«Невольницы» – заслуженно забытая пьеса Александра Островского, ее недаром редко вытаскивали на театральные подмостки, ибо она вторична, третична, банальна. Чем уж так привлекла она внимание режиссера Михаила Мокеева, что, стряхнув с пьесы пыль веков, он предложил ее театру Сатиры именно сейчас в 2022 году?

Постановка вышла молекулярно – атомной, в том смысле, что каждое предложение, слово и буква Островского в «Невольницах» поданы под увеличительным стеклом, хочется даже отойти подальше, чтобы разглядеть картину в целом, зато есть бонус зрителям амфитеатра: не надо напрягаться, все преподнесено так, словно публика подслеповата и глуховата. Можно провести некую параллель с Академическим Малым театром, там и аудитория соответствующая – возрастная, и с верхних ярусов не слышно и не видно, что на сцене делается.

Для пущего эффекту постановщики подпустили алюминиевого блеску, затянув серебряной фольгой сценический подиум (художник-постановщик Евгения Шутина). Стало похоже на  новогодний утренник в детском саду. Если под серебряными волнами художник подразумевал воду, то почему герои так спокойно по ней ходят и даже вальяжно раскидываются? Например, Евлалия Андревна  (Любовь Козий), завлекательно выставляет свои обнаженные ножки, хотя милого ее сердцу Артемия Васильевича (Артем Минин) зазывные позы вовсе не возбуждают, но даже отпугивают.  А если серебряные холмы подразумевают снега и замерзшую во льдах лодку с подарками, то почему герои так по-летнему одеты?

Режиссер Михаил Мокеев и художник-постановщик Евгения Шутина выстроили на сцене некое подобие пристани, по которой как по подиуму ходят персонажи. Все действующие лица присутствуют на сцене на протяжении спектакля в качестве зрителей и выходят по очереди. Диалоги выстроены так: партнер взволнованно обращается в зал, второй же громко кричит ему в спину. Отчаянно жестикулируя, оба стараются донести свои реплики до последнего ряда. Так играли еще задолго до Островского.

Постановка напоминает претенциозное телешоу, где участники откровенно  высказываются, и каждому отведено свое место и время. Самый громкий и скандальный персонаж – нервный Никита Абрамыч (Игорь Лагутин). Он  поучает своего старого приятеля Евдокима Егорыча (Андрей Анкудинов), как надлежит обращаться с молодой женой, а сам явно не справляется со своей шустрой Софьей Сергевной (Инна Лясковец). Красотка понаставила и ставит ему рогов довольно много, наверное, потому он так зол и докучлив. Самый идеальный из действующих лиц – как раз «пожилой богач» Евдоким Егорыч. Он так искренне полюбил девушку Евлалию, на которой зачем-то женился, что после ее предательства не выгнал из дому, а наоборот предоставил полную, материально обеспеченную  свободу.

Режиссер Михаил Мокеев уверен, что привлечет спектаклем молодежь, а зачем молодым смотреть на незадачливого стендап-комика Мирона Ипатыча (Константин Карасик) или на зловредную Марфу (Лиана Ермакова)? Даже музыка Алексея Айги не делает спектакль современным. Одно можно  констатировать: актрисы в Театре Сатиры красивы и хорошо одеты (художник по костюмам Евгения Шутина), но этого мало для привлечения в театр нового поколения зрителей.