Лавина – явление, настолько страшное своими катастрофическими последствиями, настолько необъяснимое и пугающее, что после ее обрушения (схода) на долгие века хватает преданий, легенд, мифов. Все непонятное люди , как водится, домысливают и объясняют по-своему, придумывая условные правила и законы, нарекая внукам и правнукам неукоснительно им следовать.
Рекомендую приобрести в театре очень информативную программку спектакля, так как, помимо перечня действующих лиц, в ней приведен ряд важных сведений, помогающих изучить историю вопроса – что это за многовековое заблуждение по поводу лавин, трагически мешающее людям нормально жить.
В пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу «Лавина» рассказывается об одном горном селении, в котором люди соблюдают жестокий закон тишины. Девять месяцев в году жизнь сельчан замирает в ожидании лета, когда три месяца разрешено кричать, смеяться во весь голос, стрелять на охоте, играть свадьбы, рожать детей и т.д. Они абсолютно уверены в том, что малейшее неповиновение одного, нарушившего обет молчания, приведет к массовой гибели из-за схода лавины.
У героев спектакля нет имен, ибо притчам они не требуются.
Режиссер Сойжин Жамбалова соткала поэтическое, музыкальное (композитор Дахалэ Жамбалов), красивое (художник Натали Кейт-Пангилинан) и очень пластичное (хореограф Мария Сиукаева) завораживающее полотно.
Артистам театра «Шалом», как мы все давно убедились, по плечу любой жанр - от притчи до драмы от комедии до трагедии. Особенно прекрасно и удивительно, что каждый спектакль зажигает новые звезды на театральном небосклоне. В «Лавине», например, невозможно оторвать глаз от молодой пары (Александра Ахметзянова и Федор Бычков), чьи герои готовятся явить свету своего первенца, собирающегося, к ужасу родных и близких, покинуть живот матери раньше срока.
Среди всеобщего обледенения (даже стулья и пианино), среди свисающих сосулек есть одна, начинающейся капелью предвещающая весну. Ее капли собираются в таз, и пока он не наполнится, никто не имеет права нарушить древний закон. Нарушителей ждет смертная казнь. Так много лет назад погибает брат Пожилого мужчины (Григорий Каганович) из-за того, что не смог дотерпеть несколько дней до окончания тишины, одержимый желанием сорваться и закричать. У другой пары молодоженов, готовящихся полвека назад стать счастливыми родителями, начались преждевременные роды, Беременную (Елизавета Потапова) замуровывают в каменный гроб, чтобы ни она, ни рождающийся младенец не издали ни звука.
Страх парализует людей, никто не в силах ослушаться. Глава общины (Дмитрий Цурский) и Повитуха (Алина Исхакова) сурово провозглашают решение Совета. Пожилая женщина (Светлана Свибильская) уговаривает охваченную ужасом перед неминуемой казнью семью: «Самые жестокие законы – все равно для счастья людей».
Безвыходность и горькая безысходность накрывают не только действующих лиц, но и зал. Невозможно не волноваться за жизнь молодых людей, так нежно и трогательно прячущихся в объятиях друг друга, как оленята цепляющимися шеями и замирают, забыв обо всем. Летом они спустятся в долину и будут там жить долго и счастливо, не терзаясь суровым молчанием, но как дотерпеть до лета?
Режиссер Сойжин Жамбалова пользуется неторопливыми крупными планами, позволяющими подолгу задерживаться на каждом персонаже. Так делали лучшие режиссеры – шестидесятники в своих телевизионных фильмах и спектакля - Петр Наумович Фоменко и Анатолий Васильевич Эфрос.
На два пальца не хватает воды в тазу, бесстрастный многовековой уклад вместе с этой водой готов выплеснуть и мать, и ребенка, а ведь слово МАМА было подарено людям задолго до возникновения человеческой речи. «Ма – самое простое, что может сказать младенец…».
Спасибо авторам спектакля за те мысли и чувства, что рождались по ходу действия и еще долго не отпускавшие потом.
фото: Ксения Шабунина, Марк Еленцов