Удивительные ощущения переживут сегодняшние зрители, попав под обаяние «Дикарки». Этот спектакль - такой редкий нынче театральный пир, где всё радует глаз и ласкает ухо, где не вздрагиваешь и не засыпаешь, где ум с душой весь вечер в ладу. Спектакль Юрия Йоффе, поставленный в Театре им. Маяковского по пьесе Александра Островского и Николая Соловьева, написанной в девятнадцатом веке, совершенно созвучен двадцать первому. Постановка с отменным актерским составом и прекрасными костюмами (Ольга Рябушинская) придется по сердцу разным поколениям театралов.

Браться за эту пьесу, безусловно, стоит лишь тогда, когда есть исполнительница на роль «дикарки» Вари. В Театре Маяковского такая  актриса есть. Анастасия Дьяченко - молодая энергичная, чрезвычайно тонкая и органичная, как нельзя лучше, она подходит на роль непосредственной и своенравной девушки. Характер, внешность и манеры «дикарки» вполне современны и хорошо узнаваемы.  Наш любимый Александр Николаевич Островский никогда не устареет, поскольку все его произведения, прежде всего, о Человеке. Всегда и всем были и будут интересны лишь они сами, то есть, люди с их сложными взаимоотношениями и характерами.

Сюжет пьесы абсолютно не устарел: взрослый женатый мужчина («папка», как называет его восторженная Варя) страстно увлекается молоденькой горячей девушкой, морочит ей голову, а затем отходит в сторонку, сбегая от неприятностей. Скучающий баловень, имеющий возможность проживать в свободной Европе свои российские доходы, Александр Львович Ашметьев (Евгений Парамонов), домой возвращается лишь за следующей порцией денег.

 

Задержаться в России ему заставила встреча  с Варей. За время его последнего отъезда дочка управляющего выросла и похорошела. Знаток парижских свободных нравов Ашметьев восхищается жизнелюбивой  девушкой, обескураживающей своей чистотой и простотой. И неискушенной девушке трудно не влюбиться в образованного, не без чувства юмора,  сибарита. Да только не сдюжил, мелковат на фоне «дикарки» оказался «папка». Его маленький бунт назло Марье Петровне (Зоя Кайдановская) - жене к которой давно охладел, закончился, как только история перестала казаться легкой и томной.

Сегодня эмансипированные девушки – явление обычное, но во времена Островского, задолго до революционного уравнивания женщин в правах с мужчинами, Варю можно было сравнить с экзотическим цветком кактуса, цветущим один раз. У писателя редкий цветок загублен предательством, но режиссер Юрий Йоффе решил иначе. В  финале Варя, утеряв веру в людей,  преображается («то, что нас не убивает, делает сильнее»), получая  шанс начать новую жизнь. Стержень в характере девушки был с самого начала, просто отныне Варя выстроит свою «крепость» без сантиментов.

 

Вся актерские работы в спектакле весомы и ярки. Колоритна вся семья Ашметьевых, прежде всего, конечно, маменька. Актриса Надежда Бутырцева представляет Анну Степановну изящной, манерной, не забывшей то время, когда блистала на балах светской львицей. Как претят помещице эти разговоры о фермах и мужиках. Все местное общество, озабоченное какой-то непонятной реформой, образованием крестьян, и совершенно не имеет подобающего светского лоска. К своему несчастью, хорошо воспитанная и образованная помещица не сумела вырастить из своего ветреного сыночка порядочного человека. Ее Александр – циничный эгоист, немного  напоминающий молодого Онегина, для которого чужая жизнь не является ценностью.

 

Ашметьев думает лишь о себе и своем удовольствии, в итоге,  оставляет маменьку вовсе без средств существования: «Франк, он и есть франк, а то, что вы тут с рублем сотворили, так уж мы там, в Париже, не виноваты!» (на фразе о курсе рубля публика в зале удивленно перешептывается, наверняка, придя домой, зрители начнут перечитывать  Островского, мог ли он так написать). Ашметьев, кутила и мот, прожигающий по семьдесят тысяч франков в год, наш сегодняшний герой. Великовозрастный «папка», так и не ставший настоящим мужчиной – главой семьи. Никакой ответственности, потому и детей у него нет, и он «тетешкает» только молодых красивых девушек. Живет не по средствам, а когда они заканчиваются, легко распродает наследство:  землю, лес. Выручить деньги тут, а прожить там, что-то это нам напоминает…

Жена Ашметьева  Марья Петровна (Зоя Кайдановская) давно перестала быть  привлекательной для мужа - за собой не следит, не интересуется нарядами и пр. Ей ничего не остается, как заняться делом. Пока Александр Львович (Евгений Парамонов) тратит без счету и оглядки, Марья Петровна пытается вернуть  мужа своей разумностью и успешным предпринимательством. В конце концов, испуганный «папка» возвращается в семью, из которой так привычно и покойно отбывать на волю.

Бывший Варин жених – строгий и расчетливый чиновник Виктор Васильевич Вершинский (Игорь Евтушенко). Свое отгулял еще гимназистом, теперь без глупостей. Ему нужно приданое, а не любовь, чтобы заниматься солидным делом – преобразовывать действительность. И он презабавно ассоциируется с  нашими чиновниками, полагая, что начинать реорганизацию нужно с переименования деревень: «Лучше немецкие названия, чем какой-нибудь Кукуй…».

Хорош молодой лакей Гаврило Павлыч (Максим Разумец) – как же тошно ему пребывать в российской действительности. Он, подобно Чеховскому Яше из «Вишневого сада»:  душой и мыслями в Париже, и также с нетерпением ждет, когда барин натешится и увезет его от этого бардака подальше.

Молодой перспективный купец Мальков (Всеволод Макаров) напоминает практичного Лопахина из того же «Вишневого сада», только лоску и уверенности в нем больше. Именно он уговаривает   Ашметьева продать любимую березовую рощу, и, как ни морщится Ашметьев, а сбегая в Париж, уступает, в итоге, и березовую рощу, и Варю, и маменьку (оставляет в доме, как забытого Фирса).

У управляющего имением Кирилла Максимыча, Вариного папы (артист Сергей Рубеко) все чувства и мысли, как на ладони: тревожная любовь к дочери, растерянность от полного непонимания ситуации и вечная вина перед дочерью за то, что живет с простой женщиной.  Нянька Мавра (Елена Мольченко), естественно, не могла дать Варе ни воспитания, ни  образования, потому и выросла девочка «дикаркой».

Дворяне, купцы, чиновники, помещики, слуги – вроде бы не так уж много артистов театра задействовано в «Дикарке», но кажется, что на сцене огромное количество разнообразных и ярких персонажей.

Особенно интересно, что в спектакле современность с историческим прошлым так тесно сплелись, что теряешься, где мы сейчас, кто мы, какой же нынче век на дворе...

фотографии с официального сайта театра