Театр му­зы­ки и по­э­зии под ру­ко­вод­ством Елены Кам­бу­ро­вой, до­ба­вив в ре­пер­ту­ар новый спек­такль «Вот вам, в сотый раз, Рос­сия...», взял на себя про­све­ти­тель­скую функ­цию, пе­ре­ра­бо­тав за­пис­ки пу­те­ше­ствен­ни­ка Ас­толь­фа де Кю­сти­на в дра­ма­тур­ги­че­ский текст. На­зва­ни­ем для но­во­го спек­так­ля по­слу­жи­ла стро­ка из его книги.
http://www.bilettorg.ru/userfiles/image/Kamburovoy/64568.jpg

 

Что может быть увле­ка­тель­ней пу­те­ше­ствий и рас­ска­зов о них че­ло­ве­ка на­блю­да­тель­но­го, ост­ро­ум­но­го и пря­мо­душ­но­го? Се­год­ня все ту­ри­сты, даже те, кто лишь раз в жизни вы­брал­ся на пляжи Ан­та­лии, счи­та­ют себя бы­ва­лы­ми пу­те­ше­ствен­ни­ка­ми. Но вот от­пра­вить­ся пол­то­ры сотни лет назад, да на пе­ре­клад­ных, да на че­ты­ре ме­ся­ца из ев­ро­пей­ской Фран­ции в самую глу­бин­ку неиз­вест­ной Рос­сии, на ули­цах ко­то­рой дре­му­чие ино­стран­цы до сих пор опа­са­ют­ся встре­тить мед­ве­дей - для этого дей­стви­тель­но на­доб­на сме­лость, даже от­ва­га и уж непре­мен­но неза­ви­си­мость.

http://www.moscow-tickets.ru/images/upload/events/kamburova_votrossia.gif

Мно­гие ли из нас чи­та­ли за­мет­ки фран­цуз­ско­го ли­те­ра­то­ра Ас­толь­фа де Кю­сти­на, по­дроб­но и ярко из­ло­жив­ше­го свои впе­чат­ле­ния в тру­дах «Рос­сия в 1839 году»? Эту книгу в то­гдаш­ней Рос­сии при­ня­ли в штыки, да и в Со­вет­ской Рос­сии не при­зна­ва­ли и не из­да­ва­ли. На Руси все­гда лю­би­ли па­рад­ные порт­ре­ты, ис­кус­ство слу­жи­ло лишь затем, чтобы укра­шать покои и баль­ные залы, услаж­дать слух и ра­до­вать глаз. Ве­ли­ка Рос­сия и силен в ней дух ве­ли­ко­дер­жав­ный, и во все вре­ме­на люди пы­та­лись от­ве­тить на во­прос, что же это на самом деле за ве­ли­кая стра­на? Раз­мыш­лять о судь­бах Рос­сии доз­во­ля­лось толь­ко двор­цо­вым ис­то­ри­кам и ли­те­ра­то­рам, все про­чие впа­да­ли в неми­лость, ссы­ла­лись с глаз долой, в этом смыс­ле фран­цуз­ско­му пу­те­ше­ствен­ни­ку по­вез­ло: он вер­нул­ся к себе домой и спо­кой­но по­ве­дал о том, что видел, вы­звав воз­му­ще­ние, обиду и гнев рус­ских со­вре­мен­ни­ков. В пре­ди­сло­вии автор на­пи­сал: «Пу­те­ше­ствен­ник не толь­ко не сгу­стил крас­ки и не пре­уве­ли­чил раз­ме­ры зла, но, на­про­тив, боясь, что ему не по­ве­рят, умол­чал о мно­же­стве до­сто­вер­ных фак­тов, куда более от­вра­ти­тель­ных, неже­ли те, что при­ве­де­ны в книге…». Де Кю­стин всею душой пы­тал­ся по­нять Рос­сию, он жил вме­сте с ней в будни и в празд­ни­ки, видел по­хо­ро­ны и кре­сти­ны, сидел за дру­же­ским сто­лом, на­блю­дал рус­ских за ра­бо­той и на от­ды­хе, слу­шал песни, за­пи­сы­вал обы­чаи. Его книга - вовсе не кри­ти­ка, а по­пыт­ка осмыс­ле­ния, хотя с лег­кой руки Тют­че­ва пошло: «Умом Рос­сию не по­нять…».

http://uploads.chekhoved.net/uploads/image/_o/25337.jpg

С болью ду­мать и го­во­рить о Рос­сии могут лишь под­лин­ные пат­ри­о­ты, взять­ся за такой ли­те­ра­тур­ный ма­те­ри­ал спо­соб­ны лишь люди с твер­дой граж­дан­ской по­зи­ци­ей. Ав­то­ры ин­сце­ни­ров­ки ре­жис­сер Олег Куд­ря­шов и ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель те­ат­ра, ак­три­са и пе­ви­ца Елена Кам­бу­ро­ва по­пы­та­лись со­еди­нить в спек­так­ле иро­ни­че­скую, уди­ви­тель­но ак­ту­аль­ную прозу пу­те­вых за­ме­ток фран­цу­за Де Кю­сти­на и бес­страш­ный «Рек­ви­ем» рус­ско­го поэта Анны Ах­ма­то­вой, на­пи­сан­ный ровно через сто лет – в 1939-м году. А, чтобы спек­такль о Рос­сии стал объ­ем­ней и объ­ек­тив­ней, на­пол­ни­ли его сти­ха­ми рус­ских по­этов XIX – XX веков: Алек­сандра Пуш­ки­на, Мак­си­ми­ли­а­на Во­ло­ши­на, Да­ви­да Са­мой­ло­ва, Вик­то­ра Сос­но­ры и, ко­неч­но, на­род­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми.

Спек­такль со­ткан на живую нитку, он слов­но рож­да­ет­ся прямо тут, в шаге от зри­те­лей, ко­то­рых к слову уме­сти­лось в уни­каль­ном кро­шеч­ном зале всего три ряда. Без вся­ко­го сце­ни­че­ско­го по­ди­у­ма буд­нич­но и про­сто на фоне бе­ло-по­ло­са­тых вер­сто­вых стол­бов рас­кру­чи­ва­ет­ся ко­ле­со ис­то­рии (ху­дож­ник Нина Кли­мов­ская), здесь поют, сме­ют­ся и пла­чут о Рос­сии. Удив­лен­ные ре­пли­ки ино­стран­ца (пре­крас­ная живая ра­бо­та Дмит­рия Ку­лич­ко­ва) пе­ре­кры­ва­ют­ся бо­же­ствен­ным пе­ни­ем Елены Кам­бу­ро­вой и со­ли­стов те­ат­ра (му­зы­каль­ный ру­ко­во­ди­тель Олег Син­кин). «Рус­ские не умеют ба­сто­вать про­тив угне­те­ния, но взды­хать и сто­нать они умеют». - Де Кю­стин го­во­рит еще о том, что рус­ские песни «не толь­ко унылы, но и ме­ло­дич­ны, а в хо­ро­вом ис­пол­не­нии они при­об­ре­та­ют свя­тость, ре­ли­ги­оз­ность…».

http://media.theatre.ru/photo/64546.jpg

Нега­ти­ва в рос­сий­ской жизни много, все­гда труд­нее го­во­рить горь­кую прав­ду, чем хва­лить и за­кры­вать глаза на недо­стат­ки. Но, на то и Театр песни, в ко­то­ром поют стихи как мо­лит­вы, и фи­наль­ной силь­ной нотой зву­чит "За­кля­тье о рус­ской земле" (сти­хо­тво­ре­ние Мак­си­ми­ли­а­на Во­ло­ши­на), чтобы в итоге все стало хо­ро­шо - на это упо­ва­ют со­зда­те­ли спек­так­ля.

https://www.teatrall.ru/teatr/teatr-muzyiki-i-poezii-pr-e-kamburovoj/4904-vot-vam-v-sotyij-raz-rossiya/#

ПОТРЕБНОСТЬ В ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

«Тишина за Рогожской заставою»
Режиссер — Александр Марченко
Художник — Нина Климовская
Хореограф — Марина Суконцева
Музыкальный руководитель — Олег Синкин

http://proartinfo.ru/sites/default/files/afiles/173b9049.jpg

«Тишина за Рогожской заставою» в Театре Елены Камбуровой — настоящая услада слуха и души знатока и ценителя мелодичных советских песен. В спектакле-концерте Александра Марченко (режиссер и аранжировщик) не только красиво поют (Елена Веремеенко, Татьяна Пыхонина, Евгения Курова, Андрей Зверев и Александр Кольцов), но и блестяще аккомпанируют (бравый аккордеон — Евгений Алтудин, совершенная гитара — Вячеслав Голиков, бархатная виолончель — Елена Слободчикова). Этот актерский ансамбль подает песни так изысканно, так чудесно, что упиваешься буквально каждой нотой, каждым вздохом, каждым изящным движением руки или мягким поворотом головы! Стильные аранжировки старых песен вообще вызывают полный восторг.
Спектакль не имеет в своей основе ни пьесы, ни связанного сюжета, скорее, это вечер воспоминаний. У кого-то под песни 1930–50-х гг. прошло детство, у кого-то — юность, для большинства зрителей советские песни — уже история, но не монументальная, а простая человеческая. Давно забыты официальные речи, газетные статьи, программа «Время», цены и тотальный дефицит, а вот песни живы.

http://mkrf.ru/upload/iblock/038/038cbeaad6f50d8e36da077fb14e357b.jpg
Актеры, сменяя друг друга, подхватывают звук, то солируя, то выстраиваясь в сложнейшем многоголосье. Вокальный диапазон роскошный, и прекрасным голосам камбуровских артистов есть, где разгуляться. Какое богатство мелодий! Умели же писать советские композиторы: Исаак Дунаевский, Марк Фрадкин, Василий Соловьев-Седой, Никита Богословский! Для придания спектаклю колорита эпохи между песнями из старенького репродуктора слышны голоса И. Сталина, Н. Хрущева, Ю. Левитана, артиста Н. Рыбникова и др.
Мелодии советских песен, безусловно, выше простоватых, незатейливых стихов, но какими же глубокими и чистыми они кажутся сегодня на фоне громыхающей попсы с песенным репертуаром из двух плохо рифмованных строчек. В суровое черно-белое время военных лет и трудовых будней нежные чувства выражали в песнях. Никакого двойного смысла и эпатажа, человеческие отношения просты и внятны: «Дан приказ ему на Запад», «Пора в путь-дорогу», «По полю танки грохотали», «На тот большак, на перекресток»…

http://mkrf.ru/upload/resize_cache/temp/e1c/397_264_1/e1c9f38031e699c3910281b64426a493.jpg
Необычна аранжировка знаменитой песни «Темная ночь» — прекрасный женский голос выводит ее, словно молитву, заклиная: «Ты меня ждешь… // И поэтому знаю, со мной // Ничего не случится…» История одной встречи в песне «Ночь коротка» — как трогательно и тщательно готовятся к ней мужчина и девушка, как танцуют, как расстаются навсегда… Едва зритель загрустил, как звучит бодрое напутствие: «Ты — одессит, Мишка», потом акварелью — лирические воспоминания: «Вот так и живем, не ждем тишины».
Завершает живописное полотно песня «Тишина за Рогожской заставою», после которой авторы ставят многоточие, потому что рассказ о людях не закончен, поскольку «еще много осталось впереди…», и список неспетых песен огромен, и потребность в человечности — большая.

http://www.vteatrbilety.ru/netcat_files/all_spect_gallery_pictures/tishina_1.jpg
У Театра музыки и поэзии зритель особый. В зале на премьере были замечены известная правозащитница Людмила Алексеева, литературовед и писательница Мариэтта Чудакова, журналист и писатель Юрий Рост. Публика долго не расходилась, выражая горячую признательность актерам и музыкантам, Олегу Синкину (музыкальный руководитель и аранжировщик) и Владиславу Фролову (свет) за высокий профессионализм, интеллигентность и любовь к театру и зрителям.

http://kamburova.theatre.ru/press/articles/19823/

материал опубликован в журнале "Театральный мир"11 за 2014 год

 

"СНИЛСЯ МНЕ САД" - Наполни душу свою...

http://kamburova.theatre.ru/press/articles/16328/ 

Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой – поразительное место. Поражает степень концентрации культуры на один квадратный сантиметр, этого культурного слоя хватило бы стадион накрыть, а тут – полсотни зрителей всего!

 http://kamburova.theatre.ru/press/articles/18830/

В каком еще те­ат­ре можно за один вечер по­смот­реть целых два­дцать три спек­так­ля? А имен­но столь­ко пе­сен­ных ком­по­зи­ций пред­став­ле­но в про­грам­ме, со­еди­нив­шей двух ве­ли­ких бар­дов - Жака Бреля и Вла­ди­ми­ра Вы­соц­ко­го...

В каком еще те­ат­ре можно за один вечер по­смот­реть целых два­дцать три спек­так­ля? А имен­но столь­ко пе­сен­ных ком­по­зи­ций пред­став­ле­но в про­грам­ме, со­еди­нив­шей двух ве­ли­ких бар­дов - Жака Бреля и Вла­ди­ми­ра Вы­соц­ко­го. В такой необыч­ной ма­не­ре Елена Кам­бу­ро­ва пред­став­ля­ет спек­такль-кон­церт "На свой необыч­ный манер". Режиссер Иван Поповски.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/frenkelinessa/kambyrova/h-149727.jpg

До Елены Ан­то­нов­ны по­че­му-то в го­ло­ву ни­ко­му не при­хо­ди­ла такая про­стая и ге­ни­аль­ная мысль, что их твор­че­ское на­сле­дие уди­ви­тель­но до­пол­ня­ет и обо­га­ща­ет друг друга. У каж­до­го – своя дра­ма­ти­че­ская судь­ба, и при этом каж­дый из них по­вли­ял на судь­бы несколь­ких по­ко­ле­ний. Фран­цуз­ский шан­сон гар­мо­нич­но че­ре­ду­ет­ся с бал­ла­да­ми Вы­соц­ко­го, судь­ба ко­то­ро­го в свою оче­редь ока­за­лась нераз­рыв­но свя­за­на с Фран­ци­ей.

Елена Кам­бу­ро­ва не пы­та­ет­ся под­ра­жать зна­ме­ни­той хрип­лой ав­тор­ской ин­то­на­ции, как это де­ла­ет боль­шин­ство вы­сту­па­ю­щих на офи­ци­аль­ных кон­цер­тах па­мя­ти Вла­ди­ми­ра Се­ме­но­ви­ча. Кам­бу­ро­ва де­ли­кат­но и нежно пре­под­но­сит текст, и ты вдруг слы­шишь, от­кры­ва­ешь для себя нечто новое в каж­дой строч­ке, в каж­дом куп­ле­те, слов­но встре­ча­ешь­ся с пес­ней впер­вые. Нет на се­год­ня ис­пол­ни­те­лей, рав­ных ей в ху­до­же­ствен­ном про­чте­нии песни, в до­не­се­нии смыс­ла каж­до­го слова.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/frenkelinessa/kambyrova/h-149629.jpg

На гла­зах у зри­те­лей про­ис­хо­дит вол­шеб­ство: уста­лая, немо­ло­дая, ма­лень­кая жен­щи­на пре­об­ра­жа­ет­ся: под­ни­ма­ет го­ло­ву, ста­но­вясь вы­со­кой, за­го­ра­ют­ся глаза, мор­щин­ки ис­че­за­ют, силь­ный голос за­пол­ня­ет все про­стран­ство ка­мер­но­го зала и рвет­ся сквозь стены. Ей под­власт­ны любые залы, она умеет по­ко­рять любую пуб­ли­ку, при­под­ни­мая ее над бытом, су­е­той, ведя за собой в мир пре­крас­но­го.

Как толь­ко гас­нет свет, мягко за­го­ра­ет­ся экран и вслед за пер­вы­ми но­та­ми слы­шат­ся пер­вые звуки го­ло­са, на­чи­на­ет­ся бла­го­твор­ное воз­дей­ствие силы ис­кус­ства. Оду­хо­тво­рен­ные лица зри­те­лей во время фи­наль­ных ап­ло­дис­мен­тов – за­слу­жен­ная на­гра­да участ­ни­ков вол­шеб­но­го дей­ства.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/frenkelinessa/kambyrova/h-149715.jpg

Нель­зя не упо­мя­нуть ху­дож­ни­ка по свету Джиму Жмы­хо­ву и за­ме­ча­тель­ный ви­део­ряд Юлии Ми­хе­е­вой.

Как все­гда му­зы­каль­ное ре­ше­ние спек­так­ля - за Оле­гом Син­ки­ным, а по­ста­но­воч­ное – за Ива­ном По­пов­ски, без этих двух людей театр Кам­бу­ро­вой не стал бы таким, каким он стал сей­час.

Театр Кам­бу­ро­вой: кро­шеч­ное про­стран­ство - ве­ли­кое ис­кус­ство!

 

https://www.teatrall.ru/teatr/teatr-muzyiki-i-poezii-pr-e-kamburovoj/4750-na-svoj-neobyichnyij-maner/#