Антреприза
 
1. Мюзикл Пола Негри
2. спектакль Потерпевший Гольдинер с Владимиром Этушем и Ольгой Тумайкиной
 
 

«ГДЕ-ТО НА БЕЛОМ СВЕТЕ…»

О премьере спектакля «Потерпевший Гольдинер» в апреле 2013г.

https://snob.ru/i/indoc/user_25185/a25aa794c99eb3d539e80dba088b7a3e.jpg

Театральная критика обычно относится к антрепризе пренебрежительно или просто не замечает, но спектакль «Потерпевший Гольдинер» (продюсерский центр «АртФурор») стоит внимания, тем более что он фактически сделан вахтанговской командой: режиссер - Анна Дубровская, музыкальное оформление спектакля - Татьяна Агаева, актеры - Владимир Этуш и Ольга Тумайкина. Спектакль уже ждут в разных городах и странах (главное, чтобы у актеров хватило сил и времени на гастроли).
Пьеса Виктора Шендеровича, написанная несколько лет назад, уже идет в нескольких театрах. Недавно прошла премьера спектакля «Последний Ацтек»  в московском театре ШСП и удивила автора неожиданно лирическим подходом Иосифа Райхельгауза к его произведению. И вот – новая постановка. Режиссер Анна Дубровская твердой женской рукой вернула произведению первоначальную остроту и глубину, ведь помимо личных отношений между мужчиной и женщиной существуют проблемы, волнующие как автора, так и всех людей на Земле: Родина, одиночество, смысл жизни…. Спектакль вышел философским и, вместе с тем,  веселым. Публика много смеялась и аплодировала, затихая в нужные моменты, благодаря умело расставленным акцентам. Большая часть аудитории мгновенно ловила все авторские посылы, живо реагируя на блистательное актерское проживание литературных персонажей.

http://www.teatral-online.ru/i/ph/xl/xl_20140410232622.jpg
Попавшие на премьеру счастливчики были страшно довольны, поскольку с первой же картины спектакля получили удовольствие, еще бы: на сцене сидит сам Владимир Абрамович Этуш и внимает незабываемой  песне «Где-то на белом свете…». Режиссерский посыл мгновенно считан,  бурные аплодисменты. Старый кассетный магнитофон по ходу пьесы еще не раз порадовал публику советскими популярными и очень любимыми песнями. Под звуки мажорных  песен несокрушимого и неистребимого в сердцах бывших граждан СССР сладко сжимались сердца даже у самых яростных противников старого режима.
Автор пьесы, не заморачиваясь, быстро столкнул своих героев еще до начала сценического действия: автомобиль стопроцентной американки (миссис Уотсон – Ольга Тумайкина) сбивает выскочившего на красный свет ей под колеса «русского» эмигранта (старик Гольдинер – Владимир Этуш). Действие происходит, естественно, на Брайтон-Бич, однако история  у Виктора  Шендеровича получилась отнюдь не местечковой.
Миссис Уотсон приходит в дом к потерпевшему с исполнительным листом:  американское правосудие обязало ее два раза в неделю ухаживать за стариком. Столкнулись два мира, два сознания, которые могли бы никогда не встретиться лицом к лицу. Оба не скрывают взаимной неприязни, хотя американка изо всех сил старается сохранять толерантность, в отличие от ворчливого неприветливого Гольдинера, не выучившего за двадцать лет даже примитивный английский, этот «собачий язык». Но его политические нападки она сносит недолго: «Сидит возле чужого океана на чужой шее и крутит советские песни!», - парирует она его претензии к Америке. Обитатель крохотной брайтонской квартирки, которую периодически сотрясает нью-йоркская подземка, совершенно невозмутим и отнюдь не думает меняться. Гольдинер двадцать лет назад покинул Родину, чтобы быть рядом с сыном, которому стал совсем не нужен. «Ваш дилер занимается недвижимостью? Я ему как раз подхожу», - едко замечает Гольдинер не прошеной гостье, с трудом разворачивая ей навстречу  инвалидную коляску.

http://s1.afisha.net/MediaStorage/5f/18/7be6c6076db640ddb5732c66185f.jpg
Постепенно отношения теплеют. Оказывается, Джейн Уотсон, на самом деле - Женя Раввинская, была вывезена родителями в трехлетнем возрасте из Харькова, и, благодаря бабушке,вовсе  не забыла русский язык. Оба они и Гольдинер, и Равинская не растворились в «плавильном котле эмиграции», сумели остаться   собой. Джейн-Женя с любопытством  слушает своего подопечного, кормит супом и смеется над старыми анекдотами. Они еще спорят о государственной справедливости, что и грустно: «Что вы сравниваете? Вас привезли сюда жить, а меня – умирать…», - и смешно: «Всю жизнь я боролся за свободу негров, а они тут ездят на своих лимузинах и ведут себя нагло…». Эти фразы старого Гольдинера вызывают мгновенную реакцию публики. Многие еще помнят советские лозунги и демонстрации в защиту угнетенных народов, в том числе, американских негров, которых теперь ни в коем случае нельзя называть неграми.
«Благословенная» Америка, «протухший» Брайтон, мифический Советский Союз – все не так однозначно. Есть вещи более важные для человека, например, потребность в другом человеке, неумолимость Времени. От полного непонимания и нежелания видеть друг друга герои спектакля проходят путь к взаимному интересу, сочувствию и трогательной нежности.
Чем ближе спектакль к финалу, тем чаще наступает звенящая тишина, тот самый необходимый ингредиент для получения катарсиса.
 Владимир Абрамович Этуш играет тонко, не «хлопоча лицом», одна поднятая бровь,  подмигивающий глаз, и зал уже понимающе реагирует, взрываясь аплодисментами. Потерпевший Гольдинер обладает неиссякаемым чувством юмора, извлекая из своего вынужденного положения массу забавного. «Ее ко мне потянуло, и она не смогла затормозить…», - с удовольствием дает он почву для соседских сплетен, напевая про «ночи, полные огня», всячески демонстрируя несуществующие отношения между собой и «стопроцентной» американкой, тут же становясь местной знаменитостью.
После премьеры Владимир Абрамович под бурные овации торжественно назвал Ольгу Тумайкину одной из лучших своих учениц. Актриса Тумайкина действительно потрясающая. Здесь она была удивительно искренней и понятной, женственной и кокетливой, деловой и сердитой, терпеливой и внимательной. Она была так убедительна, так естественна и в роли миссис, и в роли маленькой девочки, переживающей за отца, и в роли женщины, которой так не хватает все понимающего старшего друга, что действительно разделила на равных со своим Мастером все овации и крики «браво».
       
Апрель 2013

Новая театральная эра

18 и 19 декабря 2013 в питерском ДК им. Ленсовета состоялась премьера уникального мюзикла в формате 3D «Пола Негри» - о знаменитой польской актрисе эпохи немого кино. Зрители смотрели спектакль в 3D – очках, а главной декорацией стала визуальная проекция на экране величиной двадцать на семьдесят метров.

С этого мо­мен­та вполне можно на­чи­нать от­счет новой те­ат­раль­ной эры. Впер­вые на сцене живые ак­тё­ры вза­и­мо­дей­ство­ва­ли с но­вей­ши­ми тех­но­ло­ги­я­ми два­дцать пер­во­го века, ро­дил­ся новый син­тез ис­кус­ства кино и те­ат­ра.

Идея 3D-мю­зик­ла при­ш­ла ре­жис­се­ру Янушу Юзе­фо­ви­чу, когда он по­смот­рел фильм "Ава­тар". Об­ду­мав эту идею с точки зре­ния те­ат­ра, он стал ин­те­ре­со­вать­ся, было ли у ко­го-ни­будь что-ли­бо по­доб­ное? К его удив­ле­нию, даже в Аме­ри­ке (а Юзе­фо­вич спе­ци­аль­но ездил в Нью-Йорк) еще никто не ре­шил­ся на по­доб­ную по­ста­нов­ку. Он по­зво­нил в Лон­дон, где про­из­во­дят самые мощ­ные в мире 3D-про­ек­то­ры, и там – ни­че­го.