Известный хореограф Анжелика Холина вновь лишает драматических артистов Театра Вахтангова устной речи, взамен дав им пластическую, но какую! Такими же красноречивыми были руки Киры Найтли (танец Анны и Вронского) в фильме «Анна Каренина» Джо Райта, но в фильме была лишь одна выразительная сцена, а в Театре Вахтангова весь спектакль - без речей красноречив, убедителен, выразителен. У чудесной Ольги Лерман - Анны Карениной – чувственной, хрупкой, искренней, женственной... каждый жест выверен и оправдан. Молодая актриса так точно вошла в образ, так гармонично вписалась в труппу Театра Вахтангова, что можно порадоваться не только за нее, но и за академический драматический театр, репертуар которого сегодня украсили и балетные спектакли. Благодаря таланту хореографа Анжелики Холиной, ее авторской стилистике, помноженной соответственно на талант и труд актеров, художников и сценографов вахтанговского театра, произошло взаимообогащение всех видов искусства.
Спектакль «Анна Каренина» заряжен коллективной энергией всего актерского ансамбля, подобранного мастерской рукой. Разумеется, основное внимание - Анне и Вронскому (Дмитрий Соломыкин), но и остальные герои Льва Толстого прожиты вахтанговскими актерами ярко и сочно. Как убедителен Евгений Князев в роли князя Каренина, как благородна его поступь, как велика его драма!
Интересно и эмоционально решены сюжетные линии Облонского (Валерий Ушаков) и Долли (Мария Волкова), Левина (Федор Воронцов) и Кити (Екатерина Щербацкая). Остроумно и точно высмеяна двойная мораль высшего света, в котором развратная и высокомерная княгиня Бетси (Анастасия Васильева), а также все дамы и кавалеры презрительно осуждают откровенную влюбленность, при этом сами в любой момент готовы завести мелкие интрижки.
Влечение между Вронским и Анной, бессознательно вспыхнувшее с первого взгляда, это – не любовь, а страсть на уровне химии. Анна пытается погасить опасно разгорающийся огонь холодом приличий, но слишком иссушена без любви ее бедная душа, и слишком настойчив молодой Вронский. Жаркий безумный танец уносит их на самую вершину блаженства, дальше – некуда, только – вниз, и, если не поддержать друг друга, тогда – пропасть обоим. Тоненькую, хрупкую, воздушную Анну Ольги Лерман серьезно жаль: слишком тяжкое наказание за тот грех, который совершают все вокруг, просто она не сумела, не захотела скрыть свою любовь, свою измену.
В финале, помимо прочего, потрясает одна сцена: актеры, переставляя в такт стулья по полу, имитируют стук колес приближающегося поезда - все быстрее и ближе подходит поезд, все теснее сдвигаются стулья. Анне нет места на этой сцене, в этом жестоком мире, брошенные стулья летят ей вслед, всё останавливаются, в зале - пронзительная тишина, нарушаемая лишь монотонным стуком в висках.
Спектакль стоит смотреть по многим причинам. Помимо блестящих актерских работ, можно насладиться остроумными находками хореографа-постановщика.
Гимнастическое бревно Анжелика Холина придумала использовать в сцене скачек - «всадники» лихо перемахивают через него, и в сцене свадьбы Кити и Левина - гости движутся вместе со стульями, образуя то парочки, то светское общество, и в качестве подиума - когда на него выходит певица с потрясающим голосом. Мария Пахарь, приглашенная из МАМТа блестяще исполняет арию из оперы «Евгений Онегин». Остальной музыкальный ряд выстраивает волнующая музыка Шнитке.
Главный показатель успеха – битком набитый зал, критики, выстроившиеся в очередь за служебными местами (список расписан до конца мая), и восхищенные зрители, устраивающие продолжительные овации, после каждого спектакля.
Апрель 2013
отзыв , рецензия на спектакль театра Вахтангова "Анна Каренина", режиссер-хореограф Анжелика Холина, Анна Каренина - актриса Ольга Лерман, Каренин - Евгений Князев