Постановка оперы, которую сам Верди считал одной из лучших своих работ, на новосибирской сцене будет осуществлена в четвертый раз.  Впервые опера «Риголетто» была поставлена в театре в 1948 году.

Автором художественной концепции нового спектакля и режиссером-постановщиком выступит заслуженный деятель искусств России, главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев, дирижер-постановщик  – главный дирижер и музыкальный руководитель театра Михаил Татарников. Автор костюмов ‒ Сергей Пугачев, арт-директор и художник по костюмам Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова. Декорации к спектаклю создает художник Тимур Гуляев.

Михаил Татарников отмечает: «Именно с «Риголетто» Верди поднимается на плато гениальности в своем творчестве. Всё, написанное им после, ‒ это оперы очень известные, они идут по всему миру и снискали заслуженную славу и композитору, и театрам, и певцам. По своей драматургии все последующие оперы Верди ‒ смотрящие вперед и на века определившие вектор развития оперы для следующих поколений композиторов. Можно сказать, до «Риголетто» Верди нащупывал путь: где-то у него получались очень сильные произведения, где-то он немножко притормаживал, и все это был творческий поиск. И, повторюсь, именно в «Риголетто» он абсолютно четко определил для себя цели, которые понимал, которые видел в опере, и уже до конца их развивал». По замыслу режиссера-постановщика Вячеслава Стародубцева, площадка камерного зала НОВАТа требует более тонкой и детальной актерской работы, поэтому позволяет взглянуть на знаменитую оперу  свежим взглядом. Режиссер предлагает неоклассическое визуальное решение и отмечает: « Мы хотим раскрыть нашему зрителю актуальное содержание классического произведения, хотим помочь ему увидеть, насколько оно может быть близко и понятно сегодняшнему зрителю даже без привнесения в спектакль внешних признаков современной культуры.  В нашей постановке мы предлагаем найти ответ на вопрос ‒ кто же главный игрок в этой истории? Герцог Мантуанский управляет Риголетто, или развитие событий ‒ это результат изощренной игры самого шута? Вообще, для меня самого, «Риголетто» ‒ это история не об отеческой любви, а об эгоизме. Здесь каждый персонаж эгоистичен: безудержный в своих прихотях Герцог, Риголетто, отцовская любовь которого стала клеткой для Джильды, даже Джильда ‒ воплощение света и чистоты ‒ не лишена эгоизма, ведь она тоже обманывает отца». 

Опираясь на своё видение эпохи и на видение общей картины режиссёром, художник по костюмам Сергей Пугачев остановился на варианте неоклассической стилизации Ренессанса. Зритель также увидит в костюмах стилизованные элементы дворцовых кованых решеток. По признанию художника, эту идею ему навеяли экстерьеры самого Новосибирского театра оперы и балета при первом знакомстве с ним.

Заглавную партию готовятся исполнить три солиста Новосибирской оперы: Павел Анциферов, Гурий Гурьев, Алексей Зеленков.

Герцог Мантуанский обновляет гардероб!

В костюмах к постановке, опираясь на своё видение эпохи и на видение общей картины режиссёром, Сергей Пугачев остановился на варианте неоклассической стилизации Ренессанса.

Зритель увидит здесь и уникальные костюмы, с одной стороны – оммаж к эпохе, с другой – актуальные, созвучные его эстетическому визуальному опыту;  стилизованные элементы дворцовых кованых решеток – эту идею Сергею навеяли экстерьеры самого новосибирского театра при первом знакомстве с ним.

В интервью редакции театра художник подробно рассказал, какие идеи и замыслы реализовались в его коллекции костюмов к «Риголетто».

Сергей Пугачёв: "Когда главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев предложил мне стать художником по костюмам новой оперной постановки «Риголетто», я сразу ответил, что с огромным удовольствием стану частью команды создателей. Для меня это был интересный вызов – как рассказать известнейшею историю с колоссальным бэкграундом постановок новым визуальным языком, чтобы заинтересовать публику, но сохранить уважение к классике. «Маэстро итальянской революции» создавал свой шедевр в 1850–1851 годах, но события пьесы «Король забавляется» Гюго, которая легла в основу либретто, происходят в начале шестнадцатого века. Было очевидным, что костюмы должны отражать эпоху позднего Ренессанса. Но буквальное копирование той эпохи художники проделывали уже много раз. Опираясь прежде всего на видение общей картины режиссером и на значение самого термина (франц. renaissance, от лат. renasci – рождаться заново, возрождаться), я остановился на варианте стилизации и приступил к отрисовке эскизов костюмов в неоклассическом стиле. В помощь мне как всегда были текст либретто, богатая психологическими оттенками музыка Верди и мой многолетний опыт художника-модельера. Прилетев впервые в Новосибирск и подойдя к театру, я внезапно остановил взгляд на кованых воротах с изысканно-строгим узором. Я вспомнил свои прогулки по усадьбам и классическим дворцово-парковым комплексам в Европе, то эстетическое наслаждение, которое получал, смотря на благоухающий сад сквозь диковинные кованые вензели. Мне захотелось перенести эти чувства и состояние в узоры на костюмах. Это и стало отправной точкой. Лейтмотивом линий в костюмах моего нового прочтения стали неоклассическая геометрия, стиль, роскошь образов эпохи Возрождения, симбиоз архитектурного кроя, переплетения линий, остроты асимметрии и игра контрастов, сочная цветовая гамма, богатая ручная расшивка. Действие оперы строится на резких драматических контрастах. И Верди в своей музыке воплощает эти контрастные характеры персонажей замечательно и очень выпукло. Эту музыкальную драматургию хотелось отразить и в костюмах. Каждый наряд стилистически связан с яркими психологическими чертами героев, у каждого из которых своя история, характер, своя тайна жизни. Современное трактование образа выразилось в использовании линий высокой моды. Костюмы созданы из благородных материалов: бархат, жаккард, парча, шелковый креп, тафта, вуаль, шелк. Для богатой, но деликатной ручной расшивки костюмов использовались муранское стекло, стразы, цветные ювелирные камни, жемчуг, крученый декоративный шнур...".

Описание костюмов персонажей

ГЕРЦОГ МАНТУАНСКИЙ – воплощение короля Франциска I из уже отрецензированной пьесы Гюго. Вне всяких сомнений, человек богатый, властный, влиятельный и величавый. Перед зрителем он появляется в роскошном домашнем халате с необычными рукавами и высокой шляпой, похожей на корону. Костюм сшит из бархата насыщенного синего цвета с богатым резным декором, подбитым золотой парчой. Авторский головной убор подчеркивает высокое происхождение героя. В сценах со шпиками костюм черный и более сдержанный. В нем на рельефных ребрах камзола с декором из парчи благородного золотого цвета используются графические черные текстуры: матовая и полуглянцевая.

РИГОЛЕТТО. Образ неоднозначный, противоречивый, похожий на всех других шутов в классических произведениях, немного мистический. Идея костюма пришла сразу. День и ночь, где темная сторона – это злая язвительность придворного шута и ярость мстителя, а светлая – нежность к своей любимой дочери. Здесь как раз и стали символичными четкие линии кованых парковых решеток, которые как будто сковывают по рукам и ногам героя, вынужденного исполнять подвластную и в какой-то мере унизительную роль шута при дворе беспринципного герцога Мантуи. Он заложник своего положения, вынужденный скрывать свои истинные эмоции и чувства. Готический стиль костюма подчеркивает высокая корона с острыми пиками, загнутыми с одной стороны, символизирующая шутовской колпак.

ДЖИЛЬДА. Юная и нежная девушка душевной чистоты и беззаветной преданности. Ее наряд должен кардинально отличаться от образов других персонажей. Романтику невинной юности я подчеркнул силуэтом и небесным цветом платья. Ткани были подобраны воздушные, легкие, чтобы при движении на сцене оставался некий флёр нимфы. Нежное кружево и парящая юбка, покрытая летящей вуалью, деликатное мерцание страз в декоре платья героини – это все считывается зрителем как песнь женственности и невинности!

Второй образ Джильды – девушка, которой пришлось повзрослеть, оставив позади мир сладостных мечтаний. Он, безусловно, не лишен романтизма, но уже другой. Этот переход я символично отобразил в цвете платья, ткань которого выкрашена с эффектом деграде от светло-серого в черный. Серый цвет в эпоху позднего Возрождения был провозглашен цветом изящества, элегантности, благородства. Декор наряда на плечевом поясе, на талии, внизу платья и головной убор сделаны графичными в технике переплетенных бархатных кантов.

ГРАФ ЧЕПРАНО. Дворянин, богатый и вальяжный человек. Я спроектировал в его костюме нестандартный крой с отсылкой к классической архитектуре эпохи Ренессанса, в которой часто встречаются арочные галереи и террасы. Цвет костюма я намеренно сделал глубокого изумрудного цвета в сочетании с благородным отливом золотистой парчи и знаковым декором на груди: бархатные шнуры в окружении рубеллитов и топазов вновь формируют фрагмент рисунка кованых ворот. Костюм графа дополняют высокая асимметричная шляпа и бархатная обувь ручной работы.

ГРАФИНЯ ЧЕПРАНО. Жена графа Черпано, одна из многочисленных страстей герцога, – особа, по моему мнению, весьма привлекательная. Героиня должна быть под стать своему мужу, а также выгодно выделяться на фоне других очаровательных женщин на роскошном балу в резиденции герцога, где по сюжету, она привлекает к себе его внимание. Вдохновением по линиям декора и цветовой гамме для создания ее костюма для меня стали природный камень малахит и кованые вензели дворцовых ворот, переплетение которых я, стилизовав, перенес на пышную юбку, на лиф и рукава платья. А подложкой под ними стала ткань, выкрашенная эффектом деграде от глубокого изумруда через малахитовую зелень в бирюзовую и зеленую лазурь в сочетании с изумрудным бархатом. Прекрасным дополнением стал высокий головной убор и бархатные туфли ручной работы.

СПАРАФУЧИЛЕ. Наемного убийцу Спарафучиле и нельзя представить иначе как персонажа зловещего. Мрачный, скрывающий свою суть под длинным широким плащом с объемным капюшоном. Подбор цветовой гаммы в тканях соответствующий: глубокий черный бархат в сочетании с размытым фиолетово-синим цветом тафты с бледно-малиновым отливом.

МАДДАЛЕНА. Сестра профессионального убийцы Спарафучиле, как и ее брат, явно скрывает свой внешний вид и пытается быть максимально незаметной для глаз окружающих. Я представил ее в длинном объемном плаще с каскадами драпировок из красно-сиреневой тафты с золотистым отблеском. Объемный капюшон, подбитый черным бархатом, придает таинственности и мистики образу этой загадочной дамы. Малиновые бархатные перчатки символизируют кровь ее семьи на ее руках.

ГРАФ МОНТЕРОНЕ. Одеяние графа должно олицетворять высокий статус, почтенный возраст персонажа и его достоинство, с которым он явился герцогу, проклиная последнего за поруганную честь своей дочери. Это достоинство оскорбленного отца я выразил в стремительных диагональных линиях костюма, которые говорят зрителю о том, что он готов к решительным поступкам. Выбор цветовой гаммы для насыщенного вишневого бархата и золотистой парчи усиливает это впечатление. Величественный высокий головной убор подчеркивает благородство образа.

МАРУЛО. Образ Маруло, приближенного герцога, я построил на контрасте ярко-красного цвета, символа власти и престижа, с цветом слоновой кости. Архитектурного кроя колет из креповой ткани с вышивкой жемчугом и стразами, плечевые накладки в виде арочных пролетов и укороченный двухсторонний плащ – все это сразу говорит о высоком социальном статусе. Яркость образа дополняет диковинный берет, сапоги ручной работы и нагрудный медальон с огромным рубином в оправе.

БОРСА. Костюм Борса, придворного, персонажа импозантного и вальяжного, построен исключительно на асимметричных линиях. Дизайнерский плащ-накидка с эффектом многослойности из бирюзового бархата с неординарным декором, выложенным золотистым крученым шнуром, жемчужной вышивкой и камнями, колет из жаккардовой ткани с вышивкой жемчугом и стразами, необычная стилизация головного убора только подчеркивают запоминающийся образ придворного.

ОФИЦЕР Абсолют четкости линий. Костюм черно-белый с небольшим добавлением золота. Я взял за основу абрис кованой решетки с явными параллельными вертикалям и ромбовидным узором.

ДЖОВАННА, служанка Джильды. Костюм служанки в моем представлении, конечно же, не должен быть слишком вычурным, дабы не перебивать образы господ, но и выглядеть совсем бедно на вид ей тоже не к лицу. Идея платья в итоге не лишена дизайнерской мысли, потому как имеет нестандартное решение корсетного лифа, построенного на имитации глубокого выреза, подрезы на рукавах. Смягчает образ тончайшее кружево бледно-персикового цвета, которое придает образу женственности и романтичности.

 

Сергей Пугачев - владелец Дома Моды «Sergey Pugachev Fashion House», с 25-летней историей.

Является членом международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», обладателем многочисленных премий и наград. С 2017 года Сергей Пугачёв создаёт костюмы не только для высокой подиумной моды, но и погружается в мир театральных постановок. В числе множества осуществлённых проектов ‒ сценические костюмы для Государственного академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга, и костюмы для спектакля «Гранатовый браслет. Предвестие любви» (премьерный показ состоялся в Большом зале консерватории им. П.И. Чайковского при участии Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова). Им создавались новые интерьеры и стиль кукол-персонажей знаменитых часов Театра имени С.В. Образцова, эскизы к спектаклям «Слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони (Ступинский драматический театр); «Алиса в стране чудес» (Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова);  «Рвущаяся нить»  и «Балаган» (Театр Мимики и Жеста, г. Москва; балет «Легенда о Щелкунчике» (Нижегородский театра оперы и балета им. А.С Пушкина).

Официальный сайт художника: www.sergeypugachev.com

Премьера. Опера Дж. Верди «Риголетто» ‒ 25 и 26 июля на Малой сцене НОВАТа (начало показов в 19:00).

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи в Оперном! НОВАТ