"Школьная классика" проходит в два этапа с перерывом на зимние каникулы до апреля 2025 года.

На пресс-бранче в медиа-центре магазина «Библио-Глобус» организаторы  представили афишу Фестиваля, рассказали о программе, целях и задачах фестиваля, об участниках. 

В афише Фестиваля представлено более ста спектаклей репертуарных театров городов России и стран СНГ (академические, молодежные, камерные театры из Москвы и Санкт-Петербурга, Уфы, Новоуральска, Минска и Саранска, Калуги, Екатеринбурга, Йошкар-Олы, Самары, Новосибирска), поставленных по произведениям из школьной программы. В программе –  драматические, кукольные и музыкальные постановки по произведениям отечественной и мировой литературы на русском и английском языках, предназначенные для школьников с первого по одиннадцатый класс. В афише: «Капитанская дочка», «Отцы и дети», «Горе от ума», «Гроза», «Кентервильское привидение», «Воспитание Риты», «Том Сойер», «Маленький принц», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка», «Недоросль», «Полианна» и многие другие.

Создатель и продюсер фестиваля Денис Новосельцев рассказал, что первый фестиваль прошел в Москве в 2015 году, потом был перерыв на время пандемии, и вот седьмая «Школьная классика» пройдет уже не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге в Твери и Рязани: «Афиша Фестиваля похожа на полку с любимыми книгами и с теми, что еще предстоит полюбить. Спектакли можно тоже научиться «читать», поэтому в фестивальную программу вошли обсуждения постановок с режиссерами и актерами, а также конкурс репортерских групп. Театр для нас - это мощный инструмент формирования личности, поэтому мы всегда рады залу, полному школьников…».

В программу входят семинары по театральной педагогике и занятия клуба театрального блогера, а с прошлого года добавились зрительские обсуждения постановок с режиссерами и актерами, что необычайно важно для самих школьников, потому что способствует пониманию, как самого спектакля, так и его литературной первоосновы.

Борислав Володин, директор АНО «Национальный открытый чемпионат творческих компетенций «Art Masters» подчеркнул, что сегодня необходимо очень настойчиво формировать ценность книжной культуры: «Хотим, чтобы ИИ (Искусственный Интеллект) был навигатором в книгах, а не рассказывал о чем они. Мы живем в цифровом мире, это – данность. Новые формы – не самоцель, они нужны, чтобы прививать современным детям любовь к книгам, спектаклям, фильмам. Такие проекты,  как “Школьная классика” дают ребятам возможность увидеть фундаментальные произведения под новым углом, потому что театр напрямую обращается к их эмоциям. Я вижу нашу задачу в формировании этого нового взгляда на классику, для этого можно и нужно использовать и мультимедийные решения, и световые, и звуковые эффекты, даже искусственный интеллект, если это поможет сформировать зрительский и читательский интерес у молодого поколения. Сегодня можно создавать иммерсивный эффект с помощью голограмм, можно обогащать впечатления от спектакля даже с помощью запахов, например, вишневого сада в «Вишневом саде» или хлебного запаха в «Колобке».

Актуальность спектакля для команды фестиваля заключается не в осовременивании классического сюжета и героев, а в обращении через литературу и театр к глобальным понятиям: дружба, любовь, добро, нравственность, достоинство, уважение к человеку и Отечеству. «Заставить ребенка прочитать классику достаточно трудно. Поэтому наша задача увлечь спектаклем, мотивировав на прочтение книги, - отметила актриса Инга Оболдина, которая является большим другом фестиваля, - достучаться до молодого зрителя можно только через эмоции, ведь все что чувствовали люди 100 лет назад, мы испытываем и сегодня. В театре дети наблюдают и учатся понимать, что человек чувствует, как он любит, радуется, гневается, грустит, веселится. Ребенок присваивает этот опыт, постепенно осознавая, что в своих эмоциях он не одинок, и понимая, что любые проблемы могут быть разрешены».

Фестиваль «Школьная классика» основан в 2015 году. Критериями  при отборе спектаклей для участия в Фестивале, в первую очередь, служат уважение режиссера к замыслу и концепции автора произведений, а также соответствие спектакля принятым возрастным рекомендациям.

Руфь Браверман: «Сегодняшние родители и педагоги часто опасаются вести детей в театр, беспокоясь, как “неокрепшие умы” будут реагировать на режиссерские решения. Что ребенок увидит в спектакле,   как потом будет это переживать? И здесь фестиваль «Школьная классика»  выступает определенным знаком качества, вызывающим доверие».

Спектакль по «школьной  классике» не должен быть скучным пересказом великого произведения, но и слишком далеко уходить от оригинала тоже не следует. Здесь необходимо найти «золотую середину», понимая, что дети растут в эпоху гаджетов и супертехнологий. Сохраняя важнейшие нравственные и мировоззренческие смыслы, театр облекает эти произведения в доступные школьникам формы.

Юрий Григорьев, актер РАМТа, ведущий популярных детских программ, поделился своим многолетним опытом работы в РАМТе, о том, как нужны детям хорошие спектакли, как долго они востребованы, вспомнил о забавных зрительских реакциях на происходящее на сцене. Именно театр способен стать посредником между юным человеком и шедеврами мировой литературы, не всегда предназначенной авторами для детско-юношеской аудитории. «Мы должны сами создавать будущее для наших детей, вести их за собой, быть им примером. Классические тексты должны звучать, и должны звучать как должно! Какая-то часть школьников, благодаря Фестивалю, попадёт в театр впервые. Очень важно использовать этот шанс, чтобы заинтересовать ребят театром и литературой…».

Руфь Браверман, вице-президент Педагогического Университета “Первое сентября”: «Желание выразить, презентовать себя очень развито у современной молодежи, поэтому так распространены сегодня социальные сети. Хорошо бы, если бы в каждой школе была своя театральная студия, чтобы дети могли там самовыражаться, развиваться…. Сегодняшние родители и педагоги часто опасаются вести детей в театр, беспокоясь, как “неокрепшие умы” будут реагировать на режиссерские решения. Что ребенок увидит в спектакле,   как потом будет это переживать? И здесь фестиваль «Школьная классика»  выступает определенным знаком качества, вызывающим доверие».

 

Екатерина Дубакина, актриса театра и кино, театральный режиссёр, педагог, создатель независимого театра ТДМ (Театр Дело Молодых): «. Очень важно не отбить у ребенка охоту ходить в театр. Дети чувствуют все сильней, чем взрослые. Спектакли для детей и подростков - это самое ответственное для артистов, потому что, безусловно, главная задача создателей спектакля зародить в ребёнке желание возвратиться в театр. Здорово, что существует  фестиваль с таким большим репертуаром и которому можно смело довериться…».

Ольга Акимова - куратор направления "Детские и молодёжные театры" программы "Большие гастроли" Всероссийского гастрольно-концертного плана Минкультуры России: "Одно из самых востребованных направлений - детские молодежные театры, и для отдаленных регионов очень важны гастрольные спектакли...".

Актуальность спектакля для команды фестиваля заключается не в осовременивании классического сюжета и героев, а в обращении через литературу и театр к глобальным понятиям: дружба, любовь, добро, нравственность, достоинство, уважение к человеку и Отечеству. «Заставить ребенка прочитать классику достаточно трудно. Поэтому наша задача увлечь спектаклем, мотивировав на прочтение книги, – отметила актриса Инга Оболдина,  большой друг фестиваля, – достучаться до молодого зрителя можно только через эмоции, ведь все что чувствовали люди сто лет назад, мы испытываем и сегодня. В театре дети наблюдают и учатся понимать, что человек чувствует, как он любит, радуется, гневается, грустит, веселится. Ребенок присваивает этот опыт, постепенно осознавая, что в своих эмоциях он не одинок, и понимая, что любые проблемы могут быть решены…».

Академик Дмитрий Лихачев: «Преподавание истории, литературы, искусств, пения призвано расширять у людей возможности восприятия мира культуры, делать их счастливыми на всю жизнь».