Предваряя показ, художественный руководитель «Шалома» Олег Липовецкий пожелал зрителям провести неординарный театральный вечер и получить новые впечатления от того, что еще никогда не видели в «Шаломе».

Да, спектакль «Песнь любви. Песнь скорби» действительно непохож на то, что мы видели в «Шаломе» прежде. Он необычен по форме и незауряден по содержанию, ведь мало, кто решается замахнуться на Библию (это блестяще удалось режиссеру и педагогу Светлане Земляковой со студентами Мастерской Олега Кудряшова).

В «Шаломе» режиссер Полина Кардымон, драматург Егор Зайцев и художник Анастасия Юдина представили на суд зрителей некий перформанс, взяв за основу небольшую, но зато самую романтичную  часть Ветхого завета, предлагая отречься от земной суеты и погрузиться в мир поэзии и грез.  Команда спектакля, время от времени, правда, сама возвращает зрителей в реальность, комментируя действия артистов, так что отречение не всегда получается.

Артисты священнодействуют на стеклянном подиуме, представляющем проекцию креста. Важнейшая часть сценографии – огромный шар, он же – Сизифов камень, он же – планета Земля, которой нет покоя. Постановка состоит из довольно отрывочных текстов с цитатами из «Песни песней» и «Книги Екклезиаста», древнееврейских изречений, афоризмов  царя Соломона.

Ведущий – Первый человек (Григорий Каганович) зачитывает цитаты, иронично комментируя и споря с постановщиками, которые велят ему продолжать читать. Это забавляет публику.  Молодые артисты:  Карина Пестова,  Евгений Овчинников, Алина Исхакова, Евгения Романова, Антон Ксенев, Николай Тарасюк, изначально изображающие некую дышащую бесформенную первобытную массу/материю  шевелящихся тел, вдруг  вырастают в отдельные персонажи. Артисты «Шалома» в разных  пластических этюдах изображают людей неразумных, людей чувственных, людей сильных и слабых, гордых и низких, тихих и отвязных.

Среди библейских «Человека Лиса, Человека Змеи и пр. вдруг появляется   Человек Человек. Человек Человек (кажется, это Третий Человек –  Евгений Овчинников) встает в полный рост, очень красиво звуча (голоса, надо отметить, в «Шаломе» у всех прекрасные).

В спектакле много пластики (хореограф Никита Петров) и своеобразных звуков - скрипов, шелеста, стонов (саунд-дизайнер Владимир Бочаров). Интересно смотреть и слушать, хотя не все внятно/понятно. Хорошо, что присутствует подлинный текст, пусть и отрывочно.

Главная мысль древнееврейских мудрецов: не стоит тратить жизнь на поиски сокровищ, их накопление, так как сама жизнь – и есть сокровище. Нужно уметь получать удовольствие от самого процесса жизни. «Человек не знает своего времени», поэтому жить надо здесь и сейчас, наслаждаясь каждой минутой бытия - это мировой культурный код, незнание которого приводит к мировым бедам. И тогда, тысячи лет назад, и сейчас – тысячи лет вперед,  «не храбрым достается победа, не мудрым – хлеб, не разумным – богатство». Во времена царствования Соломона «человек был волен выбирать свой путь, разрушая то, что навязывали, злословя царя, собирая или разбрасывая камни…».

Спектакль получился пока не слишком ровный, не во всех мизансценах проникающий в глаза и уши, несмотря на основу основ, на которой выстроен. Тем не менее, выходят зрители из театра чуточку мудрей и моложе, чем были до спектакля.

Фотографии Марка Еленцова