В сентябре 2024 года в город Благовещенск из Москвы прибыла группа режиссеров, педагогов и критиков для выездной творческой Лаборатории Государственного Театра Наций. Поддержка театров в регионах традиционно входит в круг приоритетных задач Государственного Театра Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова. Лаборатории – важная часть совместной программы Министерства культуры РФ, Государственного Театра Наций и Благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы». Это – мобильный проект, жизненно важный для провинциальных театров, не обладающих достаточными ресурсами для обновления репертуарной политики и поддержки образовательного профессионального уровня артистов.

В Благовещенской Лаборатории, организованной Театром Наций, принимали участие театры Амурской области:

 Амурский областной ТЕАТР ДРАМЫ и Амурский областной ТЕАТР КУКОЛ.

Елена Носова, куратор  Федеральной программы по поддержке театров малых городов России Государственного театра  Наций:

– Ежегодно мы проводим 6-7 Лабораторий в разных регионах России, стараясь охватить  восточные, и северные,  южные, и западные территории страны. Непременно проводим одну из Лабораторий в одном из самых отдаленных от Москвы уголков. Так мы побывали и на Камчатке, в Комсомольске-на-Амуре, в Уссурийске. Самой главной частью нашей Программы поддержки театров малых городов России является, конечно, Фестиваль – настоящий праздник для театров– участников. Бывает, что театры   участники Лабораторий становятся победителями ФТМГР, так красиво закольцовывается наша история.

Лаборатория для каждого театра начинается с выбора пьес, по которым режиссеры будут ставить эскизы, впоследствии, возможно, будущие репертуарные спектакли. От драматургического материала, выбранного театром, многое зависит, но далеко не все. Крайне важно, что ставят эскизы молодые, но уже  очень опытные режиссеры. Например, в Благовещенск приехали режиссеры, имеющие опыт работы главными режиссерами в других театрах. Эскизы спектаклей, которые будут представлены зрителю 8 сентября, это – не просто читка пьес, а полноценные эскизы спектаклей. Многие артисты настолько вдохновляются новой работой, что успевают текст роли выучить  за несколько дней и играют без текста в руках.

Если эскизы успешны, нравятся  зрителям, артистам и руководству театров, то театр потом их дорабатывает и берет спектакль в репертуар.

Амурский областной театр драмы был первым театром на Дальнем Востоке. Любительские спектакли ставили в Благовещенске еще в 1860 году. Драматические представления сначала устраивали в городских казармах. После очередной удачной постановки Общественное собрание решило выделить для артистов отдельное помещение. Его построили в центре города в 1889 году. Постоянной труппы тогда еще не было, поэтому в театре играли бродячие актеры, гастролеры и антрепренеры. Только в 1912 году появилась первая группа штатных артистов, и уже в 1930-е годы театр стал областным.

Амурский областной театр кукол

В 1964 году начал свою работу Амурский областной театр кукол «Амурчонок» под управлением основателя театра Семена Богорада, поставившего первые спектакли «Капризка» и «Вредный витамин». Вскоре театр стал областным. В 1991 году Амурский театр кукол переехал в собственное помещение — в бывшее здание областной филармонии.

Амурский драматический театр выбрал пьесу «Два процента» Марии Баклановой и Марии Гладких (над эскизом работал режиссер  Михаил Лебедев, Санкт-Петербург) и пьесу Данилы Привалова «Довлатов. Анекдоты» (эскиз сделал режиссер Денис Хуснияров, Санкт-Петербург). Амурский областной театр кукол выбрал пьесу Александра Елизарова «Бэтмен» (эскиз по ней поставил режиссер Алексей Логачев, Нижний Новгород).

В первый же день Лаборатории состоялось знакомство творческой команды с коллективами. Режиссеры выбрали площадки для своих эскизов спектаклей и приступили к репетициям.

Алексей Логачев

– Всегда полезно и интересно поработать с новыми людьми, потому что в разнообразии и есть радость жизни. Мне интересно все: на одном месте работать и ставить полноценный спектакль, репетируя по несколько месяцев, разбирая его во всех подробностях, а потом взять и выполнить целую серию лабораторий, выпуская эскизы за неделю на адреналине. В экстремальных условиях и в себе открываешь что-то новое. Лаборатории – хороший способ узнать нашу большую страну. Поездки в разные края – хороший бонус к работе. Благодаря лабораториям, мне много, где удалось побывать…

 

Михаил Лебедев

– Работа в Лаборатории очень активизирует, потому что, когда нужно сдать эскиз в сжатые сроки, все аккумулируется, откуда-то рождаются новые силы, приходят новые идеи. Я не ставлю себе задачу учить артистов, наоборот, мы вместе решаем поставленную задачу, реализуем замысел драматурга и мой, как режиссера.

Денис Хуснияров

– За плечами у меня несколько десятков лабораторий, только с Театром Наций я проехал пол страны – участвовал, примерно, в пятнадцати лабораториях. Приглашению в Благовещенск очень обрадовался: я бы в этом городе самостоятельно, может, никогда бы  и не побывал. Невероятно интересно уехать так далеко от Центральной России, попасть на приграничную территорию с Китаем. Благовещенск – самобытный интересный город, нам тут организовали экскурсию, познакомили с артефактами, с историей. Помимо интереса к месту проведения лаборатории, меня увлек сам материал: я никогда еще не работал с прозой Довлатова, а тут в пьесе Привалова переплетено несколько произведений Довлатова, его автобиографические очерки. Хочется сделать что-то внятное, донести даже до тех, кто незнаком с творчеством Сергея Довлатова. Для артистов, мне кажется, это - тоже первый опыт. Артисты в Амурском театре драмы – прекрасные, все с большим энтузиазмом включились в работу. Они никогда не участвовали в лабораториях, и то, как они энергично бросились в поиски, погрузились в новое, неизвестное – это очень ценно. Для нас ключевой идеей постановки стал поиск Довлатовым своего пристанища, которое он так и не нашел.

 

В работе творческой Лаборатории Театра Наций, помимо репетиций над эскизами, всегда действует образовательная программа. Ежедневные тренинги с артистами театров, участников Лаборатории, проводила Марина Гарсия Солано  (Москва) – педагог по сценической речи и мастерству актера; старший преподаватель кафедры сценической речи Московской театральной школы Олега Табакова; старший преподаватель Московского театрального колледжа имени Л. А. Филатова.

В образовательной программе также принимала участие Екатерина  Морозова (Москва) – театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент, руководитель курса (ГИТИС), старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Во время творческой встречи Екатерина Морозова прочитала лекцию на тему: «Тенденции развития российского театра».

Марина Гарсия, педагог по сценической речи и мастерству актера:

Работалось с артистами Благовещенских театров легко – здесь сильные артисты, любящие театр и желающие совершенствоваться. Город интересный, условия для работы хорошие, что, несомненно, привлекает в Амурскую область молодых артистов. Свою задачу я вижу в том, чтобы подготовить артистов к репетициям, разогреть как речевой аппарат, так и все тело. Наши тренинги проходят активно и весело, ведь потом наступает время репетиций, которое длится до самого вечера. Перед артистами стоят большие задачи: за пять дней разобрать роль, выучить текст и сыграть то, что в другое бы время они бы готовили два – три месяца.

От лаборатории в моей памяти останутся виды Благовещенска, старинного города с уникальной историей, красивая Амурская набережная, и, конечно, эскизы спектаклей, которые артисты сыграют. Надеюсь, что говорить и звучать на сцене они  будут чуть лучше, чем до наших тренингов.

Для участников Лаборатории всегда важно место ее проведения, знакомство с достопримечательностями региона. Дальний Восток не зря называют Дальним: от Москвы - более 8 тысяч километров. Благовещенск, единственный из всех административных центров России, расположен прямо на границе. Визитной карточкой Благовещенска считается набережная, давно ставшая излюбленным местом прогулок местных жителей и гостей города. Отсюда до Поднебесной - рукой подать и, даже невооруженным глазом через реку Амур можно рассмотреть высотные здания китайского города Хэйхэ. что в переводе означает "Чёрная река". В скором времени тут будет построена единственная в мире межгосударственная канатная дорога. После завершения строительства фуникулёра поездка в Китай воздушным транспортом станет самой быстрой на свете.

Амурская область обладает интересной историей и богатейшими природными ресурсами: полезные ископаемые, включая золото, уникальную флору и фауну. Основан Благовещенск в середине XIX века, в 1856 году. Тогда здесь появился Усть-Зейский военный пост, построенный казаками, который со временем превратился в город. В Благовещенском краеведческом музее висит картина «Подписание Айгуньского договора». Айгунский договор - это договор между Российской империей и цинским Китаем, заключённый 16 мая 1858 года в городе Айгун. Он установил русско-китайскую границу по реке Амур. Сначала Благовещенск собирались назвать «Россияград» или «Зеяград», но назвали его в честь «благой вести о присоединения Приамурья к России». В 1890 году здесь побывал А. П. Чехов. Чехов отметил, что здесь люди чувствуют себя свободными, говорят, что хотят, и не боятся ссылки, потому что дальше ссылать уже некуда. С 1920 по 1922 год Благовещенск входил в состав государства под названием Дальневосточная республика, о котором сейчас мало кто помнит. В 1922 году республика вошла в состав СССР. До конца 80-х годов прошлого века Благовещенск был закрытым городом. Жителям других регионов СССР требовался специальный пропуск, чтобы приехать сюда, а въезд для иностранцев был запрещён совсем. Сегодня по городу гуляют тысячи туристов, в основном, китайских. Гости Благовещенска начинают знакомство с городом у Триумфальной арки, построенной в 1891 году в честь приезда цесаревича Николая второго. Двадцатиметровая арка пережила реставрацию в 2003-м году, строители оставили в ней послание для потомков. Через Арку  можно выйти на набережную, где буквально на каждом шагу встречаются городские памятники и скульптуры. Среди них — пограничник с собакой, невозмутимый кот на лавочке в компании сороки и пса и ожидающий хозяев пёс Дружок. Историю Дружка знают не только в России, но и в мире: во время разрушительного наводнения преданная дворняга всю ночь простояла в воде на крыльце дома, охраняя, пока на лодке за ним не приплыли хозяева.

В городе работает широко известный за пределами Амурской области старейший на Дальнем Востоке Краеведческий музей. Он основан в 1891 году (сразу после отъезда императора). До начала XX века в этом красивом особняке находился универсальный магазин торгового дома «Кунст и Альберс». Среди экспонатов музея — костюмы и атрибуты даурского и эвенкийского шаманов, доспехи японского самурая XVII века, коллекция предметов искусства стран Востока, кости ископаемых животных. Постоянно проходят интересные выставки – в сентябре Музей МХАТа представил экспозицию, посвященную легендарной постановке Станиславского «Синяя птица» с подлинными костюмами, макетами сценографии и фотографиями артистов.

Прямо в черте города можно изучать доисторическое наследие: в районе Нагорной улицы действует археологический раскоп с останками динозавров. В 1948 году на кости древнего ящера случайно наткнулся школьник и отнес их в краеведческий музей, В 1980-х раскопки начал ученый Юрий Болотский. Именно здесь, в пяти остановках от центра города, обнаружили динозавра одного из позднейших видов, названного амурозавром, а позже в Архаринском районе Амурской области открыли и еще одного — олоротитана, также встречаются отпечатки лап Керберозавра. Сегодня трудно представить, что 65 миллионов лет назад здесь бродили настоящие динозавры. Если перекопать весь город, то можно открыть свой парк Юрского периода.                                                                                           С 2003 года в Благовещенске проходит открытый российский фестиваль театра и кино «Амурская осень». В конкурсную программу фестиваля включаются новинки российского кинематографа, а также антрепризные спектакли с участием известных российских актеров.

Накануне показа в Театре кукол мы пообщались с его директором, принимавшим активное участие в Лаборатории.

Директор Амурского театра кукол Анна Федорова

Анна, вы – молодой и энергичный директор, расскажите о Вашем театре, видно, как вы его любите и переживаете за все, что в нем происходит и его касается.

– Да, я очень люблю наш театр – старейший театр кукол на Дальнем Востоке. В июне 2024 года мы закрыли юбилейный 60-й театральный сезон, у нас был большой красивый праздник, на который пришли друзья, коллеги, зрители. Наш театр был основан в июне 1964 года Семеном Богорадом, учеником великого Сергея Образцова. Первыми спектаклями стали «Капризка» и «Вредный витамин», их оригинальные афиши с любовью хранятся в музее нашего театра. С легкой руки Семена Иосифовича Богорада наш театр был назван «Амурчонком». Он предложил зрителям вместе придумать название детскому театру. Название народное, нам очень хочется придать ему официальный статус.

Театр основан в середине прошлого века, сегодня заканчивается первая четверть двадцать первого века, что нового происходит в кукольном театре, как изменилась репертуарная политика?

Театр кукол начинался с ширмы и куклы на палочке. Раньше артистов театра кукол никто не знал, они были скрыты ширмой. Сейчас зрители знают и любят артистов. В нашем репертуаре есть и взрослые спектакли, например,в  «Мертвых душах» - Чичикова играет живой артист, остальных героев – куклы. Есть спектакли с планшетными куклами, которыми управляют артисты, то есть, также нет ширмы, происходит разрыв шаблона. У нас в репертуаре спектакли по русской классике: «Нос», «Мцыри», «Господа Скотинины» по «Недорослю» Фонфизина, и зарубежная классика: «Оскар и розовая дама», «Огниво» и т.д.

В вашем театре уже проходили лаборатории, вы знакомы с экспериментальным  форматом. Чего вы ждете от новой Лаборатории Театра Наций?

Любой эксперимент очень важен для театра. Лаборатория Театра Наций, которую проводит Евгений Миронов при поддержке Министерства культуры РФ, не является исключением, это тоже эксперимент, невероятно значимый и почетный для нас. Мы очень волнуемся, так как уровень приехавших к нам педагогов и режиссеров очень высок, хочется соответствовать. Обычно спектакли ставятся у нас, примерно, полтора - два месяца, а тут дается всего пять дней на выпуск готового эскиза. Происходит очень серьезная работа режиссера с артистами, для которых открываются новые возможности.

Какое настроение в коллективе, что чувствуют ваши участники?

Артисты удивляются, сколько, оказывается, текста они могут запомнить, и как могу еще себя показать. С Лабораторией артисты продвигаются в профессии. Таких глубоких и насыщенных мастер-классов, что по режиссуре, что по актерскому и мастерству речи, у нас еще не было. время пролетает быстро и насыщенно.

Почему вы выбрали пьесу «Бэтмен»?

Все думали, что я выберу детскую пьесу, но у нас достаточно детского материала и классики, я поняла, что нам нужна остро - социальная пьеса. Мы все – дети 90-х, в той или иной степени.

Для этого и существуют Лаборатории Театра Наций, чтобы театр не боялся экспериментировать, мог рискнуть и выбрать что-то непохожее на основной репертуар.

Да, и мы не боимся экспериментов, стараемся во всем участвовать, быть активными, идти в ногу со временем.

 

Завершилась Лаборатория показами эскизов. Надо отметить, что зрители увидели, практически, готовые спектакли: несмотря на то, что работа над подготовкой длилась всего пять дней, тексты были выучены, костюмы и декорации выбраны из готового подбора.

В Амурском театре кукол артисты сами принесли некоторые детали реквизита (советские игрушки) из дому. Режиссер Алексей Логачев профессионально и конструктивно разобрал пьесу Александра Елизарова со всей ее авторской рефлексией, отрывочными воспоминаниями из детства, хаотичными диалогами, сумбурностью сюжета так, что зрители погрузились в собственные переживания, испытали сильные эмоции, что является первым признаком хорошей постановки.

Монологи главного героя (Елена Боковая), внутренние диалоги с отцом (Алексей Ларионов), который уезжает за новой машиной и попадает в неприятную историю, достаточно трагические, поэтому режиссер, понимая, какая публика приходит в театр кукол, постановку сделал в игровой форме. Ребенок не может оценить всю опасность происходящего, поэтому остальные герои: Мама (Анна Генерозова) и Бабушка (Ольга Долгая), Медсестра (Оксана Амурина) и Врач (Александр Корнилов), Подруга мамы (Наталья Косова), да и Папа тоже, двигаются, точно, марионетки. Чтобы не было слишком мучительно от документальных и художественных кинофрагментов 90-х гг.,  страшных историй, обрамляющих действие, режиссер добавил яркие позитивные цвета и долю абсурда и тому, как выглядят взрослые в глазах ребенка, и тому, что в финале папа превращается в Бэтмена и разом всех спасает.

Обсуждение спектакля было бурным. Все вспомнили свои 90-е и обсудили драматические образы героев, восхитившись работой артистов театра кукол. Можно сказать, что эксперимент вышел удачным, и артисты детского театра готовы к новым драматическим ролям.

В Амурском театре драмы с большим успехом прошел показ эскиза Михаила Лебедева по пьесе «Два процента». Несовершенство структуры текста драматургов Марии Баклановой и Марии Гладких, недостаточное прописывание историй персонажей, невнятное содержание режиссер Михаил Лебедев блистательно преодолел. К достоинствам пьесы можно отнести саму тему взаимоотношений ИИ и Человека. В театре эта тема еще не освоена, в отличие от кино.

Эскиз вышел чрезвычайно интересным, с учетом того, что световое оформление, придуманное самим режиссером, полностью заменило все декорации. Получилось современно, атмосферно и убедительно.

Некая группа ненужных Земле людей без имен была отправлена на Марс. Имена им заменили на проценты, которые обозначают их КПД. У Пенсионерки (Ольга Зорина), Девушки (Марина Бурлакова), Особенного парня (Максим Червяков), Репера (Ян Демидов) есть свои истории, которыми они делятся со всеми (как в обществе анонимных алкоголиков, аплодируя друг другу), но продолжения у этих персонажей нет, как нет и мотивации – драматурги про них забыли. Зато есть две прекрасные героини: Молодая ученая (Екатерина Мпртынова) и Робот (Маргарита Метельская), которые не напрасно приковывают к себе внимание. У этих персонажей есть развитие. Молодая ученая, оказавшаяся лишней на Земле, на Марсе неуверенно собирает робота, которого учит всему, что знает сама. Сначала робот считает людей бездельниками, но, в итоге робот жалеет их потому, что начинает понимать, что такое любовь.

Как только робот «очеловечивается», Земля немедленно отзывает с Марса робота, но тот успевает на прощание вселить в молодую ученую уверенность в том, что успех зависит не от машин, а все равно принадлежит людям, как и любовь. Благодаря проникновенной игре Марины Бурлаковой и Екатерины Мартыновой, в зале у зрителей начинают блестеть глаза, и это дорогого стоит.

В заключение, благовещенская публика познакомилась с эскизом режиссера Дениса Хусниярова по пьесе Данилы Привалова «Довлатов. Анекдоты». Пьеса Привалова выгодно отличается от предыдущих, выбранных театром пьес: в ней замечательный русский  язык, что естественно, ведь это композиция фрагментов из разных сочинений самого Сергея Довлатова, драматург лишь добавил в паре сцен несколько своих строк. Постановка густо населена персонажами, поэтому артистам, участвующим в работе над этим эскизом пришлось играть по несколько ролей. Получился некий экспресс-экзамен на профессионализм, который артисты Амурского театра драмы с блеском выдержали. Режиссер придумал сквозную линию, объединяющую разрозненные отрывки: он устроил в центре сцены некую радиостудию (радио «Свобода»),

в которой ведущий Сергей Довлатов (Юрий Егоров) рассказывает анекдоты и истории, связанные с главным героем пьесы Долматовым.

Между мизансценами идет световая отбивка: одни персонажи мгновенно сменяются другими. Действие насыщено событиями, колоритными ситуациями, запоминающимися лицами. Публика живо реагирует на сцену репетиций в «Зоне» спектакля с Лениным и Дзержинским. Амурские артисты играют сочно, яркими крупными штрихами рисуя своих героев, видно, что им самим нравится материал, и видна прочная режиссерская конструкция. Артисты Елизавета Налетова, Семен Налетов, Екатерина Гордейчик, Ян Демидов, Юлия Мещерякова, Рина Бучарская, Роберт Салахов, Никита Жидовленко, Юрий Роголев, благодаря Лаборатории, попробовали себя в разных амплуа и теперь готовы к любым ролям.

После показа состоялось оживленное обсуждение. Зрители задавали вопросы, делились своими впечатлениями, благодарили за доставленное удовольствие.

После каждого показа проводилось голосование, которое показало, что зрители хотят видеть в репертуаре театра доработанные эскизы. Окончательное решение останется за руководством театров.