УГОЛОК ЖИВОГО ЗРИТЕЛЯ

                               «Бешеный успех «Бешеного хвороста»

                     премьера в театре «Школа современной пьесы»

   Я не помню таких аплодисментов в театре, какие звучали на этом спектакле. Зал встал, кричали браво, артистов вызывали на поклоны шесть раз. Поскольку актеры  и создатели были среди зрителей– так поставлен спектакль – на них буквально обрушились все эмоции  зала: кто-то жал руку режиссеру Иосифу Райхельгаузу, те, кто посмелей, обнимали драматурга Олега Маслова . Актерам достались все восторженные слова и слезы.

Почему такой успех, что случилось?

   Случилась хорошая пьеса – ну, просто очень хорошая ! Отличная постановка режиссера и замечательная игра каждого участника спектакля. И, конечно, равнодушным не могла оставить никого сама тема – очень современная, острая, глубокая. Спектакль очень жесткий, если не сказать жестокий.

   В привилегированном лицее провинциального города случилось ЧП: двое кадетов были замечены полицией на митинге. В школу пришло предписание от губернатора: исключить обоих нарушителей порядка. В противном случае, руководители будут уволены. Руководители (Татьяна Васильева, Джульетта Геринг и Валерия Ланская) без сожаления готовы расстаться с хулиганами, но есть проблема: известен только один (Рузиль Минекаев), а имя второго он не открывает. Ну, вот молчит, как рыба и все. Потому что назвать имя, с его точки зрения, означает предать друга. Руководители лицея пускаются на все возможные ухищрения, чтобы заставить парня заговорить. Они действуют методами, которые даже трудно себе вообразить – от лести до подкупа, применяют  физическое насилие. Но он нем , как рыба. Понятно, что ничем хорошим этот допрос кончиться не может….

   Когда-то был такой фильм «Дорогая Елена Сергеевна», в которой школьники, чтобы добиться нужного им, издеваются над учительницей. То же самое  - только ровно наоборот  - происходит в спектакле «Бешеный хворост».

    Каждый актер создает свой образ. Татьяна Васильева ( она играет директора лицея) – чуть отстраненную аристократку, которой негоже якшаться с простыми «училками». Но в какой-то момент она становится сердечной, нежной, несчастной. И едва ту успеваешь поверить в это перевоплощение, на свет является настоящее чудовище.

   Ее зам – Джульетта Геринг – творит на сцене что-то невероятное. Я много лет знаю эту актрису, и , мне кажется, сейчас она находится в  своей лучшей форме. Ее «Наталья Ивановна» сначала смешит весь зал. Да так, что люди падают от хохота. Она играет нервную, непоследовательную, довольно глупую бабу, неспособную найти общий язык даже со своим собственным сыном ( Александр Сеппиус) – таким дурачком-Ваней, который в финале становится по сути ее палачом. А смешная  «женщина в климаксе», Наталья Ивановна», превращается в исчадие ада, в агрессивную, жесткую гестаповку, для которой нет запрещенных приемов . А есть цель – Филиппов Андрей ( замечательная работа студента третьего курса ГИТИСа, Рузиля Минекаева, его,по-настоящему, звездный дебют), которого нужно заставить заговорить. И зрители , как по команде, перестают смеяться. Им становится страшно.

    Валентина Юрьевна- нежный руководитель , которого блестяще сыграла Валерия Ланская – отчасти противостоит своим коллегам, но и ее очень легко можно склонить к гнусному делу.

     Спектакль отчасти гротесковый, ведь цель – выбить из мальчика признание  и методы, которыми действуют учителя, не очень соответствуют друг другу. И в какой-то момент , начинаешь думать – нет, так не может быть. Но, по большому счету, понимаешь, что в жизни может быть и не такое.

    Мои эмоциональные заметки не претендуют на рецензию , я думаю, критики , еще скажут свое слово. Но, как зрителю, мне очевидно, что этот спектакль нужно посмотреть всем. Учителям, родителям, школьникам, политикам… Да, просто – всем!

      текст:  Лариса Максимова