Совершенно никто сегодня не боится Вирджинии Вулф, как-то не до нее, тем не менее, режиссер Данил Чащин поставил эту пьесу Эдварда Олби на сцене Театра Наций в стиле черной комедии, почти нуар, хотя преступлений, как таковых, никто из героев не совершил. Черная комедия – жанр, предполагающий наличие актеров мощной комедийной харизмы. Актерский квартет и вышел козырным: Евгений Миронов, Агриппина Стеклова, Мария Смольникова, Александр Новин.

Молодой режиссер Чащин поработал с маститыми артистами, задав им задачки на сопротивление. Евгения Миронова, например, здесь не узнать. Его Джордж – настолько вялый занудный обрюзгший и мстительный тип, что не вызывает ни малейшего сочувствия. Мы не знаем, каким Джордж был до женитьбы на Марте, дочери ректора, в котором он все эти годы преподает, только теперь никто не возлагает на него никаких надежд.

Годы унизительного терпения, вынужденной уступчивости, недовольства прибили мужчину, не лишенного ума и таланта. Все, что ему удалось за всю жизнь – излить свои чувства, мысли, страхи на бумаге, однако его роман никто не собирается ни издавать, ни читать. Джордж не состоялся ни как ученый, ни как руководитель, ни как отец, хотя, пожалуй, в качестве  мужа мог бы получить медаль за стойкость, ибо вытерпеть более двадцати лет с истеричкой – это надо суметь…

Спектакль «Кто боится Вирджинию Вулф» наполнен такой экспрессией, таким гротеском, такой карикатурой на мужчин в жизни женщин, каких я еще не видела ни в одной постановке по этой пьесе. Женские роли здесь незабываемые.

Марта Агриппины Стекловой – неуравновешенная, взбалмошная, без тормозов и без оглядки. Избалованная – при этом умная, закомплексованная – при этом безбашенная, привыкшая поступать, как заблагорассудится, ибо с раннего детства всем не до нее. Ей тоскливо в полусонном чинном доме, невыносимо оставаться вдвоем с поникшим Джорджем. От мертвой тишины хочется выть (особенно в полнолуние) и вульгарно напиваться до беспамятства.

Она тешится выдумками про несуществующего сына, Джордж ей потакает, предварительно условясь, что это тайна. Марта заливает фантазии выпивкой, а затем изощряется в  оскорблениях. Кажется, нет такой моральной пытки, которой она не применила бы к своему Джорджу. Смотреть на это «садо-мазо» мучительно, но, наверное, это своеобразная любовь, иначе, Джордж давно бы хлопнул дверью или Марта выгнала бы его к черту.

Раззадорившись на корпоративной университетской вечеринке, Марта приглашает в гости новичка – преподавателя Ника (Александр Новин) с женой Хани (Мария Смольникова). Молодым людям не везет: они становятся  вынужденными свидетелями диких выяснений отношений между дочерью ректора Мартой и ее мужем Джорджем. В полнолуние у Марты – психическое обострение, и она выкладывает гостям байку  про «сына», что приводит в бешенство Джорджа. Остолбеневшим Дику и Хани ничего не остается, как тоже напиться.

Хани Маши Смольниковой – хрупкая женщина-ребенок, боящаяся иметь собственных детей. Ей не позавидуешь: полное отсутствие любви и уважения со стороны мужа-карьериста при наличии собственных комплексов и слабого  здоровья.

За пьющей Мартой не угнаться: организм Хани отторгает алкоголь, оставляя ей в утешение лишь пьяное забвение на кафельном полу туалета. Неожиданный выход очнувшейся Хани – одна из самых эффектных сцен спектакля. Это инфантильное создание, мощным рывком выдравшее дерево из кадки, изображает рок-музыканта с фикусом вместо гитары, вызывает изумление, смех и… жалость.

Мария Смольникова – невероятная трагикомическая актриса, в этом легко убедиться, посмотрев спектакли Дмитрия Крымова, у которых сегодня – трудная судьба.

Во втором действии, когда стены дома исчезают, образуя серую давящую пустоту (художник-сценограф Максим Обрезков), никто более не сдерживается: низменные чувства и некрасивые разоблачения нарушают все границы.  Раздосадованный Джордж хамит злится, и еще больше выводит Марту из себя, цепляя, оскорбляя Ника, как более сильного самца – соперника. «Качок» и красавец Ник (Александр Новин) пытается соблюдать нейтралитет, но алкоголь делает свое дело, обнажая неприглядное нутро эгоиста и карьериста.

Ник, когда-то из корысти женившийся на Хани, уже имеет виды на дочь ректора, ведь Марта, провоцируя мужа, сама предлагает себя.

Джордж и Марта в эту ночь превосходят сами себя. Виртуальное убийство мечты о сыне ничуть не легче физического: супруги морально добивают друг друга, мстя за все прожитое и пережитое. Страшную игру с масками смерти  неопытные гости не выдерживают, а Марта с Джорджем, попрощавшись с прошлым и гостями, остаются втроем… без сына и сна, но с полной луной.

фото пресс-службы Театра Наций/Ира Полярная