народу…».

Режиссер Георгий Цнобиладзе (ученик Льва Додина): "Лаборатория всегда – вызов: ты приезжаешь в новый для тебя театр к незнакомым артистам и должен за несколько дней сделать эскиз пьесы, которую никогда не ставил, и тут неважно, опытный ты режиссер или нет, одна лаборатория у тебя за плечами или несколько десятков. Невозможно подготовиться и все придумать заранее, все твои идеи разбиваются о реальность. Нужно каждый раз сотворить чудо, и это – всегда какой-то стресс, но стресс необходимый для творчества. Хочется репетировать, сочинять, работать. На Лаборатории основной своей задачей считаю даже не сам эскиз, а работу с артистами. Всегда интересно находить неожиданные пространства и придумывать сценографию, ведь специально никто ничего не готовит, художника нет, декораций нет, и нужно самому подобрать, что-то подходящее выудить из запасников. Именно Лаборатория Театра Наций позволяет нам, режиссёрам, и театру экспериментировать, ошибаться, погружаться в тончайшие нюансы, на которые в привычном  рабочем процессе всегда не хватает времени. Театр – не математика, здесь дважды два точно не четыре, здесь не может быть  точного ответа. Нет стандарта. Что такое хороший театр? Мне кажется, когда ты испытываешь эмоции, чувства. Театр – живая субстанция, процесс, который всегда движется, этим он интересней кино, где можно сыграть один раз и навсегда. Театром занимаются люди увлеченные, иначе нельзя!".

Режиссер Александр Пронькин (ученик Юрия Муравицкого): «Я впервые участвую в Лаборатории Театра Наций, и вообще ставлю не так давно – второй год в профессиональном поле. Для меня это участие – важная ступень. Очень хорошая инициатива Театра Наций и Министерства Культуры – привозить в разные регионы столичных режиссеров. Я вижу, как артистам интересно соприкоснуться с разными режиссерскими методиками. Современный театр, современная драматургия может вызывать сопротивление, но всякий раз это – важнейший опыт, взаимообмен и наполнение. Создание эскиза за пять дней подобно стремительному забегу на короткую дистанцию. Это – стресс, который заставляет быстро включаться в процесс, потому что нет времени на длительные сборы. Не надо пугаться стресса потому, что он – очень хороший помощник. На стрессе получаются хорошие вещи. То, что мы на Лаборатории делаем полноценные эскизы по пьесам, в корне отличается от студенческих отрывков. Отрывок может получиться прекрасным, но он не работает на всю пьесу, а здесь ты осваиваешь материал полноценно, делаешь мысль законченной. Я очень благодарен рыбинским артистам за то, что они мне доверились, помогли выразить то, что я изначально задумал. У меня был заготовлен некий мысленный набросок, но создавали мы полноценную картину вместе. Еще мне нравится, что во время работы я пребывал в постоянном диалоге с драматургом пьесы Светланой Баженовой. Мы с ней чуть-чуть по иному развернули пьесу, получились другие акценты, которые раньше в спектаклях по этой пьесе не звучали. Пьеса написана в 2015 году, и освежить ее, преломить, сделать актуальней – мне кажется, это хорошо. С Лаборатории я с собой увезу ценный опыт, который поможет мне в дальнейшей работе, по возвращении еще буду рефлексировать.

Денис Сорокотягин, режиссер и автор пьесы, по которой сделан эскиз спектакля «Во всем виноват Бэнкси»: «В лаборатории Театра Наций я уже принимал участие, это было в Калининграде, там у нас был музыкальный театр, а здесь – драматический, так что будем считать, что такой лабораторный опыт у меня впервые. Артисты, участвующие в моем эскизе не знали, что им придется петь, но у нас все же получился музыкально-драматический эскиз. Артисты справились. В Рыбинском театре – очень профессиональная хваткая труппа, я посмотрел все эскизы и поразился уровню театра. Повесть, по которой я сделал пьесу и поставил эскиз, была написана в 2020 году, действие там происходило в Москве, но мы перенесли героев в Рыбинск. Хорошо, что между написанием и постановкой прошло четыре года. Эта дистанция помогла мне отстраниться от текста, словно я ставлю чужую пьесу, что намного объективней. Когда я писал письма героини к Бэнкси, то чувствовал себя в тот момент той самой девочкой по имени Туся. Сам я не увлечен стрит-артом, мне рассказал о нем мой ученик. Теперь я всегда обращаю внимание на разрисованные стены. Сегодня утром в Рыбинске по дороге в театр я увидел новые граффити. Тут, конечно, есть опасность для молодежи, что спектакль заразит подростков, увлечет в эту сторону, но мы открыто говорим о вандализме, о наказаниях за подобный род деятельности, так что каждый выбирает для себя.                                              Домой я увезу удивительное отношение к Рыбинску – от непринятия до полного приятия. Сегодняшние реплики зрителей на обсуждении мне дают надежду, что этот мэтч (match) случился: мы соединились с городом. На этот спектакль, мне кажется, люди будут приходить снова и снова, чтобы испытать чувство: «Я существую, я здесь, я живу в этом городе, и мы – вместе». В этом – магия театра…».

 

Первый эскиз «Как Зоя гусей кормила» по пьесе Светланы Баженовой собрал полный зал заинтересованных зрителей. Пьеса – остросоциальная, затрагивающая сразу несколько животрепещущих тем: отношения между поколениями, смысл жизни, одиночество и многое другое. Главная героиня спектакля – Зоя (Людмила Храновская), столетняя мать возрастного сыночка, сообщающая по несколько раз в день, что помирает. В тот день, когда она родила сына, его отец умер. «Один родился, другой умер – ирония судьбы», – говорит Зоя. На себе Зоя сразу поставила крест, посвятив всю жизнь  воспитанию сына, но годы шли, сын давно вырос и состарился, а мама так его от себя и не отпустила. «Мама не уходит, потому что некому за сыночком ухаживать будет», – уверяет себя Зоя.

Режиссер Александр Пронькин в своем эскизе использовал экран: забавные  кадры с кокетливо красующейся перед зеркалом вполне себе бодрой мамашей в то время, как на авансцене ее сыночек, кряхтя, моет пол, изрядно развлекли зал. Актрисе Людмиле Храновской удалось прекрасно передать характер героини, принимающей в штыки всякого, кто захочет быть с ним рядом. При явных признаках деменции, все равно видно, что она прекрасно ориентируется в жизни и в пространстве. Зоя, конечно, трагикомический персонаж, вызывающий смех и слезы. Остальным героям режиссер не выделил большого пространства. Сын Владимир (Владимир Калюкин) при все своем академическом уме, беспомощный, неопытный, непрактичный, наивный человек. Ему уже шестьдесят лет, а он все никак не начнет жить. Энергичный приятель Владимира Плоцкий (Павел Иванов) всю жизнь завидует другу и делает гадости, а Владимир ему уступает и прощает. Плоцкий привозит для Владимира из деревни девушку Женю (Эльвира Ашербакеева) – необразованную, но искреннюю и живую, однако, заметив начало взаимной приязни Жени и Володи, тут же все портит, совершая подлость.

Некоторые  сцены Александр Пронькин намеренно сократил – это можно понять, ведь за пять дней сложно создать полноценный спектакль. После горячего обсуждения зрители проголосовали за продолжение. Режиссеру предстоит большая работа по превращению эскиза в спектакль,

На второй эскиз по пьесе Дениса Сорокотягина «Во всем виноват Бэнкси» пришли зрители разных поколений, и хорошо, что много молодежи. Тема стрит-арт искусства – очень современна, интересует многих подростков. Граффити относится к запретному виду искусства, считается актом вандализма и предусматривает ответственность по нескольким статьям административного и уголовного кодекса, смотря, где художник запечатлевает  свой след. Авантюризм в этой деятельности молодежь и привлекает, ведь рисовать приходится под прикрытием масок и худи с капюшонами, чтобы не попасть под видеокамеру и убежать от полиции. Анонимность импонирует подросткам, еще не разобравшимся в своих отношениях с внешним миром. Граффитист может заявить о себе и остаться инкогнито, как в соцсетях. Хотя стрит-арт преследуется законом во всех странах, иногда граффити украшают города, когда уличные художники принимаются рисовать на гаражах и заброшенных серых стенах, а не портят памятники культуры. «Некоторые становятся вандалами, чтобы мир выглядел лучше», – так считает знаменитый Бэнкси и его последователи.

Эскиз спектакля Дениса Сорокотягина сочетает в себе много положительных моментов. Во-первых, темой уличных художников в российской театре, кажется, никто пока не занимался; во-вторых, в спектакле – очень живые герои, узнаваемые с первых минут, словно, живут рядом с нами; в-третьих, образовательный момент – забавно, что именно школьная учительница объясняет  ученикам (и зрителям) специфические термины стрит-арта; в четвертых, спектакль привлечет в театр новую публику. По мнению французского галериста Николя Логеро-Лассера – «язык современных художников понятен одному проценту людей, зато язык Бэнкси понятен на сто процентов».

Романтичная девочка Туся ((Алла Малушенко) пишет письма Бэнкси: ей нравится его позиция – «изменить этот худший мир к лучшему». Она увлеченно рисует на стенах и стеклах, как научил ее приятель Кулек (Керим Базаров) и азартно выкладывает рисунки в соцсети. Она увлечена и настроена очень серьезно, но Кулек ее предает. В отчаянии она попадает в страшную аварию, а к жизни ее возвращает новый нежданный друг Ваня (Сергей Батов), новоиспеченный граффитист. Всем трем молодым артистам удалось передать сложные переменчивые чувства подростков, когда так остро воспринимаешь любовь и предательство, одиночество, желание понять и непонимание. Продвинутую учительницу лихо играет актриса Алла Молодцова, она же изображает еще несколько безымянных персонажей.

При этом все артисты хорошо поют (музыкальное оформление Дениса Сорокотягина и Анатолия Смирнова). Режиссер придумал несколько интересных мизансцен, например, Туся «рисует» баллончиком, а на стене появляется видеоизображение ее рисунка, а еще, когда она попадает в больницу, огромный серебристый мяч под ее головой сдувается, словно жизненные силы покидают ее. Эскиз вызвал у зрителей сильные эмоции. Многие ребята в зале признались, что не ожидали увидеть на сцене такую правдивую жизненную историю, тем более, что автор пьесы (он же режиссер) перенес действие в Рыбинск.

Третий эскиз поставил режиссер Георгий Цнобиладзе по пьесе Анастасии Малейко «Лампочки».  Георгий выбрал для эскиза не сцену, а театральное фойе и превратил его в  обжитую квартиру, обзаведясь за время репетиций необходимым реквизитом, чтобы разместить героев так, как отметил драматург.

Пьеса Анастасии Малейко изобилует авторскими ремарками, но опытный режиссер Цнобиладзе справился без дополнительных литературных реплик. В пьесе представлены три поколения одной семьи, но между ними нет взаимопонимания. Внук (Дмитрий Медведев) живет у Деда (Евгений Колотилов) с Бабкой (Светлана Колотилова), потому что маме Кате (Наталья Левина) с ее новым молодым мужем Антоном (Сергей Молодцов) не до сына. У Деда с Бабкой – свой «скелет в шкафу» – когда-то в него, молодого учителя истории влюбилась ученица. Ничего из той любви не вышло, семья уцелела, а счастье пропало. С тех пор Дед завел привычку грызть шоколад, словно заедая ту горечь разлуки. А жена его, доктор, всю жизнь всех лечит и лучше него знает, как жить. Она «причиняет добро», но никто не знает, что творится в ее душе. Невозможно забыть эту горечь на улыбающемся лице хозяйки, которая безрезультатно всех пытается накормить обедом. Жить без любви – горько, но надо жить. «Надо жить!» – восклицала Сонечка  Чехова, – «Что же делать, надо жить! Мы будем жить. Проживем длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь и в старости, не зная покоя…». Так и живет Бабка (Светлана Колотилова): за всех у нее сердце болит, а счастья не знает. Не знает и дочь ее Катя (Наталья Левина), уже третьего мужа меняет, все  счастья ищет. Она хорошо помнит влюбленное лицо своего отца, которого в детстве увидела в парке на скамейке с ученицей. Больше такого лица у него не было. У Кати, видимо, тоже. Подросший сын играет четыре ноты из песни про безумный бриллиант: «Ты так рано постиг тайну, Ты желал невозможного, Продолжай сиять, ты, безумный алмаз…», кажется, мучая гитару, парень что-то понял в этой жизни, потому что исполнил детскую Катину мечту, подарив маме ванну на ножках.

Он потратил все свои сбережения, «он все спалил за час, но в этот час стало всем светлей», поется в одной популярной песне. Интересный эскиз получился у Цнобиладзе, есть, о чем подумать, есть, что сыграть.

Артисты Рыбинского театра, по их словам, провели очень интенсивную интересную неделю Лаборатории, им было жаль расставаться со своими режиссерами и педагогами. Руководство театра приняло решение пригласить всех режиссеров на доработку эскизов в полноценные спектакли.

материал в журнале ТЕАТРОН https://teatron-journal.ru/2024/11/07/laboratoriya-teatr-natsiy-rybinsk/