Главным призом Фестиваля театров малых городов России, который проводит Театр Наций при поддержке Министерства культуры РФ, является приглашение спектаклей-победителей в Москву. В последние годы показы лауреатов проходили на сценах Театра Наций  и в рамках фестиваля «Золотая маска» среди лучших спектаклей страны. Престиж, и внимание прессы,  полные залы фестивальной публики. У рядового московского театрала появилась реальная возможность убедиться, что театральная Россия столицами не ограничивается.

Гран-при в номинации «Лучший спектакль большой формы» 21-го Фестиваля театров малых городов, проходившего в июне 2024 года в Уфе, достался Альметьевскому татарскому драматическому театру за постановку режиссера Айдара Заббарова по повести Гаяза Исхаки «Не был женат». Он будет показан 20 января 2025 на большой сцене Театра Наций. А приз «Лучший спектакль малой формы» получил Няганский ТЮЗ за спектакль «Калечина-Малечина» по роману Евгении Некрасовой в постановке Сойжин Жамбаловой. Оба театра уже не в первый раз приезжают в Москву, обладают множеством призов, но главное и в том, и в другом прекрасные актерские ансамбли, уже привыкшие работать с разными известными режиссерами, готовые к любым экспериментам, способные воплотить любые художественные решения.

Айдар Заббаров — режиссер молодой, недавний выпускник режиссерской мастерской Сергея Женовача (ГИТИС).  Однако почти каждый его спектакль становится участником самых престижных фестивалей, с которых без наград не уезжает. Любит работать с прозой, причем, как правило, театром прежде невостребованной. К повестям Исхаки обратился не впервые. «Не был женат» — жизненная история, в которой ненавязчиво, но явственно проступает социальная проблема: пока главный герой татарин прикидывал, как ему удобней — жениться на любящей его русской или соблюсти традицию: женится на единоверке и продолжить свой кровный татарский род, — он не брал во внимание судьбу женщины, готовой принять его всего, и с его верой, и с его традициями. Решив сделать «как надо», он потерял и свою любовь, и свое счастье. Заббаров лишает историю всяческой нравоучительности и пафоса, ставя спектакль остроумный, легкий, но при этом трагичность развязки никуда не девается.

Так сложилось, то на фесте театров малых городов основная конкуренция проходит в номинации «Лучший спектакль малой формы», хотя бы потому что далеко не во всех этих театрах есть большая сцена. В Уфе самой интересной была программа именно в этой номинации. И то, что победу няганской «Калечинв-Малечины» все участники фестиваля на заключительной церемонии встретили дружной овацией, о многом говорит. Казалось бы, в романе Некрасовой рассказана знакомая уже по многим современным пьесам история: девочка-подросток, которую не понимают родители, предают друзья, не ценят учителя, усугублена ещё и грубыми домогательствами пьяного дяди. На защиту «невыросшей», как называет себя героиня Катя, встает настоящая кикимора. Она появляется в том момент, когда отчаявшаяся Катя уже включила газ. Можно предположить, что Кикимора – плод ее уже слегка замутненного воображения. Режиссер Сойжин Жамбалова материализует ее на сцене: милая дама в белом, играющая на скрипке, просто покрывает голову белой вязанной накидкой. Для зрителей и для Кати она своей милоты не теряет. Зато на катиных врагов наводит ужас. У Жамбаловой есть удивительное на нашей сцене умение передать присутствие иной реальности, или второго, третьего мира, ежесекундно сосуществующего с видимым, данным нам в ощущениях. Границы этих миров проницаемы. В спектакле Катя в лихом и отчаянном исполнении Марии Васильевой не играет «жертву» всемирной несправедливости. Колючая, насмешливая, резкая — она боец. А когда силы уже, казалось бы, на исходе, в ней просыпается чувство злой мести, которая и прорывает границу миров, впускает в дом, в школу хмурую, неказистую хтонь, калечину-малечину, кикимору, которая и расправляется со всеми обидчиками.

И тут в последовательно рассказываемую историю неожиданно вплетаются непридуманные истории детских травм и переживаний потерь самих актеров — участников спектакля. Каждый делится своей. И в спектакле возникает реальная альтернатива злобы и мести. Обиженному подростку показывают живой пример, что боль можно пережить, что калечина-малечина не единственная защита, что можно найти в себе силы идти дальше и даже достичь своей мечты. А то, что няганские актеры своей мечты — творить живой, искренний и талантливый театр — достигли, спектакль Сойжин Жамбаловой доказывает совершенно.

Елена Груева