Театр им. Вахтангова: официальный сайт.

СТАТЬИ О СПЕКТАКЛЯХ И ИНТЕРВЬЮ:

1. спектакль Гроза
2. спектакль Питер Пэн
3. спектакль Мужчины и Женщины
4. спектакль Кармен
5. спектакль Анна Каренина
6. интервью с директором театра Кириллом Кроком
7. интервью с Евгением Князевым
8. Людмила Максакова о своей маме
9. интервью с Евгенией Крегжде
10. спектакль НАШ КЛАСС. История в 14 уроках
11. спектакль Эдип
12. Открытие сезона 2017/18
13.спектакль "Сергеев и городок"
14.спектакль "Бовари"
15. спектакль "ПЛЯСКА СМЕРТИ" - итальянцы в Театре им. Вахтангова

16. спектакль "Идиот" - Анжелики Холиной и ее театра танца «a|ch»

https://mnenieguru.ru/index.php/zametki/555-spektakl-idiot-teatr-tantsa-anzheliki-kholinoj

17. спектакль "Фальшивая нота" https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/23-teatr-im-vakhtangova/570-spektakl-falshivaya-nota-teatr-im-vakhtangova

18. спектакль "Дневник Анны Франк" https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/23-teatr-im-vakhtangova/590-spektakl-dnevnik-anny-frank-teatr-im-vakhtangova

19.открытие 99-го театрального сезона https://mnenieguru.ru/index.php/zametki/670-otkrytie-99-go-sezona-i-sbor-trupppy-v-teatre-im-vakhtangova

20. спектакль "Пер Гюнт" https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/23-teatr-im-vakhtangova/672-spektakl-per-gyunt-teatr-im-vakhtangova

 

 


 

Новый спектакль Театра Вахтангова «Платонов. Рассказы» в постановке  Анны Горушкиной  с октября прописался в камерном пространстве  Студии, что - в Николопесковском переулке, по соседству с главным зданием театра.  


Постановка родилась в режиссёрской лаборатории. Режиссер Анна Горушкина  выбрала шесть рассказов Андрея Платонова: «Неизвестный цветок», «Невозможное», «Песчаная учительница», «Река Потудань», «Семён» и «Юшка» и разобрала их со вчерашними студентами – ныне стажерами Театра.

 Молодые артисты получили бесценный опыт освоения непростой прозы, а зрители будут получать удовольствие от встречи с прекрасными актерскими работами.

 

В самом деле, искренне проживать и переживать характеры и судьбы платоновских героев на расстоянии вытянутой руки от зрителя  требует не только мастерства, но и  настоящей самоотдачи, веры в режиссера и предлагаемые обстоятельства, любви к выбранной профессии и уважения к человеку (вслед за писателем) просто за то, что он - Человек.

Постановка должна очаровать любителей Андрея Платонова и поклонников молодой актерской энергетики, которую со всей страстью и во всем великолепии демонстрируют нынешние стажеры.

спектакль "Платонов. Рассказы"/режиссер Анна Горушкина/артисты: Денис Бондаренко, Евгения Иванова, Алексей Петров, Сергей Батаев, Ирина Смирнова, Николай Романовский, Екатерина Жаркова, Ян Гахарманов.

фотографии Ларисы Каневской

Безумие страшно заразительно

Спектакль Юрия Бутусова «Пер Гюнт» грубоват и страшен, если не груб и дик, и как же он не подходит стилистике Вахтанговского театра и его артистам. Безмерно уважая Юрия Николаевича, все же сдержусь в оценках. Никто не может оспаривать право талантливого художника самовыражаться так, как он видит и чувствует, но я знаю: мои друзья и знакомые согласятся, когда посмотрят постановку.

Нельзя сказать, что спектакль – плохой или неинтересный, просто он труден в своей первоначальной литературной основе и в сценическом воплощении…  трудно выносим для  зрительского восприятия - и по смыслам, и по времени (четыре с половиной часа с двумя антрактами).  Генрик Ибсен написал трагедию безответственной свободы и одиночества, логично последовавшего за жадным и жестоким стремлением к славе, равнодушием к другим и полным довольством собой. Пер Гюнт непременно желал быть собой, но оставался лишь  собой ДОВОЛЕН. Это страшно и очень современно.

Режиссер в одном из интервью оправдывает своего главного героя: «Даже если ты совершил ошибку, ее всегда можно исправить», - Ну… тут хочется режиссеру возразить: смотря какая ошибка. Бывают и смертельные.

У Бутусова в спектакле есть все, что только можно ожидать от этой истории:  провокация - предательство - зависть, провокация - злоба - ненависть, провокация - изнасилование – убийство, провокация - запредельное безумие и т. д. 

 И много - много грязи (бедные театральные службы – сколько ж им приходится отстирывать и отмывать после каждого спектакля). Любовь на сцене тоже имеется, точнее, ее грязно имеют.

Пер Гюнт (Сергей Волков) сходу становится троллем (Павел Попов), отражающим его второе «Я», они оба так и существуют, отражаясь в зеркалах и экранах,  в параллели и без конца всех "троллят". Их безумие страшно и заразительно – СТРАШНО ЗАРАЗИТЕЛЬНО действует на всех, кто попадается.

Мне показались чуть-чуть  навязчивыми режиссерские повторы некоторых  картин собственных спектаклей. Картинок вообще многовато, начиная с видео и зеркальных отражений  и заканчивая назойливым детским рисунком. Режиссер обращается с чужим материалом, как со своим наболевшим и выстраданным, и ему очень нужен терпеливый и сочувствующий зритель, способный понять и вынести все.

Четыре с половиной часа нагрузки на все органы чувств, плюс  зонги, эстрадные номера на французском и немецком. Артисты выходят на прямой разговор с залом, но их герои остаются сами с собой и своими монологами, обращенными, то ли в прошлое, то ли в будущее. Нейронные  связи не выстраиваются.

При этом, конечно, нельзя не отметить: все артисты у Бутусова играют на разрыв, не жалея ни голосовых связок, ни костей, ни собственной кожи. Потрясающе величественна роковой красотой  Евгения Крегжде в роли язвительной матери. Единственная ирония, которую можно воспринимать - исходит от любящей (до смерти) матери Пер Гюнта.

Чиста, светла  и беззащитно трогательна Яна Соболевская в роли Сольвейг. Как ей удается пройти весь этот "троллинг", да еще и остаться верной мерзавцу - испытателю?

Молодые артисты Сергей Волков и Павел Попов доверяют режиссеру так, словно готовы пройти по острому краю пропасти с завязанными глазами. И ведь шагают...

С такими артистами, хоть куда, но хочется все же в Даль светлую…

фотографии с официального сайта театра

театр Вахтангова, спектакль "Пер Гюнт", режиссер Юрий Бутусов, Евгения Крегжде, Яна Соболевская, Сергей Волков и Павел Попов, #рецензии#отзывы#спектакльпергюнттеатрвахтангова#

Мы помним: рукописи не горят

 «Дневник Анны Франк» - спектакль - не про Холокост и не про войну, хотя они виновны в этой трагической истории. Спектакль, отныне идущий на Симоновской сцене Театра им. Вахтангова - не про страх и смерть, хотя героям этой истории очень страшно, в финале почти все погибают. Он - про жизнь и любовь. Режиссер Екатерина Симонова и художественный руководитель постановки Римас Туминас создали спектакль о людях -  хороших и разных, главное, живых.

В этом году Анне Франк исполнилось бы 90 лет. Она могла бы еще спокойно жить и писать замечательные книги, но талантливой девочке суждено было  остаться в вечности автором одной, зато чрезвычайно  знаменитой книги. «Дневник Анны Франк» переведен на шестьдесят языков мира. Этот пронзительный художественный документ повествует о том, как восемь человек умудрились прожить незамеченными в заколоченной мансарде два года, пока их не арестовали. О том, как замкнутое пространство испытывает  людей на прочность, как беспокойство и смятение сменяет противный до липкости липкий страх, а доброжелательство чередуется с раздражением, как у кого-то в трудных условиях проявляется любовь и забота, а у кого-то жалость к себе,  недоверие и эгоизм.  Не зря психологи тщательно готовят  космические и пр. экипажи, испытывая людей на совместимость.

У Отто Франка, отца Анны (Олег Форостенко) не было выбора. Надо было спасать свою семью и семью господина Ван Даана (Рубен Симонов), который до этого помог Франку, сбежавшему от немцев, устроиться в Голландии. Кто же знал, что гитлеровское безумие накроет и благополучную Голландию. Самоотверженная голландка Мил Гиз (Наталья Масич) в течение двух лет прятала в бывшей конторе господина Франка не только  две названных семьи, но и некоего господина Дуссела (Владислав Демченко), лишь с приходом фашистов узнавшего, что он – еврей, обязанный отныне носить желтую звезду.

«Для меня это был страшный удар. Я всю жизнь прожил в Голландии, родился здесь и считал себя голландцем…». Дуссел, не соблюдая  национальных традиций, с удивлением, возможно, впервые присутствует на празднике Хануки, который отмечают Франки и Ван Дааны.  Быть наказанным за национальность или веру – невыносимо дико. «Мы никогда не делаем ничего противозаконного…», - Госпожа Франк, мама Анны (Вера Новикова) даже в условиях вынужденного затворничества пытается поддерживать порядок - соблюдать законы государства, предавшего своих граждан. Когда затаившиеся люди сменяют обувь на беззвучные шерстяные носки, невольно вспоминаются железные сандалии и туфли – страшный памятник сотням убитых на берегу Дуная евреев. Голландских евреев, как и немецких, забирают из собственных домов и увозят в лагеря смерти. А восемь временно спасенных человек продолжают жить, на что-то/кого-то надеясь.

 Интеллигентный господин Франк старается приободрить своих загрустивших дочек: ну и что ж, что нельзя целыми днями разговаривать  и выходить на улицу, зато можно не разучивать утомительные гаммы и надевать  ненавистные калоши. Но с каждым днем разным характерам и темпераментам уживаться в тесноте становится все сложнее, к тому же,  мучают ночные кошмары и дневной голод, страшное предчувствие неизвестности.

Госпожа Франк, неустанно беспокоясь о здоровье мужа и детей, все недомогания берет на себя. А еще, ей приходится нервничать из-за госпожи Ван Даан (Мария Шастина), которую раздражает собственный муж, зато очень интересует Отто Франк. Семейные ссоры Ван Даанов удивляют  сестер: Марго (Ася Домская) и Анна Франк (Мария Риваль) таких отношений никогда не видели.

Чудесные девочки, чья счастливая жизнь так рано оборвалась. Скромная  прилежная труженица Марго, неуемная шкодливая, но добрая и ласковая Анна прожили за два года целую жизнь: испытали первую любовь (Питер, сын Ван Даанов – Константин Белошапка), первый смертельный ужас, когда их укрытие чуть не обнаружил вор, научились смирению и терпению к чужим странностям.

Сложней всего было Анне смириться с эгоизмом зануды Дуссела (Владислав Демченко), человека, привыкшего к одиночеству, которому невыносимо делить личное пространство с другими, особенно, детьми.  Дуссел похож на беспокойного рыжего таракана, уверенного в своей неприкосновенности.

Каждый герой этого спектакля – уникален. Каждый артист с помощью режиссера подобрал ключ к своему персонажу, открыл его индивидуальность. Сценография и костюмы Владимира Круглова – предельно точно помогают создать каждый образ, увидеть его историю.  Аутентичные вещи, мелкие детали, вплоть до украшений, очков и причесок придают всему необходимую правдивость, а музыка Фаустаса Латенаса привносит такой объем и глубину, что полуторачасовое действие становится почти эпическим.

В этой постановке сложился один из самых прекрасных и дружных актерских ансамблей, который я когда-либо видела, но не могу не отметить главную героиню. Актрисе Марии Риваль легко представляет, как тринадцатилетнюю  шаловливую непоседу, папину любимицу, так и притихшую, лирически настроенную пятнадцатилетнюю девушку. В героиню Марии Риваль невозможно не влюбиться, что и делает увлеченным и оживленным замкнутого и угрюмого поначалу Питера (Константин Белошапка).

Благодаря удивительному жизнелюбию талантливой Анны Франк и самоотверженной любви ее отца, посвятившего свою оставшуюся жизнь «Дневнику», мир узнал об этом небольшом, в масштабах Катастрофы, но таком важном,  в человеческом плане, эпизоде. Герои дневника навсегда остались для нас живыми людьми. Мы же помним: рукописи не горят.

спектакль театра Вахтангова "Дневник Анны Франк", режиссер Екатерина Симонова, художественный руководитель постановки Римас Туминас, музыка Фаустаса Латенаса, художник Владимир Круглов, артисты: Мария Риваль, Наталья Масич, Вера Новикова, Мария Шастина, Ася Домская, Рубен Симонов, Олег Форостенко, Владислав Демченко, Константин Белошапка

фото: Михаил Гутерман