По-человечески к зрителю

Спектакль «Фантазии Фарятьева» - ироничный, умный, интеллигентный, истинно фоменковский с хорошим послевкусием и счастливыми улыбками на лицах зрителей, которые готовы еще долго благодарить артистов за чудесное действо и не зря потраченный вечер.

Не стоит вспо­ми­нать фильм или дру­гие спек­так­ли по ста­рой пьесе Аллы Со­ко­ло­вой. Ре­жис­сер Вера Ка­мыш­ни­ко­ва, ху­дож­ник-по­ста­нов­щик Мария Тре­гу­бо­ва, ху­дож­ник по свету Вла­ди­слав Фро­лов, по­доб­но фо­кус­ни­кам-ил­лю­зи­о­ни­стам, со­тво­ри­ли нечто со­вер­шен­но ори­ги­наль­ное, вол­шеб­ное, и в то же время, вполне ре­аль­ное.

Вме­сте с ак­те­ра­ми Руст­эмом Юс­ка­е­вым, По­ли­ной Ку­те­по­вой, Верой Стро­ко­вой, Га­ли­ной Каш­ков­ской и Ев­ге­ни­ей Дмит­ри­е­вой они лихо про­ник­ли в за­зер­ка­лье, объ­еди­ни­ли быт с по­ту­сто­рон­ни­ми ми­ра­ми, под­ня­ли на дыбы пол и кос­ну­лись звезд, в ре­зуль­та­те чего ис­чез­ла не толь­ко пре­сло­ву­тая «чет­вер­тая» стена, но и про­ти­во­по­лож­ная ей - «вто­рая». Сце­но­гра­фия – такая объ­ем­ная, что, ка­жет­ся, в те­ат­ре се­год­ня ни­че­го невоз­мож­но­го нет - при этом тех­ни­че­ские сред­ства ис­поль­зо­ва­ны до­воль­но про­стые, зато с боль­шой фан­та­зи­ей и юмо­ром.

У глав­ных ге­ро­ев время от вре­ме­ни по­яв­ля­ют­ся двой­ни­ки, ко­пи­ру­ю­щие их жесты, от­че­го порой ко­ми­че­ский эф­фект до­хо­дит до аб­сур­да. А в две­рях, окнах, зер­ка­лах, неожи­дан­но воз­ни­ка­ю­щих среди соч­ных цве­та­стых стен, то и дело объ­яв­ля­ют­ся кос­ми­че­ские при­шель­цы. У зри­те­лей бук­валь­но дво­ит­ся, пест­рит в гла­зах и за­хва­ты­ва­ет дух от та­ко­го буй­но­го во­об­ра­же­ния ав­то­ров спек­так­ля.

Над иде­а­ли­ста­ми «не от мира сего» в со­вет­ское время про­сто по­сме­и­ва­лись, а се­год­ня их уже при­ни­ма­ют за су­ма­сшед­ших. Какие те­перь иде­а­лы, если без­обид­ное же­ла­ние ге­ро­ев се­ми­де­ся­тых пе­ре­ехать в Киев или Одес­су, чтобы мирно и счаст­ли­во жить среди цве­ту­щих каш­та­нов, сей­час аб­со­лют­но нере­аль­но. А же­ла­ние сразу же­нить­ся на по­нра­вив­шей­ся жен­щине? А эта мечта - осчаст­ли­вить все че­ло­ве­че­ство?

                                                            

Спек­такль, тем не менее, по­лу­чил­ся ко­мич­ным и ли­ри­че­ским од­но­вре­мен­но, ме­ста­ми до пе­ре­хва­ты­ва­ния в горле на­по­ми­на­ю­щий «Почти смеш­ную ис­то­рию» (ге­ни­аль­ный те­ле­ви­зи­он­ный фильм Петра На­у­мо­ви­ча Фо­мен­ко). Взвин­чен­ная ге­ро­и­ня По­ли­ны Ку­те­по­вой ино­гда «вы­да­ва­ла» «Стар­шую сест­ру» в ис­пол­не­нии Та­тья­ны До­ро­ни­ной. Вера Стро­ко­ва бук­валь­но "жгла" в роли млад­шей сест­ры, эда­ко­го со­вре­мен­но­го под­рост­ка. Мать в ис­пол­не­нии Га­ли­ны Каш­ков­ской была необык­но­вен­но убе­ди­тель­на. И когда ма­ни­а­каль­но шпи­о­ни­ла за стар­шей до­че­рью (смеш­но сли­ва­ясь тка­нью пла­тья с обо­я­ми), и когда в белом ба­ла­хоне, по­хо­жем на сми­ри­тель­ную ру­баш­ку, «пе­ле­на­ла» млад­шую дочь в под­оде­яль­ник. Вся такая смеш­ная, тро­га­тель­ная в по­лу­безум­ных про­яв­ле­ни­ях своей ма­те­рин­ской любви. Ин­тел­ли­гент­ней­шая Тетя (Ев­ге­ния Дмит­ри­е­ва) и сам Фа­ря­тьев (Руст­эм Юс­ка­ев) – во­об­ще те­перь ближе вы­мер­шим ди­но­зав­рам, чем нашим со­вре­мен­ни­кам, ведь «гни­лая ин­тел­ли­ген­ция», над ко­то­рой под­тру­ни­ва­ли на со­вет­ской эст­ра­де и в со­вет­ском ки­не­ма­то­гра­фе, ушла вслед за той самой чи­та­ю­щей ауди­то­ри­ей са­мо­го луч­ше­го в мире мет­ро­по­ли­те­на.

Се­год­ня в метро чи­та­ют в луч­шем слу­чае, фейс­бук, или про­сто иг­ра­ют в га­д­же­ты, не за­ме­чая людей во­круг себя. Но и в се­го­дняш­нем рав­но­душ­ном мире есть места, где к людям от­но­сят­ся по-че­ло­ве­че­ски, на­при­мер, в Те­ат­ре Фо­мен­ко. По-че­ло­ве­че­ски от­но­сят­ся к ак­те­рам, пер­со­на­жам и зри­те­лям…

                                                                     

https://www.teatrall.ru/post/1591-po-chelovecheski-k-zritelyu-fantazii-faryateva-v-masterskoj-petra-fomenko-/#!

http://fomenko.theatre.ru/performance/faryatiev/20144/