Мы будем играть так

На Новой сцене Театра им. Вахтангова появился новый (даешь новое на новой!) детский спектакль - «Питер Пэн» по сказке Джеймса Барри. Руководитель IV курса Театрального училища имени Бориса Щукина режиссер Александр Коручеков с удовольствием откликнулся на предложение художественного руководителя Театра им. Вахтангова Римаса Туминаса и взялся за постановку «Питера Пэна», заняв в спектакле всех своих студентов. У начинающих актеров появилась прекрасная возможность – проявить себя на профессиональной сцене, а директор театра Кирилл Крок пообещал, что «Питер Пэн» станет вторым репертуарным спектаклем (после «Кота в сапогах»), в котором будет задействован каждый следующий выпускной курс Щукинского училища.

  

Спектакль получился ярким, эмоциональным. Музыкальным оформлением занялся популярный в народе Петр Налич, который своей заводной авторской музыкой и несколькими композициями мировых групп «The Beatles», «Queen», «АукцЫон» чрезвычайно живил спектакль. Цветные костюмы у главных героев и белые у пиратов, индейцев, русалок (их играют одни и те же ребята) художника по костюмам – Марии Даниловой выразительно просты. Хореограф Сергей Землянский придумал для спектакля много массовых танцев, по характерным движениям которых легко можно отличить пиратов, индейцев или русалок.

                                                                               

Спектакль-сказка Александра Коручекова рождается буквально «здесь и сейчас» на глазах у зрителей. На сцену выходят молодые ребята, сами еще дети, берут кисти, белые листы, таблички, рамки для фотографий и начинают азартно преобразовывать пустое пространство в двери, окна, кроватки, стол, все вместе складывается в маленький уютный домик семьи Дарлингов. Сценография Максима Обрезкова позволяет разбушеваться любой фантазии: все предметы способны моментально видоизменяться. Юных зрителей здесь быстро научат играть в «Питера Пэна» и вообще покажут на собственном примере, что играть «живьем», а не с компьютером гораздо интереснее, главное, знать суть истории, и вперед, к приключениям. Можно соорудить из бумаги костюмы и шляпы, из поролона – хвосты русалок, в куске черной ткани разглядеть ожившую тень, посредством фонарика пообщаться с феей, съесть деликатес из пустой тарелки, можно даже… полетать, не сходя с места – все эти чудеса вполне доступны.

 

Детям свойственно подражать взрослым. Вот родители обсуждают, как дальше жить, чтобы прокормить троих детей, тут же девочка Венди с братьями Джоном и Майклом играют в «маму» и «папу» и легко решают эти проблемы. И, разумеется, к запретному дети сразу испытывают особый интерес. Стоит родителям уйти в гости, наказав детям сидеть дома, как появляется «ничейный» загадочный мальчик и увлекает их на остров «Где-то там», чтобы они смогли лично повстречаться с индейцами, пиратами и русалками. Рассудительную и ответственную Венди («Я бы хотела, конечно, но…завтра контрольная, диспансеризация, а еще бабушка приедет...») Питер заманивает сказочной перспективой научиться летать и стать ему и нескольким потерянным мальчишкам мамой, штопать носки, подтыкать одеяло и рассказывать им разные истории перед сном. Играть не в куклы, а в настоящую жизнь, что может быть привлекательнее для девочки-подростка?

                                                                            

Евгения Ивашова в роли Венди – обаятельная, искренняя и трогательная, ее героиня сама нуждается в любви (папа-то мальчиками дорожит больше), но так заботливо и умело опекает родных младших братьев и еще целую ораву мальчишек, что невозможно не полюбить ее немедленно. Как мило и серьезно Венди играет в «маму», чинно расставляющую на столе пустые пластиковые ведерки из-под краски и предлагающую мальчишкам празднично поужинать тем, что им самим захочется: «Только с десерта начинать нельзя, сначала – основные блюда!», «А ты, почему ешь руками?! Ах, это у тебя плов, прости, я не поняла…».

Питера Пэна по очереди играют Юрий Цокуров и Виталий Довгалюк, у обоих получается харизматический подросток, прекрасно приспособившийся к выживанию на диком острове, но не умеющий и не желающий испытывать взрослые чувства и эмоции. Быть взрослым – скучно, решил он, оказавшись когда-то один-одинешенек, и погрузился в бесконечную игру. Детей, если те хотят приключений, Питер в свою компанию с удовольствием принимает, но только до тех пор, пока они не вспоминают о родителях и о возвращении домой. Это – без него, тут он им – не товарищ. Как неуклюже Питер пытается играть в папу, как его научили Джон и Майкл, и как быстро ретируется: по нему так лучше спасать индейцев и драться с пиратами.

                                              

В спектакле занятно и тонко звучит тема первой любви. Девочки, взрослеющие раньше мальчишек, больше них понимают в этом чувстве. Все они: Венди, Тигровая Лилия (дочь индейского вождя) и фея Чинь-Чинь хотят, чтобы Питер стал каждой душевным другом, а он наивно предлагает им по очереди быть его мамой. Сердитая миниатюрная фея Чинь-Чинь (Евдокия Маляр), разговаривающая музыкальными фразами, оказывается сильной и преданной: за сердечного друга готова отдать жизнь. Зрители в зале, кстати, могут повлиять на ход событий и немедленно оживить маленькую героиню, если в нужных местах начнут хлопать.

 

Капитан Крюк (Сергей Котюх) в гриме похож на актера Джонни Деппа, и совсем не страшен. Он смешно пугается тикающего «бумажного» крокодила, проглотившего его руку и мечтающего доесть все остальное. Капитан пытается быть грозным для врагов, но друзей не имеет и тоже, как брошенные мальчишки, нуждается в заботе и ласке. Он обижен на весь мир, особенно на детей: «Меня не любят дети, они хотят играть в Питера Пэна или индейцев, только не в Крюка!». Он берет в плен Венди для того, чтобы она стала ему мамой. А, когда в итоге его, маленького, побежденного и жалкого, все же съедает крокодил, становится даже как-то грустно.

Венди с братьями возвращаются в родительский дом, забрав с острова мальчишек, которые давно уже хотят к маме и папе. В доме Дарлингов, к счастью, все время открыто окно, потому что родители верят, что дети найдутся так же, как исчезли. В сцене счастливой встречи мамы (Екатерина Мирошкина) с детьми слезу не уронит только бесчувственный, тут, буквально, у всего зала - катарсис. А как тепло и весело становится от того, как мистер Дарлинг (Арсений Зонненштраль), приняв решение об усыновлении, прикидывает, что поселит новых детей в гостиной, которой у них пока нет: «А мы будем играть так, будто она у нас есть…».

С возрастом люди перестают играть, верить в чудеса. Спектакль «Питер Пэн» ориентирован на детей от шести лет, но родителям, которые еще способны, забыв про возраст, немедленно откликаться на чужие фантазии и с юмором относиться к неожиданным ситуациям, спектакль может понравиться даже больше, чем детям.