http://teatp.ru/content/article_image_fHQjAw.jpg

Театр ШСП

1. открытие сезона 2016-2017
2. спектакль  Дурочка и зэк
3. спектакль  Спасти камер-юнкера Пушкина
4. спектакль Последний ацтек
5. спектакль Чайка
6. спектакль  Молоток
7. спектакль Здесь живет Нина
8. интервью с Альбертом Филозовым
9. первоапрельский  вечер
10. интервью с Галибиным

11. спектакль "Пока наливается пиво" http://mnenieguru.ru/index.php/moe-mnenie-o-spektaklyakh-2/45-teatr-shsp/282-spektakl-poka-nalivaetsya-pivo-teatr-shsp

Театральная диагностика

27 марта в День Театра в театре «Школа Современной Пьесы» состоялся финал Международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица 2017». В рамках конкурса прошли показы этюдов театральной лаборатории :)Класс молодой режиссуры):

Пятнадцать лет проводится конкурс современной драматургии, который в 2003-м году придумал для своего театра художественный руководитель театра «Школа Современной Пьесы» Иосиф Райхельгауз, даже не предполагая, что через несколько лет в нем будут принимать участие сотни драматургов и десятки режиссеров из разных городов России и других стран. В этом году эксперты выбрали двадцать шесть лучших из 357 пьес, присланных на конкурс. Лонг-лист был представлен вниманию жюри, в которое вошли  восемьдесят молодых режиссеров – студентов и недавних выпускников режиссерских мастерских театральных и кинематографических вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Минска.

Главная цитата конкурса:

«Когда-то театр начинался с актера, затем с драматурга, а позже с вешалки. Сегодня театр начинается с режиссера…».

С 2009 года обязательной частью конкурсной программы является творческая лаборатория «Класс молодой режиссуры». Именно режиссеры ежегодно определяют шорт-лист пьес, присланных на конкурс, ориентируясь на те, что им самим хотелось бы поставить. Театр ШСП их присланных заявок на предполагаемые постановки отобрал десять участников, которым предоставил полную свободу творчества и возможность выбора актеров и любой сценической площадки внутри театра для этюда.

По традиции организаторами конкурса был презентован новый сборник «Лучшие пьесы 2017 года», который тут же был вручен лауреатам и экспертам. После чего все отправились в театральное путешествие смотреть пятнадцатиминутные этюды, складывающиеся в пеструю картину современной драматургии и режиссуры.

Среди участников конкурса были зарекомендовавшие себя драматурги (Андрей Иванов, Анастасия Букреева, Денис Касперов), чьи пьесы уже идут в нескольких театрах, вполне опытные режиссеры (Александр Созонов, Филипп Гуревич, Олег Долин), и новички - стартовые условия у всех были равны.

Зрители и заинтересованные лица (например, завлиты театров из других городов) с удовольствием перемещались от площадки к площадке, обмениваясь на ходу впечатлениями, с любопытством присматриваясь к выбранным режиссерам пространствам и попыткам сценографии.

Некоторое неудобство состояло в том, что отсутствовали краткие аннотации к представляемым пьесам, ведь прочитать только что вышедший сборник удалось не каждому, а хотелось охватить историю целиком.

Итак, в режиме нон-стоп на конкурс удалось посмотреть следующие этюды:

1. драматург Анастасия Букреева «Ганди молчал по субботам» (Санкт-Петербург), режиссер Филипп Гуревич (студент ГИТИСа, мастерская Олега Кудряшова)

2. драматург Касперов Денис «Расстрелянное солнце» (Москва),
режиссер Олег Долин (выпускник ГИТИСа, мастерская Сергея Женовача)

3. драматург Айрат Ахметов «Красный павлин» (Казань), режиссер Антон Федоров (студент Театрального института имени Бориса Щукина, мастерская Ю рия Погребничко)

4. драматург Юлия Шарапова «Позовите тетю Тоню» (Рыбинск, Ярославская область), режиссер Виталий Когут (выпускник ГИТИСа, мастерская Леонида Хейфеца)

5. драматург Алексей Синяев «Тракторина» (Екатеринбург), режиссер Владимир Киммельман (студент Театрального института имени Бориса Щукина, мастерская Михаила Борисова)

6. драматург Кирилл Бусидов «Соло на ржавых качелях» (Москва),
режиссер Роман Лыков (студент ГИТИСа, мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова)

7. драматург Алексей Житковский «Дятел» (Нижневартовск), режиссер Ленара Гадельшина (студентка ГИТИСа, мастерская Александра Галибина)

8. драматург Сергей Минаев «Луна и грыжа» (Москва), режиссер Александр Серенко (выпускник ЛГИТМиК, мастерская Анатолия Праудина)

9. драматург Вадим Климов «За искусство (Конец цитаты)» (Барнаул),
режиссер Надежда Евстигнеева (выпускница Института русского театра, мастерская Марка Розовского)

10. драматург Андрей Иванов «С училища» (Москва), режиссер Оксана Погребняк (студентка ГИТИСа, мастерская Иосифа Райхельгауза)

                                                                                 

Этот вечер можно было назвать диагностикой современной драматургии, так отчетливо проявились ее слабые и сильные стороны. И еще раз пришлось убедиться в том, что текст, с которым нынче модно обращаться чересчур вольно, имеет первостатейное значение. Режиссер, в первую очередь, должен быть опытным читателем, а уж затем маркетологом, создающим некий перфоманс - модный тренд от искусства. Среди литературы были выбраны также пьесы, которые уж точно нуждались в режиссерской обработке, так как были перенасыщены нецензурной лексикой, мешающей восприятию.

Самыми интересными работами для меня стали: «Соло на ржавых качелях» - об одиночестве, «Ганди молчал по субботам» - о человеколюбии и «Расстрелянное солнце» - о вере и предательстве. В этих этюдах режиссерам с помощью актерских индивидуальностей удалось донести некую историю от драматурга. Запомнились актерские работы Анны Потокиной, Владимира Комарова, Анастасии Лебедевой, Алексея Полякова, Олега Царева и др.

После показов состоялось обсуждение, на котором любой желающий мог взять микрофон. Художественный руководитель Театра ШСП Иосиф Райхельгауз, подводя итоги вечера, не стал удерживать интригу и объявил, какие работы понравивились ему более других. Режиссерам спектаклей «Ганди молчал по субботам» - Филиппу Гуревичу и «Соло на ржавых качелях»

- Роману Лыкову будет предоставлена возможность осуществить постановки на сцене московского театра «Школа современной пьесы».


 

Write comment (0 Comments)

В Театре ШСП советую посмотреть симпатичный спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина».

Иронично, остроумно и увлекательно авторы в лице Михаила Хейфеца (драматург), Иосифа Райхельгауза (режиссер-постановщик) и Алексея Трегубова (художник) проводят для зрителей театральную «экскурсию» по жизни героя Михаила Питунина (Александр Овчинников), в которую не по своей воле регулярно вторгается самый главный писатель - "НАШЕ ВСЕ". События узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями, взволнованными монологами и отлично выстроенными сценами.

Write comment (0 Comments)

У спектакля в Театре ШСП "Здесь живет Нина" - два больших достоинства.

http://eclectic-magazine.ru/wp-content/uploads/zdes-zhivet-nina-in.jpg

Первое - главную роль играет актриса Ольга Гусилетова, давно мною любимая, давно заслуживающая широкой известности и множества замечательных ролей, которые сыграла бы с блеском! Второе - спектакль фантастически короткий - 1час 15минут, давненько я не смотрела  в репертуарных театрах таких спектаклей-этюдов. Большее, чем на этюд, на черновую студенческую работу этот материал, в общем-то, и не тянет. Не понимаю, зачем театру ШСП надо было брать эту пьесу. Идея у пьесы - хорошая, но сама пьеса какая-то не доделанная, не дописанная.

Write comment (0 Comments)

Губит людей не пиво...

На сцене Театра ШСП – барная стойка одного пивного бара довольно  среднего, по словам самого бармена, уровня. Бывают  пивные подороже и помоднее, но вряд ли интереснее…

Ироничная официантка (Анжелика Волчкова) и молодой стажер (Кирилл Емельянов) вяло готовятся к приему посетителей. Официантке явно всё и все  давно надоели, она работает с ленцой, без искорки, вероятно,  много чего повидала на этой обратной от посетителей стороне и не питает иллюзий по поводу светлого будущего. Молодой стажер, наоборот, полон надежд  на  головокружительную  карьеру, ему кажется, что в пивном баре он заработает  кучу денег, которые он уже знает, на что потратит, главное, пусть научат, как подзаработать.

Попасть по другую сторону прилавка – уже одно это довольно увлекательно для зрителей. Кто хоть раз в жизни не хотел бы туда заглянуть? О секретах профессии бармена, о нравах клиентов и вообще - о разной жизни весь вечер напролет, пока  наливается пиво, будет рассказывать главный герой - писатель, режиссер и актер Евгений Гришковец. Кстати, рекомендую покупать билеты в первые ряды партера ближе к центральному проходу, тогда и вам, возможно,  стаканчик пенного напитка перепадет. 

Клиентов пивной и случайных собеседников играют Владимир Качан, Алексей Петренко, Елена Санаева, Владимир Шульга, Александр Овчинников, Екатерина Директоренко, Даниэлла Селицка, Иван Мамонов, Алексей Гнилицкий, Николай Голубев, Александр Цой, Татьяна Циренина и др. артисты Театра ШСП.

Для чего человек приходит в бар? По мнению молодого стажера – отдыхать и расслабляться. А вот бывалый Гришковец утверждает, что в бар, в основном,  приходят не самые голодные и усталые, не те, кто жаждет напитка, а тот, кто нуждается в слушателе, кто просто устал от невнимания, одиночества. «Алкоголь и бар должны быть хуже человека». - Профессиональный бармен должен так умело радоваться посетителю, чтоб тот приходил второй раз и третий, и незаметно для себя становился завсегдатаем заведения.

Кому-то достаточно пары-тройки пива, кому-то - стакана виски, а некоторым  даже и пить не надо, вся жизнь, как на ладони. У одиночных посетителей, пар и даже групп опытный бармен  может, если захочет, выведать самые сокровенные истории, потому что именно здесь люди раскрываются, как нигде.

У театра «Школа современной пьесы» уже были подобные спектакли-импровизации: «Своими словами», «Прочитанное, подслушанное, подсмотренное…», но новая  постановка Иосифа Райхельгауза получилась  гораздо  удачнее, и по композиции, и по исполнению. А может, благодаря тому, что основы сюжетов и тексты диалогов заложил настоящий писатель,  сделав это в собственной авторской  манере с хорошей долей парадоксального юмора (обычные ситуации кажутся в изложении Гришковца чрезвычайно забавными). В качестве бармена Евгений смотрится обаятельно и человечно, да и посетители кажутся хорошими знакомыми. Кто-то – трогательным, как пара советских эмигрантов-евреев (Елена Санаева и Алексей Петренко), решающих, как без ущерба для себя вернуться из Германии обратно на Родину, и тут же доверчиво попадающих в руки жуликов. Кто-то – жалким, как герой Владимира Качана: зашившийся завсегдатай,  заказывающий лишь безалкогольные коктейли, нарывающийся на политические споры и рассказывающий свежие анекдоты на тему Улюкаева: «Автоответчик в Роснефти: если у вас нет нефтяных активом, нажмите звездочку, если есть – решетку…».  Кто-то дико смешным, как пара бизнесменов (Иван Мамонов и Владимир Шульга), выбирающие  страну, в которую собираются свалить навсегда, по географическому школьному атласу 5-го класса . Провинциалка из Молдавии (Татьяна Циренина) – своей наивностью очарует не только публику, но и бывалого бармена, а две блондинки, беспрестанно хохочущие, словно «опоздавшие на поезд: Москва – Амстердам» (Екатерина Директоренко и Даниэлла Селицка) сначала достанут всех,а потом порадуют

прекрасно исполненной вокальной композицией в сопровождении  замечательных музыкантов, создающие атмосферу уютного кафе – Левона Оганезова и Владимира Острикова.

И вечер "обещал быть томным", если бы не странный (страшный) финал: в зал вбежали люди в камуфляже с автоматами. Леденящие кровь крики: «Остановите мероприятие! Включите свет! Всем оставаться на местах! Мобильные телефоны не доставать! Наши сотрудники эвакуируют вас из зала…».

Знаете, даже, когда раздался мажорный голос Райхельгауза, деловито сообщивший, что в зале – не переодетые артисты, а самые настоящие сотрудники ФСБ, которые "на сегодня одни только и могут обеспечить нам всем безопасность", я не нашла в себе силы воспринять это как шутку или глубокий режиссерский ход. Советую людям с тонкой душевной организацией, не дожидаясь такого конца, тихо отползать за пять минут до финала в фойе, тем более что и там разливают настоящее пиво.

материал опубликован в журнале "Театральный мир" - декабрь 2016 г.

Write comment (1 Comment)

"Пусть тебе приснится..."

Пьеса Владимира Лидского «Дурочка и зэк» в 2015 году стала лауреатом конкурса современной драматургии «Действующие лица» и была немедленно принята к постановке в театре Школа Современной Пьесы. Режиссер Виктория Печерникова (ученица Олега Кудряшова) вместе с художником Асей Скорик и балетмейстером Евгенией Миляевой сотворили тонкий добрый нежный спектакль. Сценография места действия проста и точна. Все события происходят в помещении, похожем на библиотеку - по стенам сплошные книги, вполне внятное жилье студентки университета. В этой комнате по ходу действия ничего не меняется, разве что со стены исчезает картина с обнаженной женщиной.

Write comment (4 Comments)

Мечту легко разбить молотком

«Молоток» - страшный и простой спектакль молодого режиссера Павла Макарова по пьесе Павла Павлова о том, что, когда в одной пустой голове заводится единственная мысль, мозг в итоге дает команду рукам, и она, даже самая ужасная, приводится организмом в исполнение. И никакая другая мысль ее вытеснить не может, поскольку в голове – «пусто, пусто, пусто, страшно, страшно, страшно...».

Герой спектакля мальчик по кличке Жендос (Иван Василевский) бегал с детства.

                              

Write comment (0 Comments)

 «Чайки» над «Школой»

Один из самых знаменитых спектаклей начала 90-х ? «А чой-то ты во фраке?» в театре «Школа современной пьесы». Конечно, это не Чехов в чистом виде, но многие слова из чеховского «Предложения» можно узнать без труда в этих опере и балете для драматических артистов. За сто с лишним лет редко в каком театре не стрельнуло ружьё, висящее на стене. У Иосифа Райхельгауза оно впервые выстрелило во «Фраке».

Каноническую «Чайку» Чехова, которая в «Школе современной пьесы» идёт с 1998 года, Райхельгауз сперва препарировал со студентами Рочестерского университета. Несмотря на успех, переносить спектакль из малого зала в большой режиссер не стал. И сегодня «Чайка» Чехова в «Школе современной пьесы» идёт в зале «Зимний Эрмитаж». Зрители сидят двумя амфитеатрами друг напротив друга, разделённые длинным подиумом, в одном конце которого играют спектакль Треплева «Люди, львы, орлы...», в другом Ирина Алферова, Альберт Филозов, Юрий Чернов, Владимир Качан и другие играют сцены в усадьбе Сорина. На спектаклях всегда были аншлаги, так что и сегодня билеты следует покупать заранее.

Write comment (0 Comments)