"Пусть тебе приснится..."

Пьеса Владимира Лидского «Дурочка и зэк» в 2015 году стала лауреатом конкурса современной драматургии «Действующие лица» и была немедленно принята к постановке в театре Школа Современной Пьесы. Режиссер Виктория Печерникова (ученица Олега Кудряшова) вместе с художником Асей Скорик и балетмейстером Евгенией Миляевой сотворили тонкий добрый нежный спектакль. Сценография места действия проста и точна. Все события происходят в помещении, похожем на библиотеку - по стенам сплошные книги, вполне внятное жилье студентки университета. В этой комнате по ходу действия ничего не меняется, разве что со стены исчезает картина с обнаженной женщиной.

                                                                

У главных героев нет конкретных имен - «зэк» (Иван Мамонов) и «дурочка» (Татьяна Циренина), что вполне соответствует духу иносказательной этой истории. Жили-были параллельные миры, которые никак не должны были пересечься: «вор должен сидеть в тюрьме», а юные наивные девушки – дома с родителями. Но судьба играет человеком, а человек... тоже играет: только что вышедший на свободу зэк нашел на улице одинокую «дурочку» и... приручил ее.

Почему юная девушка жили одна-одинешенька? Да просто мама и папа несколько лет назад погибли в автокатастрофе.  А почему "дурочка"? Да, девушка - не совсем обычная, с головой после аварии у нее не все в порядке, но ведь есть и другой смысл у слова «дурочка». Так ласково и нежно обращаются к маленькому беззащитному существу. А эта дурочка была именно такой, и у нее было все, чем должен обладать хороший человек: доброта, сострадание, любознательность, большое сердце…     

                           

Огромный «зэк» с грубыми ручищами и страшными наколками вовсе не собирался долго церемониться. Просто нужда в жилье и средствах подтолкнула «обаять» одинокую девушку без присмотра. А «дурочка» взяла, да привела сразу на квартиру. Вот ему свезло, так свезло: по-скоренькому разжиться нехитрым барахлишком, взять денег «взаймы» и дёру. Но быстро не вышло - вор буквально впал в оцепенение. Таких диковинных экземпляров он «в натуре» не встречал. Наивная доверчивость обезоружила: ну как можно так открываться незнакомцам?! А еще - шагать в бездну с кровати, веря, что он непременно подхватит.                                                                  

А еще никто до сих пор не слушал его вранье так восхищенно. Он и сам начал верить, что «помогал людям избавляться от ненужных вещей», что старушек через дорогу переводил и  дрова им колол... «Остапа понесло» - так захотелось ему предстать перед ее распахнутыми глазищами разведчиком,  космонавтом, героем и все время слушать: «Я тобой горжусь, ты – мой герой!».

Зэковские фантазии в духе Хлестакова почти вознесли обоих к звездам, если б не строгая «тетя бедной дурочки». Тетушку (Елену Санаеву) понять можно: у нее опыта больше - людей насквозь видит, и в мгновенное преображение волка в ягненка не верит. Жизнь учит печали. Но то - правда жизни, а у нас тут - сказка жизни. Почти «рождественский» финал этой милой истории здорово повышает настроение, и черт с ней, с правдой жизни, лучше всем залом подпеть влюбленным: «Пусть нам всем приснится Па-а-альма де Майорка-ааа…».

Хочется отметить точный режиссерский выбор актеров. В назначении актера на роль уже заложено решение спектакля. И тут режиссер Виктория Печерникова стопроцентно попала. Артист Иван Мамонов так органичен в татуированной «шкуре» своего героя, что когда его грубоватая неуклюжесть тает от проснувшейся нежности, и смягчается взгляд исподлобья, этот комедийный персонаж легко и естественно перерождается в трогательно-лирический. Любовь ведь нужна каждому, тем более, обделенному ею с детства. Татьяна Циренина в роли «дурочки» так выразительна и чувственна, что порой напоминает молодую Марину Неелову - той же хрупкостью, тонкостью и… пронзительным одиночеством. А как Елене Санаевой в маленькой роли "дурочкиной" тети вообще удается не играть, а душевно пережить и передать настоящие человеческие боль и страх за невинную беззащитную душу, которую ей выпало беречь и защищать по мере сил?

А зрители выходят после спектакля с влажными счастливыми глазами, унося домой добрую песню...

"Пусть тебе приснится Пальма де Майорка, в Каннах или в Ницце ласковый прибой,
Или в Подмосковье роща вдоль пригорка... только, чтобы вместе были мы с тобой..."

К юбилею актрисы Елены Санаевой

21.10.2017

- Елена Всеволодовна, как Вы относитесь к этому спектаклю, в частности, и к чудесам вообще?

- Я очень люблю «Дурочку и Зэка» и свою роль в этом спектакле. Его сюжет похож на сказку, но жизнь сама такое иногда выкидывает, что ни одному писателю не придумать…

- Вы считаете, что такому герою можно доверять?

- Знаете, так много пишут, как люди знакомятся в интернете, и переписываются с заключенными, и т.п., и сколько не говорят, что верить нельзя, опасно, всегда найдутся женщины, которые поверят. Слишком  уж много женщин одиноких, необласканных…

- Не получится так, что, посмотрев спектакль в театре ШСП, женщины станут обманываться чаще…

- Ну, знаете, голову-то на плечах надо же иметь, независимо от театра.

- Завтра у вас День рождения. Отличается ли этот день для Елены Санаевой от прочих?

- Каждый прожитый год –   подарок от Бога, и каждый день – тоже. День рождения – просто точка отсчета, с которой начинается твой личный новый год. Не так важно, сколько тебе лет, а как ты себя чувствуешь. С высоты прожитых лет все больше понимаешь, сколько сил и времени ушло на ненужные вещи, глупые переживания, огорчения из-за ерунды, и начинаешь ценить каждый подаренный тебе день.

С Днем рождения, дорогая Елена Всеволодовна! Пусть у вас будут еще тысячи подаренных Дней, ничем не омраченных! Будьте здоровы!