В театре «Среда 21» состоялась премьера спектакля «Страна происхождения». Режиссер Светлана Землякова – признанный Мастер постановок современной прозы и прославленный педагог Мастерской Олега Кудряшова (ГИТИС) прекрасно знает возможности своих талантливых выпускников и использует их на сто процентов.

Светлана Землякова инсценировала условно-реалистичную, густо насыщенную символическими подтекстами прозу Дмитрия Бакина, произведения которого ни в одном театре до сих пор еще не ставили.

Спектакль создан по рассказу «Страна происхождения» из одноименного сборника. Главный герой (Петр Алексеенко), имя которому автор не дал, олицетворяет собой некий симбиоз маленьких людей, воспетых русской литературой начиная от Башмачкина и Поприщина Гоголя, станционного смотрителя Вырина Пушкина, Макара Девушкина  и Мармеладова Достоевского - до героев Зощенко, Шукшина, Платонова и Венички Ерофеева. Русская хтонь продолжает порождать и пожирать своих детей, не давая им свободы. Попытки героя Бакина понять причину вырождения своего могучего рода ни к чему не приводят, хотя ему, в отличие от предшественников, хотя бы повезло с женщиной. Жена Мария (Мария Тухарь), подобно богоматери, пестует и защищает своего маленького (в мужчине росту – полтора метра), которого спасла, притащив домой, как заветную добычу. У Марии – загадочная улыбка… то ли Джоконды, то ли со святых икон, и лучащиеся неземной добротой глаза и твердая нечеловеческая воля. В противовес Марии - ее вполне земная практичная мать (Дина Губайдуллина), которая, естественно, желает дочери добра, но сбегает из дому, едва почуяв потусторонний холод от явившегося из небытия зятя. Зять - персонаж довольно странный: помимо родословной, расписанной на огромном ватмане - карте (та самая страна происхождения), он хранит при себе  молочные зубы и прядь волос некой Идеи. Мать и Мария склоняются над простынью с генеалогическим древом, силясь разобрать каракули, сберегаемые героем как главное сокровище, но понимают только, что дерево больше не растет.

Текст Бакина перенасыщен загадками, на которые нет ответа. Театр и не должен отвечать, он вправе задавать вопросы. И не самые привычные: «Кто виноват?» и «Что делать?», а, например: «Кто мы?», «Откуда мы?» и «Камо грядеши?». 

 

Герой возникает из невидимого мира и может так же исчезнуть в любой момент, не зря за вечно распахнутой дверью в зимнюю бесконечность устремляются запорошенные белой пылью рельсы (художник – постановщик Татьяна Анастасова, художник по свету – Юрий Курамшин). Из дома постепенно исчезает тепло, мать уходит, прижимая к груди заиндевевший цветок. Дом заволакивает могильная плесень, слышится монотонная потусторонняя музыка, подчеркивающая отторжение и одиночество героя, только Мария, ничего не замечая, просто любит Она любит, и ее самоотверженная любовь – единственный источник энергии, способный растопить лед небытия и заставить семейное древо пустить новые побеги.

P.S. За живой звук отвечает артист Игорь Кузнецов, в его руках аккордеон насвистывает, даже посмеивается, поддерживаемый остальными участниками спектакля, которые поют, встав на стульчики, словно детский хор.


Режиссер: Светлана Землякова

Актеры: Петр Алексеенко, Дина Губайдуллина, Игорь Кузнецов, Мария Тухарь

фото автора