«Леди Мак­бет Мцен­ско­го уезда» - наш ответ Шекс­пи­ру, у ко­то­ро­го в пье­сах зло­де­я­ния вер­ши­лись все боль­ше муж­ски­ми ру­ка­ми. Жен­ские пре­ступ­ле­ния все­гда страш­нее муж­ских, по­то­му что ис­по­кон веку мир дер­жит­ся на жен­щине, а уж когда жен­щи­на на­чи­на­ет уби­вать - конец роду че­ло­ве­че­ско­му.

Ни­ко­лай Лес­ков опи­сал ре­аль­ные со­бы­тия по­за­про­шло­го века, с тех пор люди «на­ше­го» уезда лучше, увы, не стали, хотя тер­ри­то­ри­аль­ные гра­ни­цы и на­зва­ния уез­дов, по­сел­ков и об­ла­стей из­ме­ни­лись не раз. Пре­ступ­ле­ния про­тив че­ло­ве­че­ства самими "че­ло­ве­ками" про­дол­жа­ют­ся, неза­ви­си­мо от го­су­дар­ствен­но­го строя и бла­го­со­сто­я­ния. Разум, душа, со­весть - по­ня­тия эфе­мер­ные, и, име­ют­ся ли они в на­ли­чии, су­дить можно толь­ко по по­ступ­кам.

http://bojarskaja.ru/foto/ledi-makbet-14.jpg

Се­год­ня, после сма­ко­ва­ния в СМИ по­дроб­ных опи­са­ний зверств се­рий­ных убийц и ци­нич­ных те­ле­ви­зи­он­ных по­ка­зов жертв тер­ак­тов, пуб­ли­ку слож­но уди­вить ко­ли­че­ством пре­ступ­ле­ний, но ре­жис­сер Кама Гин­кас смог-та­ки устро­ить зри­те­лям эк­зе­ку­цию. И чи­тать до­ку­мен­таль­ную по­весть Лес­ко­ва, и смот­реть мрач­ный спек­такль Гин­ка­са - до­ста­точ­но тяж­кое ис­пы­та­ние, но со­вер­шен­но необ­хо­ди­мое для по­ни­ма­ния пре­де­лов че­ло­ве­че­ской на­ту­ры. Чтобы ви­деть днем звез­ды, нужно за­гля­нуть на дно ко­лод­ца…

На­чи­на­ет­ся и за­кан­чи­ва­ет­ся спек­такль с груп­пы аре­стан­тов без лиц, в оди­на­ко­вых ши­не­лях. Все участ­ни­ки случившейся ис­то­рии от­прав­ля­ют­ся по этапу. И больше никто ни­ко­го не судит, все от­да­но на откуп чи­та­те­лю и зри­те­лю.

Ре­жис­сер Кама Гин­кас по­ру­ча­ет ав­тор­ские ре­мар­ки дей­ству­ю­щим лицам, и за­яв­ля­ют они о себе в зал в тре­тьем лице иро­нич­но-без­раз­лич­но, даже су­хо­ва­то, что впе­чат­ление только усиливает.

Ис­то­рию Ка­те­ри­ны Из­май­ло­вой, по­лю­бив­шей без рас­суд­ка и без со­ве­сти, со­вер­шив­шей особо тяж­кие пре­ступ­ле­ния, любой зри­тель МТЮЗа знает еще из школь­ной про­грам­мы, но такую Ка­те­ри­ну, ко­то­рую вы­ве­ли на суд Кама Гин­кас и Лиза Бо­яр­ская, вряд ли видел. Юное за­би­тое су­ще­ство, едва вку­сив за­прет­ный плод, в ка­кие-то ми­ну­ты пре­вра­ща­ет­ся в необуз­дан­ную страст­ную ведь­му. Как уда­ет­ся Лизе Бо­яр­ской так неуло­ви­мо из­ме­нить не толь­ко жесты и по­ход­ку, но само лицо, с ко­то­ро­го неве­до­мым об­ра­зом ис­че­за­ют даже пре­лест­ные ямоч­ки …. Ак­три­са бли­ста­тель­но и бес­страш­но про­жи­ва­ет ро­ко­вую судь­бу своей ге­ро­и­ни, по­дроб­но учи­ты­ва­ет все ню­ан­сы пре­вра­ще­ния, разо­бран­ные ре­жис­се­ром. Нигде не пе­ре­иг­ры­вая, легко осва­и­вая сце­ни­че­ское про­стран­ство ху­дож­ни­ка Сер­гея Барх­и­на, Ка­те­ри­на Из­май­ло­ва рас­цве­та­ет на гла­зах, и цве­ток тут же ста­но­вит­ся ядо­ви­тым, несмот­ря на всю внеш­нюю при­вле­ка­тель­ность (ядо­ви­тые цветы ведь именно красотой  привлекают своих жертв). По­роч­ная жар­кая страсть, сти­хий­но за­пол­нив­шая собой недол­гую по­сты­лую жизнь, тол­ка­ет Ка­те­ри­ну на пре­ступ­ле­ния, сме­тая все пре­пят­ствия на пути к ее лич­но­му сча­стью. Мо­ло­дая куп­чи­ха за­про­сто ли­ша­ет жизни трех че­ло­век, будто сти­ра­ет ла­сти­ком невер­ную за­пись в книге судеб. Лишь одно ми­нут­ное со­мне­ние… так и не предот­вра­ти­ло убий­ство невин­но­го ре­бен­ка, лишь по­ста­ви­ло точку невоз­вра­та.

http://media.vashdosug.ru/media/430490/834x521/

По­ми­мо за­глав­ной роли в спек­так­ле – еще по­тря­са­ет ак­тер­ская ра­бо­та Ва­ле­рия Ба­ри­нова в роли све­к­ра. Как он столь зна­чи­те­лен и в сло­вах, и в мол­ча­нии. И какое зри­тель­ское сча­стье и че­ло­ве­че­ский ужас – ви­деть воз­вра­ще­ние его Бо­ри­са Ти­мо­фе­е­ви­ча с того света. Его оста­но­вив­ши­е­ся в момент смерти удив­лен­ные глаза пре­сле­ду­ют еще долго после вы­хо­да из те­ат­ра. Страш­ным котом воз­вра­ща­ет­ся к своей невест­ке в за­мо­ро­чен­ных снах (ре­жис­сер­ская на­ход­ка) отрав­лен­ный све­кор Борис Ти­мо­фе­е­вич и му­ча­ет ее, пы­та­ясь пре­ду­пре­дить сле­ду­ю­щее пре­ступ­ле­ние, но уже стоит за спи­ной но­во­яв­лен­ной ведь­мы уби­тый пре­да­тель­ским уда­ром об­ма­ну­тый муж, ти­шай­ший Зи­но­вий Бо­ри­со­вич (Алек­сандр Та­ра­нь­жин).

https://s5.seatscan.ru/image/x650/3/3/d1ce0-17498.png

И хо­чет­ся от­ме­тить раз­бит­ную де­ре­вен­скую ба­бен­ку Аксинью в ис­пол­не­нии ак­три­сы Софии Сли­ви­ной - так органична, естественна ак­три­са в этой роли: и поет, и пле­ча­ми по­во­дит, и под­нос с са­мо­ва­ром, когда надо, под­но­сит, и с му­жи­ка­ми за­иг­ры­ва­ет, и хо­зяй­ку во всем под­дер­жи­ва­ет, хитро улы­ба­ясь, ка­жет­ся, не сцену на­блю­да­ешь, а про­сто реальную жизнь.

Все креп­ко ско­ло­че­но в этом по­вест­во­ва­нии, и немного до­сад­но, когда к се­ре­дине дей­ствия воз­ни­ка­ет вдруг странное ощу­ще­ние за­тя­нув­ших­ся пауз, ка­кой-то сбой ритма в том месте, где фи­зи­че­ски никак нель­зя оста­нав­ли­вать­ся, ведь по на­клон­ной плос­ко­сти, да по скольз­кой до­рож­ке (и сце­но­гра­фия Барх­и­на тут убе­ди­тель­на) - чем даль­ше ка­тишь­ся, тем быст­рее конец бли­зит­ся…

фотографии Елены Лапиной

https://www.teatrall.ru/teatr/mtyuz/4824-ledi-makbet-nashego-uezda/#!