Городок провинциальный...

Роман Зайончковского "Сергеев и городок" вышел в 2004 году и сразу привлек внимание режиссера Светланы Земляковой. Текст ее не отпускал, но постановка не могла осуществиться, пока какой-нибудь театр не заинтересуется ею. На эксперимент пошел Театр им. Вахтангова в лице его  художественного руководителя Римаса Туминаса, который дал Светлане Земляковой возможность репетировать со своими артистами на Новой сцене.

Все они молодые и очень востребованные, большая их часть играет в нашумевшем спектакле «Наш класс», Мария Бердинских – самая опытная из ребят, дольше всех работает в театре Вахтангова и давно заслужила доверие Мастера ,  задействована  в лучших спектаклях Римаса Владимировича.  

Для Светланы Земляковой привычно работать над инсценировками, она любит иметь дело с прозой, а не с драматургией, такими были сами популярные ее спектакли: "Вий" по повести Гоголя, "На траве двора" по рассказу Эппеля, "В.О.Л.К." по Василию Аксенову.  В спектакле «Сергеев и городок» звучит много авторского текста Олега Зайончковского. Режиссер сделала это намеренно, пытаясь передать зрителям свое восхищение "богатым  русским языком, которым написан роман": «Так уже не пишут. Тут перемешаны лубок и сказочность, и абсурд,  и точные документальные зарисовки, живые диалоги и яркая сочная низовая культура, и все это написано с такой любовью к маленькому незаметному человеку…».

- С автором я не встречалась, впервые он увидит нашу работу сегодня, - сказала перед премьерой режиссер Светлана Землякова.  – Честно говоря, мне как-то  боязно, ведь все  авторы трепетно относятся к своему тексту, и что скажет Олег, узнаем после спектакля. 

Роман Зайончковского состоит из множества новелл. Чтобы не перегружать спектакль, Светлана Землякова отобрала восемь.  Все они про обычную жизнь на периферии в городке, который еще недавно был поселком.  Молодые артисты с удовольствием погрузились в материал. Оказалось, что все они знают об этой жизни не понаслышке, многие герои стали для них в процессе работы почти родными.  Десять актеров сыграли почти все население городка и, когда эскиз спектакля был показан Римасу Туминасу, а потом актеры вышли к нему на разговор, он был искренне удивлен, что их так мало. Ребята очень пластичны, разнообразны, они умеют  перевоплощаться, в итоге получается огромная и пестрая компания непохожих друг на друга разновозрастных жителей городка.

Главный герой романа, по словам режиссера – такой, про кого ей всегда интересно делать спектакли:  «маленький, слабый, незаметный, который неизвестно зачем живет и мучается».

Вахтанговскими артистами  Светлана Землякова очень довольна. Во время репетиций шел процесс взаимных поисков. У каждого актера получилась своя история, своя главная роль. Почти все они – выпускники Щукинского училища. Максим Севриновский какое-то время учился в ГИТИСе, где много лет преподает Светлана Землякова: «Весь этот замысел возник из нашего знакомства. Главный герой романа Сергеев, которого играет Максим  – в первой части нашего спектакля ходит и рассказывает о людях городка как бы немножко со стороны, а во второй части уже сам является действующим лицом.

Получается прямо несколько дней из жизни Сергеева. Время в новеллах блуждающее, то девяностые годы, то далекие советские годы, то начало двухтысячных…Мне показалось, что как бы оно не менялось, в этом маленьком городке оно остановилось…».

Жизнь в городке  совершенно растительная и может показаться временами скучной, но  один из героев на это скажет: «А чем она плоха? Нормально мы живем, нам бы успеть посадить да вырастить…».  И пусть маленький человек никому не нужен, но ведь живет же, так пусть и живет «нормально». И он имеет право болеть и переживать, и грустить, разочаровываться в смысле жизни и снова искать этот самый смысл.

Спектакль вышел неторопливым,  литературным и очень интеллигентным, несмотря на вполне реальную разговорную речь колоритных жителей городка.

 

фото Михаила Гутермана