Более ста лет назад пьеса «Последние» была опубликована и сразу же запрещена к представлению на сцене. Сильно тогда досталось будущему пролетарскому писателю от казенных рецензентов за неприглядные портреты представителей полицейского департамента. В советское время «буревестнику революции» официально разрешалось бичевать пережитки прошлого, и пьесу уверенно ставили в разных театрах страны как социальную драму из жизни дореволюционной России, прогнившего буржуазного общества. С высоты двадцать первого века, пьеса сегодня стала ближе и кажется значительно острее, потому что написана не «про них», а про нас. Помимо всего прочего, в России снова в ходу полицейские чины, так что нелицеприятные портреты с натуры актуальны и сейчас. Режиссер Никита Кобелев поставил акцент на человеческих взаимоотношениях «отцов и детей» («любовь людей», как и «жизнь людей» волнует всех и всегда), но вседозволенность и цинизм людей при власти, позволяющие им калечить чужие судьбы, также сильно прозвучали в спектакле, добавив ему глубины.

Неприглядность, нечистоплотность Ивана Коломийцева, главы семейства, по сути антихриста, лихо сравнивающего себя с «Отцом небесным» – блестящая точная работа артиста Анатолия Лобоцкого. Коломийцев за годы служения в полиции развратился легкими деньгами и вседозволенностью, стал настоящим семейным монстром. Все человеческое в нем давно раздавлено пьяными оргиями, совершающимися в доме на глазах у всей семьи, так что семейные отношения также раздавлены, разбиты.

Жена Коломийцева Софья (Галина Беляева) родила на свет пятерых детей, правда, одну дочь, как раз-таки по имени Любовь, ей подарил брат мужа. Ее слабость, неуверенность, растерянность также способствовали разрушению семейных устоев. Она запуталась в жизни сама и ничего не смогла дать детям. Спасибо режиссеру и театру за возможность увидеть тонкую и трепетную актрису Галину Беляеву в этой непростой роли.

Во всех общественных или семейных разборках дети всегда оказываются «последними». Общество или родители, которые лишают молодое поколение нравственных ориентиров, подвергают угрозе не только здоровье, но и сами жизни детей. В семье Коломийцевых физическим уродством страдает одна Любовь (Юлия Соломатина), которую отец случайно или намеренно уронил в детстве, но искалеченными оказываются все, включая полубезумную няньку (Людмила Иванилова) и смертельно больного дядю Якова (Юрий Соколов).

Надежда (Полина Лазарева) презирает всех. И отца, и мать и своих сестер она считает слабаками, не умеющими жить, лишь к Александру (Владимир Гуськов) она благоволит, испытывая некую тягу, периодически с ним уединяется, цинично объявляя себя и брата «недурной парой». Надежда, не стесняясь, берет от жизни все, что ей хочется, а хочется ей при отсутствии правильного воспитания - примитивного, дикого. Развращенная с детства, лишенная сантиментов, она, пожалуй, страшнее и порочнее отца и брата, при этом уверенно красива: от ее ярко-красных губ и надменного лица глаз не отвести. На окружающих она действует как удав на кроликов, злые ее «чары» несут разрушение, не оставляя никакой надежды.

фото: Сергей Петров

Люба – героиня Юлии Соломатиной лишена человеческой любви и вынуждена защищать себя «колючей злобной оградой». Коломийцев ее не любит за дерзость, мать лишь жалеет (грубость и дерзость трудно любить), дядя скрывает свои чувства, остальные жестоко равнодушны. Удивительно как молодой актрисе удается показать физическую ущербность, не прибегая к накладному горбу и разным театральным хитростям.

Вера (Вера Панфилова) – самая безобидная из всей семьи, но и ей не достается ничего, и она, как все члены проклятого семейства, не в силах вырваться из порочного круга, и она оказывается лишена веры,надежды и любви.

Девочки, еще изредка мурлыкающие свои старые детские песенки, давно распрощались с детством, их больше ничего не связывает. Грубый и хамоватый Александр (Владимир Гуськов) пошел по грязной дороге, проторенной отцом, а недалекий и слабохарактерный Петр (Алексей Сергеев) лежит на той же дороге бесчувственным камнем.

Групповой портрет в зыбком интерьере Коломийцевых (художник-постановщик Михаил Краменко) был бы не полон без колоритных образов негодяя Леща, мужа Надежды (Юрий Лободенко) и трусливого неудачника-жениха Веры Якорева (Павел Пархоменко).

Невеселая пьеса, мрачная действительность, а вот выходишь после спектакля в хорошем настроении, поскольку спектакль удался, и театральное искусство прекрасно, несмотря на бои и споры разновеликих общественных сил.

Театр Маяковского можно поздравить не только с премьерой, но и с отличным молодым поколением актеров, которым, кажется, по плечу любой репертуар.

http://www.mayakovsky.ru/about/press/bez-veri-bez-nadezhdi-bez-lubvi/

фото: Сергей Петров