ЛЫСЬВА — ГОРОД КУЛЬТУРЫ

Совместная программа Министерства культуры РФ и Государственного Театра Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова по поддержке театров малых городов предполагает несколько выездных творческих семинаров-лабораторий современной драматургии в год. В сентябре лаборатория Театра Наций прошла в городе Лысьва Пермского края. Так совпало, что в Лысьве в 2014 г. отмечается Год культуры Пермского края. О культуре городов, по словам художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова, можно судить по тому факту, есть ли в городе театр.
Город Лысьва небольшой (63 тысячи жителей), но в нем есть хороший драматический театр и немало музеев, в том числе: театральный музей, музей истории хоккейного клуба «Привод» и цеха эмальпосуды, музей связи и городской музей, хранящий более 11 тысяч экспонатов истории Лысьвы.
Лысьвенский драматический театр (ЛДТ) работает с 1944 г. Он был создан на базе Ивановского передвижного театра и Молотовского театра миниатюр. ЛДТ становился неоднократным участником различных фестивалей, в том числе Авиньонского международного театрального фестиваля во Франции в 1996 г. ЛДТ им. Анатолия Савина (имя Савина театру присвоено в 2000 г.) — постоянный участник Фестиваля театров малых городов России, кроме того театр четыре раза принимал фестиваль в своих стенах.
В программу лаборатории Театра Наций, помимо основной задачи — подготовки эскизов спектаклей и проведения мастер-классов, входило знакомство с городом и краем, поэтому московская группа с интересом посетила музей каски, мемориальный комплекс политических репрессий «Пермь-36» и эмалевое производство на металлургическом заводе.

Музей каски

Городской музей расположился в центре Лысьвы в одноэтажном деревянном здании начала ХХ в. Здание этого «народного дома» было построено графом Павлом Петровичем Шуваловым, владевшим в те годы Лысьвенским заводом. Рабочие завода настолько уважали графа, что после его смерти заказали памятник архитектору Леониду Шервуду. Городская легенда гласит, что в советское время, когда памятник Шувалову решено было снести, чтобы установить на том же постаменте статую Ленина, рабочие спрятали фигуру Шувалова на дне огромного пруда, а после перестройки снова поменяли памятники. Но это красивая легенда, а на самом деле в 2009 г. была восстановлена лишь копия памятника Шувалову.
В музее собрана уникальная коллекция военных касок. Служащие музея с энтузиазмом рассказывают об истории военного шлема с древней Греции до наших дней. В музее представлены основные виды стальных шлемов, которые использовались в боях Первой и Второй мировых войн армиями Европы, Азии, США. Здесь есть и немецкий шлем, и советская «халхинголка», английская и американская каски и др.
В годы Великой Отечественной войны Лысьвенский металлургический завод (тогда — «номерной» завод 700) был единственным предприятием в стране, где делали солдатские каски. В это время было выпущено более десяти миллионов штук, т.е. каждый день на заводе отливали по пять тысяч солдатских касок, спасая жизнь множеству воинов. На заводе работало все население города, включая пятилетних детей — они одни могли своими тонкими пальчиками работать с мелкими деталями. А в швейном цеху трудились девочки от восьми до двенадцати лет, с утра до ночи шившие подушечки, которые закладывались внутрь касок для смягчения удара. Когда начинали слезиться глаза и опускались от усталости руки, кто-нибудь пускал по рядам тряпичную куклу с нарисованным лицом, девочки смеялись и вновь принимались за работу. Дети, работавшие на заводе, получали паек — два куска хлеба и миску супа. Чтобы спасти от голода других детей, которым паек был не положен (неработающих не кормили), заводское руководство придумало их привозить на завод, чтобы они хоть немного участвовали в производстве касок, а потом малышей законно кормили (выносить с завода ничего было нельзя).
Через городской музей, его выставки и кружки ежемесячно проходит по шестьдесят детских групп, и музейные работники практически знают всех лысьвенских детей.

Из истории советского ГУЛАГа («Пермь-36»)


Большое впечатление произвел Мемориальный комплекс политических репрессий на территории бывшего лагеря заключенных под кодовым названием ВС 389/36, ставший музеем лишь в конце 1980-х гг. В одном только Пермском крае при Сталине было организовано девять подобных лагерей. История советской исправительно-трудовой колонии строгого режима для особо опасных преступников «ИТК-36» ведет свой отсчет с 1946 г. Осужденные занимались лесоповалом и работали на пилораме. Тогда могли посадить за один прогул или несколько двадцатиминутных опозданий на работу. С 1953 по 1972 г. в «Пермь-36» направляли осужденных за преступления сотрудников советских правоохранительных органов. Поскольку они отлично знали систему охраны подобных учреждений, для исключения возможности побегов охрана лагеря была многократно усилена, а всю территорию обнесли дополнительными заборами. С 1970-х гг. лагерь приспособили для заключения инакомыслящих. «Пермь-36» гарантировал полную изоляцию от внешнего мира. В лагере близ реки Чусовой отбывали свой срок писатели, ученые, правозащитники. Многие заключенные погибли, не выдержав тяжелейших условий. В 1980 г. в «Перми-36» открыли участок особого режима для «рецидивистов» — тех людей, которые, отсидев срок за «политические преступления», были осуждены снова. Среди заключенных были такие выдающиеся личности, как Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Юрий Орлов, Валерий Марченко, Натан Щаранский, Глеб Якунин. Здесь погиб известный украинский поэт Василь Стус.

Лагерь «Пермь-36» просуществовал рекордно долго — до 1988 г. Он закрылся последним из российских лагерей для политзаключенных, после того как Михаил Горбачев на вопрос западных журналистов ответил, что «политических заключенных у нас давно нет». На территории музея сохранились: барак 1946 г. постройки, штрафной изолятор, медсанчасть, баня с прачечной, штаб, водонапорная башня. Особенно потряс «прогулочный дворик», в который изредка (!) выводили на «прогулку» особых политзаключенных: это бетонная площадка 2х2 метра с колючей проволокой сверху!
В 2004 г. Фонд мировых памятников включил «Пермь-36» в список ста особо охраняемых памятников мировой культуры. С 2005 г. на территории музея ежегодно проходит международный форум «Пилорама», в котором участвуют самые известные люди, проходят кинопоказы, выставки, концерты. Приезжают тысячи людей, в том числе бывшие узники и правозащитники.

Наследство графа Шувалова

Трудно сегодня найти посудный или хозяйственный магазин в России, где не было бы продукции Лысьвенского металлургического завода. Помимо посуды, на мощностях «АК ЛМЗ» выпускаются еще и бытовые плиты, эмалированные мойки и т.д. Невозможно было пройти мимо этого предприятия, его удивительной истории. Кроме того, среди заводчан немало потенциальных зрителей ЛДТ.

Идея выпуска эмалированной посуды принадлежала знаменитому графу Павлу Шувалову, владельцу завода, который для ее осуществления пригласил на Урал польских специалистов. Первый выпуск эмалированной посуды в России состоялся 14 сентября 1913 г. Настройку оборудования и приготовление эмалей поляки держали в секрете от русских. Во времена Гражданской войны (армия Колчака захватила Пермь и Лысьву) технология была утеряна, производство разрушено. Ситуация осложнялась тем, что с белогвардейцами бежали инженерно-технические работники, которые унесли с собой рецепт изготовления посуды. Только в 1921 г. по остаткам эмали в дренажных канавах удалось разгадать секрет ее состава. Знаменитая журналистка Лариса Рейснер (прообраз комиссара из «Оптимистической трагедии») в 1924 г. приезжала в Лысьву, чтобы написать о самоотверженном труде работниц эмалевого цеха: «Восемь часов подряд макальщица сажает в ванну тяжелые и мелкие предметы, затем в течение пятнадцати секунд трясет влажную посуду в воздухе, обтиральщицы ходят, подняв на плече доску, уставленную сырой посудой... Труд здесь непрерывен, мелочен и заботлив…» К концу 1930-х гг. технология производства эмалированной посуды стала примерно такой, какой она существует и сейчас, но тяжелый ручной труд по-прежнему в ходу. Лысьвенский завод — один из крупнейших на рынке производства эмалированных изделий. У этого вида посуды есть свой сегмент, свои покупатели, которые предпочитают ее всем остальным.


Лаборатория современной французской драматургии

У актеров Лысьвенского театра давняя любовь к Франции. Прошло уже два десятка лет после 50-го Авиньонского театрального фестиваля, а в труппе до сих пор с гордостью вспоминают ту поездку во Францию и успех спектакля «Свадьба» по произведению А.П. Чехова в постановке Анатолия Савина.
Организаторы лаборатории Олег Лоевский (арт-директор лаборатории, театральный критик) и Елена Носова (куратор театральных проектов Государственного Театра Наций, помощник художественного руководителя) предоставили руководству театра на выбор несколько десятков новых пьес современных французских драматургов. В результате было отобрано три пьесы: «Отель двух миров» Эрика-Эмманюэля Шмита, «Бог войны» Ясмины Реза, «Круги / Фантазии» Жоэля Помра. Эскизы спектаклей с актерами труппы ЛДТ готовили молодые, но уже известные режиссеры Андрей Шляпин, Алексей Забегин и Георгий Цнобиладзе. Помимо репетиций эскизов новых спектаклей с труппой театра занимались опытные педагоги, давая ежедневные мастер-классы: Ксения Кузнецова (Москва) — доцент кафедры актерского мастерства и сценической речи ВГИК им. С.А. Герасимова; Вячеслав Белоусов (Екатеринбург) — доцент, заведующий кафедрой пластической выразительности актера Екатеринбургского государственного театрального института. Перед режиссерами стояла непростая задача: за четыре дня создать полноценные эскизы, чтобы у театра была возможность пополнить свой репертуар новыми спектаклями, тем более что в этом году город театру не выделил средств на новые постановки, хотя лысьвенцы обожают ЛДТ и гордятся им.
Лабораторная неделя предполагает очень интенсивный режим. С утра актеры шли на мастер-классы решать индивидуальные проблемы дикции и подачи текста. Затем начинались репетиции, длившиеся по шесть-восемь часов. Но это время не показалось артистам ЛДТ изнуряющим, наоборот, они были счастливы, что лаборатория состоялась, что появилась прекрасная возможность открыть в себе и своих коллегах что-то новое, расширить горизонты.
Завершилась лаборатория готовыми показами. Зрителям было предложено не только посмотреть, но и принять участие в обсуждении эскизов спектаклей, задать вопросы как артистам, так и режиссерам, а затем проголосовать, выбрав единственный вариант из трех: «оставить, как есть», «продолжить работу», «забыть, как страшный сон». В работе лаборатории и обсуждении спектаклей участвовали московские театральные критики Елена Груева и Лариса Каневская. Главный режиссер театра Артем Терехин принял непосредственное участие в распределении ролей в выбранных пьесах.
Режиссер Георгий Цнобиладзе (СПБГАТИ, Мастерская Льва Додина) представил эскиз по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта «Отель двух миров».
Сложная философская тема перехода в иной мир, напряженное ожидание чьей-то (божьей?) воли, способной вернуть к прежней жизни, расшевелила публику. Режиссер вслед за драматургом сумел показать, что в момент «перехода», когда все физическое становится неважным и незначительным, лишь чья-то любящая душа может дать человеку шанс возродиться. В «Отеле двух миров» люди «зависают» между жизнью и смертью, пока их тела на Земле пребывают в коме, и каждый по-своему проводит отпущенное время: Президент подсчитывает убытки, Маг рефлексирует, покуривая кальян, Мари суетиться, не в силах бездельничать, Жюльен пытается понять, что с ним произошло…
Режиссеру удалось превратить обычное театральное фойе в холл таинственного отеля. Осенние разноцветные листья под ногами шуршали, засыхая на глазах, напоминая о бренности бытия, уютные кресла и светильники располагали к внезапным откровениям действующих лиц. Говорящими стали фотографии актеров на стенах: из фойе убрали всех, кроме тех, кто был задействован в спектакле, и портрет актера Игоря Безматерных, исполняющего роль Жульена, с трудом удерживался на гвоздике, норовя в любую минуту сорваться и разбиться. Его Жюльен благодаря нежной и хрупкой Лоре (Анна Малюта), научившей его радоваться жизни, полюбил по-настоящему и выжил после страшной аварии, т.е. остался на Земле. Лора, чье физическое тело приносит одни страдания, в отеле «двух миров» весела, подвижна и счастлива. Она готова любить всех, и все (кроме Президента) отвечают ей взаимностью. Девушке предстоит тяжелая операция, сердце не выдержит, и Маг (Анатолий Лепихин) отдает свое сердце больной Лоре, спасая влюбленных и таким образом искупая вину перед умершей без него дочерью. Колоритная внешность актера Лепихина удивительно подошла к роли Мага. Ироническое отношение к себе и сострадание к другим переданы им тонко, тактично, без лишнего надрыва и переигрывания.
Хочется отметить еще две удачные работы.
Артист Александр Миронов в роли Президента так достоверно переживал за оставленное на негодных наследников состояние, так раздраженно не понимал проблемы и чувства случайных соседей по «переходу», так точно показал человека, которому некогда быть счастливым, что его возвращение к земным заботам зрители проводили улыбками и аплодисментами. А откровенный монолог простой женщины Мари (Наталья Катаева) заставил расчувствоваться не только героев спектакля, которым это было положено, но и весь зал. Это тот случай, когда за смешным и нелепым таятся горькие слезы, которые глубже всего проникают в сердце.
Про эскиз Георгия Цнобиладзе зрители большинством голосов решили, что он вполне тянет на полноценный спектакль, и после небольшой доработки станет хорошим пополнением к репертуару ЛДТ.
Режиссер Андрей Шляпин репетировал с актерами пьесу Ясмины Реза «Бог войны».
Эскиз спектакля получился живым, энергичным, интеллигентным, удачно отличающимся от многочисленных вариантов постановки этой пьесы в разных театрах. Французские драматурги — большие любители многословности, но Ясмина Реза пишет пьесы, пронизанные хорошим юмором и общечеловеческими реалиями сегодняшнего дня, потому они всегда имеют успех у зрителей разных стран.
Две супружеские пары встречаются, чтобы разобраться в драке сыновей. Поначалу и гости, и хозяева мирно ведут беседу за чаем — милые и политкорректные, но их лица, выведенные на экран с помощью камеры, а затем и гостеприимно разливаемый алкоголь, срывают маски. И вот уже взрослые — ничуть не лучше их подравшихся детей, и у каждого обнаруживается свой «скелет в шкафу». Откровенность за откровенностью, одна комическая ситуация за другой, пьеса-перевертыш, но на деле выходит уже не комедия, а злая сатира на цивилизованное общество, на фальшивые условности, и насмехается над всем происходящим «бог войны». Режиссер так успешно поработал с актерами, что коллеги после спектакля бросились к ним поздравлять. Действительно, артисты Александра Харчилава, Кирилл Имеров, Варвара Утробина, Михаил Тихомиров подтвердили славу крепкой труппы ЛДТ и заслужили восторженную реакцию публики, адекватно реагирующей на шутки и мизансцены.
Эскиз Андрея Шляпина (РАТИ-ГИТИС, Мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова), конечно, нужно переносить после доработки на большую сцену, поскольку этот спектакль явно будет пользоваться большим спросом у лысьвенских зрителей.
Режиссер Алексей Забегин (Санкт-Петербург, Мастерская Фильштинского) подготовил эскиз по пьесе Жоэля Помра «Круги / Фантазии».
Материал сложный, состоящий из нескольких закольцованных сюжетов, развивающихся в трех разных эпохах: Средневековье, начало ХХ в. и настоящее время. Режиссер выстроил актеров в круг, в который по очереди из темноты выходили очередные действующие лица. Некоторые сцены получились яркими, запоминающимися. Лучше всего удались сцены в хозяйском доме (время — перед началом Первой мировой войны), оживило спектакль объяснение между хозяином и слугой (достойная работа Вадима Пугачева). Возможно, то, что наиболее подробно прописано автором, ставить легче, а вот сложные метафоры и философский смысл требует многодневного размышления и кропотливой работы. Но семинар-лаборатория для того и существует, чтобы и у режиссеров, и у актеров была возможность экспериментировать.
В результате проведенной лаборатории к репертуару ЛДТ добавятся два хороших спектакля, актеры получили прекрасный тренинг, повысили квалификацию, режиссеры приобрели ценный опыт, так что, фактически, выиграли все.