Проект для Золотой маски в условиях масочного режима

 Театр ЧЕЛОВЕК  - явление уникальное, уважаемое  прекрасно известное настоящим театралам. Владея крошечным помещением, где максимально размещается пять десятков зрителей, не имея возможности полноценных постановок с декорациями, на которые и нет денег, и просто негде ставить и негде хранить, театр «Человек» обладает огромным творческим и человеческим потенциалом. Это - маленькое большое культурное чудо на театральной карте Москвы. Для террариумов и «против кого дружим» нет ни времени, ни места. О героическом прошлом «Человека» поминать не буду, оно уже запечатлено в истории Театра.

А вот - о героическом Сегодня. В непредсказуемые ковидные времена, когда грозный Роспотребнадзор велел заполнять театральные залы лишь на 25 процентов (а это значит, что в «Человеке» спектакли играются для 13 зрителей), главный режиссер театра Владимир Скворцов с завлитом Александром Висловым задумали новый проект.

Весело, смело, иронично смастерили  они некий «Ноу нейм проджет» о самих себе и новой России, воспоминания о будущем: о заветной Золотой маске и масочном режиме, о театре и кино, телевидении и Интернете, о продюсерах и артистах, поэтах и поэтессах, гражданах и сотрудниках органов, о санитайзерах и хрустальных гробах. Из всех значений «ноу нейм», которые я нагуглила, мне понравилось такое: человек, которого никто не знает, и мнение которого мало кого интересует.

Cовременная отечественная история разворачивается под девизом «Назад в будущее». Не надо быть могущественным пророком, чтобы предсказать: через пять лет в России случится  новый юбилей Великой Победы, который будет широко отмечаться всем народом от президента страны до охранника магазина, а вот описать все происходящее в 2025 году может только тот, у кого хорошо развито чувство юмора.

Итак, интернет по-прежнему широко шагает по планете, только в России запрещены иностранные соцсети, всякие там фейсбуки и инстаграммы, зато в Рунете активно действует отечественный Лайф-ток; за поведением сограждан во внутренней сети бдят специально обученные специалисты ФАКИ (Федерального Агентства по контролю за интернетом). В общем, «жить стало лучше, жить стало веселей».

В прологе авторы предупреждают, что претендуют на золотую маску, поэтому зрителей в спектакле ждет много мата и видео, следовательно, те, кто не готов ко всему этому, могут сразу уйти, только денег за билет театр не вернет: «Вас же неоднократно предупреждали!». И публика, расслабившись, начинает получать удовольствие до самого финала, восторгаясь узнаваемостью ситуаций, темпоритмом спектакля, точностью реплик, внятностью режиссуры и залихватскими актерскими работами.

По ходу пьесы, благодарные потомки готовятся к 80-летию Победы в ВОВ.  Как ни умилиться очередным юбилеем, ведь это - единственное, чем осталось гордиться народу, крепко прижатому к груди государства. К всенародному празднику в едином порыве пишутся стихи, марширует очередной «Бессмертный полк» - только портреты дедов станет модным помещать в золотые оклады с драгоценными камнями.

Для самой популярной стриминговой платформы «Рашн Старз» завершаются съемки очередного «датского» фильма «Новые зори» – ремейк экранизации повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».

Съемочная площадка – вполне реальная: есть камера и девушка с хлопушкой. Надо видеть эти дубли: старшину играет некий известный в советское время артист (Дмитрий Филиппов), героиню – молодая звезда (Елена Лотова). Она же – звезда инстаграмма, и для своих миллионов подписчиков постоянно делает сэлфи.

Особенности киносъемочного процесса, производственные и личные отношения, звездные капризы, мат режиссерки (отныне только так)…все в тему, все узнаваемо и смешно. А уж когда энергичная режиссерка (Ирина Максимкина) отчитывается по телефону продюсерам Рашен Старз – Маргарите Симоновне и Тиграну Эдмондовичу, а потом транслирует энергию актерам, смех усиливается до слез: «Ребятушки, мы снимаем про войну, где каждая минута может стать последней, а это дико усиливает либидо, так что помните, что мы снимаем про Эрос и Танатос…».

Не хочется спойлерить, но текст мне так нравился, что я периодически  бросалась записывать некоторые ремарки, чтобы не забыть.

«Ноу нэйм» – невероятно точное и емкое определение всему, что происходит сейчас, и будет через пять лет, и нет оснований не верить театру. Неизвестны имена тех, кого нам «благодарить» за наше сегодняшнее, и, увы, до сих пор неизвестны имена солдат, погибших за наше вчерашнее, к 80-летию эту тему закроют окончательно – у деревни Крюково торжественно назовут имя последнего «неизвестного солдата».

Одной сцены про кино уже было б достаточно, чтобы идти на этот спектакль, но вас ждут  еще умопомрачительные сцены с поэтом Татьяной Борисовной (Татьяна Ивановская). Этот, не от мира сего,  божий одуванчик вызван на допрос по поводу одной откровенного  высказывания в Рунете (Рунет, русскоязычный сегмент сети Интернет - часть сайтов с основным контентом на русском языке, распространен на все континенты, включая Антарктиду – Википедия).

Коварный сотрудник органов (Феликс Мурзабеков) вкрадчиво начинает беседу с лести, вознося тонкую книжицу (тиражом двадцать экземпляров) лирических стихов Татьяны Борисовны до поэзии Марины Ивановны. Дождавшись размягчения и расслабленности, издевательски размахивает перед носом несчастной  поэтессы сталинским бюстиком, угрожая: «Мы вас научим родину любить! Помните, как кончил ваш Мандельштам, не чуявший под собою страны?!».

Отличный актерский дуэт этой показательным столкновением двух миров вызывает у зрителей бурю  эмоций и чувств: вместе с поэтом проникаешься к сотруднику, то наивной симпатией, то брезгливой ненавистью, в итоге усваиваешь очередной урок.

Мизансцены в спектакле так разнообразны и наполнены, что совершенно не напрягает отсутствие декораций, тем более, что благодаря оператору (Антон Шурцов), на экране - герои крупным планом в трехмерном изображении.

И только так можно сочувственно наблюдать за дрожащей слезинкой, одной силой воли удерживаемой покрасневшей Татьяной Борисовной! А ее отчаянный (в лицо камере и всему народу) отчаянный монолог осиротевшей матери? Рассказ о погибшем сыне рвет душу, укрепляя во мнении: так играть невозможно. Это все по-настоящему!

В спектакле хороши все: Елена Лотова, Ирина Максимкина, Альбина Ускова, Дмитрий Филиппов, Антон Шурцов.

А сколько замечательных примет нашего времени - помимо усовершенствованных санитайзеров (считаю, авторам надо немедленно их запатентовать), звездных видеоблогов, голосовой помощницы Раисы (это пока у нас - Алиса), звучит голос Феликса Эдмундовича (не того, конечно,  современного): «Надо дать людям выговориться, дать осветить темные стороны, но только не сейчас, когда страна готовится к выборам в Госдуму, так что думать надо, прежде, чем хрюкать что-то в Рунете!».

Идите в театр, пока все не закрыли, пока еще можно выговориться, хотя бы там…

 

фото-художник проекта Александр Гребешков