Театр им. Вахтангова: официальный сайт.

СТАТЬИ О СПЕКТАКЛЯХ И ИНТЕРВЬЮ:

1. спектакль Гроза
2. спектакль Питер Пэн
3. спектакль Мужчины и Женщины
4. спектакль Кармен
5. спектакль Анна Каренина
6. интервью с директором театра Кириллом Кроком
7. интервью с Евгением Князевым
8. Людмила Максакова о своей маме
9. интервью с Евгенией Крегжде
10. спектакль НАШ КЛАСС. История в 14 уроках
11. спектакль Эдип
12. Открытие сезона 2017/18
13.спектакль "Сергеев и городок"
14.спектакль "Бовари"
15. спектакль "ПЛЯСКА СМЕРТИ" - итальянцы в Театре им. Вахтангова

 

 


 

 ВЕРНУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Омский Государственный Академический театр драмы в октябре 2018 года привез в Москву несколько спектаклей, которые были представлены публике на большой сцене Театра им. Евгения Вахтангова. Эти два академических театра дружат еще со времен Великой Отечественной войны, когда коллектив Вахтанговского театра из Москвы был эвакуирован в Омск и свои спектакли играл на сцене Театра Омской драмы. Вот уже много лет между театрами существует прекрасная традиция обменных гастролей, способствующих поддержанию взаимного интереса театральной публики. Новый спектакль «Время секонд хэнд» (премьера в Омске состоялась в июне этого года) по документальной прозе Светланы Алексиевич открыл гастрольную программу. В зале — аншлаг: собрались омичи, ныне проживающие в Москве, самые заядлые московские театралы и почти весь цвет театральной критики. Множество человеческих историй собрала в своей книге «Время секонд хэнд» лауреат Нобелевской Премии писатель Светлана Алексиевич.

В центре постановки режиссера Дмитрия Егорова — судьбы простых людей. Через их монологи постепенно складывается пестрая картина нашей общей истории – истории современной России. Многоликому, многонациональному, многоконфессиональному народу как можно бережней надо относиться к общему прошлому, сколь бы болезненным и противоречивым оно ни было. Это крайне важно для общего мира. Театр вслед за писателем максимально честно предоставил слово россиянам самых разных убеждений. В советское время существовало понятие «единый народ». Люди были готовы на подвиги и лишения, лишь бы коллективно строить коммунизм. Советское общество и социалистический строй, незыблемые и вечные, рассыпались, как карточный домик.

В конце двадцатого века советские люди, так и не дожили до обещанного «построения коммунизма в отдельно взятой стране», зато обнаружили обман на обмане. Театр, не навязывая конкретную позицию, предельно тактично ведет разговор со зрителем. И зрители постепенно превращаются из свидетелей в соучастников, осознавая, что современная Россия, не стала бы такой без личного участия каждого гражданина. Этот документальный материал особенно переживается людьми старшего поколения. Молодежи он должен помочь осмыслить самое важное, чтобы не превратиться в «Иванов, родства не помнящих» — людей, которых новая революционная власть насильно приводила к общему знаменателю, перечеркивая родственные связи, стирая память о прошлом, лишая корней. Каких духовных монстров плодила советская власть, мы сознаем только сейчас, а тогда, воспитанные на героических книгах Аркадия Гайдара и Николая Островского, все восторгались военными лозунгами, родителями, посылающими детей под танки, пионерами-героями, комсомольцами, отдавшими жизни Родине-матери, ставшей для них важнее собственных матерей.

Советский фанатизм ничем не отличался от фанатизма любого рода, потому что умереть за чужую идею, оказашуюся потом фальшивой, также никчемно, как завоевывать чужие территории в интересах абстрактного государства. Властью обладают конкретные люди, от них зависят судьбы граждан. Обещания, лозунги – пустой звук. Никита Сергеевич Хрущев обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», Борис Николаевич Ельцин клялся, что ляжет на рельсы, если допустит снижение уровня жизни народа. Ельцин не лег, а лег старый беспартийный защитник Брестской крепости…от стыда за государственное руководство. Вульгарно, даже подло звучит в исполнении нарядной нарумяненной Надежды Кадышевой и ее лощеных музыкантов яростная песня Виктора Цоя «Перемен! Мы ждем перемен!». Спектакль забирает не сразу, но умело выстроенная драматургия увеличивает накал.

Можно оспаривать то, чему не был свидетелем, но то, как сегодня разгоняют мирные демонстрации, не видел только слепой. И страшно, что не утихает Гражданская война, на которой ни за что погибли «комиссары в пыльных шлемах». «Люди-люди! Порождение крокодилов!» — утверждал один классик. Другой позже пожимал плечами: «Люди как люди… только квартирный вопрос их испортил…» Никогда не поздно задать самому себе вопрос: «Ради чего?» Никогда не поздно вернуться к своему человеческому…

Спектакль «Время секонд хэнд» по документальной прозе Светланы Алексиевич в постановке Дмитрия Егорова. Артисты: Наталья Василиади и Валерия Прокоп, Александр Гончарук и Татьяна Филоненко, Марина Бабошина, Ирина Герасимова, Всеволод Гриневский, Элеонора Кремель, Иван Маленьких, Николай Михалевский, Екатерина Потапова, Ольга Солдатова, Олег Теплоухов. Художник спектакля – Константин Соловьев. Режиссер мультимедиа – Наталья Наумова. Композитор — Настасья Хрущева.

Фото предоставлены Омским Государственным академическим театром драмы

материал опубликован в журнале "Театральный мир" №11 за 2018 год

Искусство искушения

Режиссер Ольга Субботина по совету художественного руководителя Театра им. Вахтангова Римаса Туминаса обратилась к классике ХIХ века и выбрала знаменитый роман Густава Флобера «Мадам Бовари». Романтическая история героини эпатировала современников писателя. Флобер иронично и тонко прошелся по всем литературным штампам своего времени, на которых воспитывались юные читательницы. «Приличное» общество всерьез осудило писателя.

Со скамьи подсудимых, на которой оказался Флобер (Кирилл Рубцов) и начинается новый спектакль Ольги Субботиной. Прокурор (Федор Воронцов) обвиняет писателя и его роман «Мадам Бовари» в оскорблении религиозной общественности: «Страницы романа полны соблазнов, могущих вскружить головы юных наивных женщин. Эта книга аморальна!».

Какой современный постулат. С той поры уже два века прошло, а религиозная общественность по-прежнему в обиде на искусство, будь то фильм, картина или постановка, находя в любом жанре предмет для оскорбления, хотя истинно верующим показано просто молиться, а не отягощать светские мероприятия своим присутствием и осуждением.

Городок провинциальный...

Роман Зайончковского "Сергеев и городок" вышел в 2004 году и сразу привлек внимание режиссера Светланы Земляковой. Текст ее не отпускал, но постановка не могла осуществиться, пока какой-нибудь театр не заинтересуется ею. На эксперимент пошел Театр им. Вахтангова в лице его художественного руководителя Римаса Туминаса, который дал Светлане Земляковой возможность репетировать со своими артистами на Новой сцене.

Все они молодые и очень востребованные, большая их часть играет в нашумевшем спектакле «Наш класс», Мария Бердинских – самая опытная из ребят, дольше всех работает в театре Вахтангова и давно заслужила доверие Мастера , задействована в лучших спектаклях Римаса Владимировича.

Для Светланы Земляковой привычно работать над инсценировками, она любит иметь дело с прозой, а не с драматургией, такими были сами популярные ее спектакли: "Вий" по повести Гоголя, "На траве двора" по рассказу Эппеля, "В.О.Л.К." по Василию Аксенову. В спектакле «Сергеев и городок» звучит много авторского текста Олега Зайончковского. Режиссер сделала это намеренно, пытаясь передать зрителям свое восхищение "богатым русским языком, которым написан роман": «Так уже не пишут. Тут перемешаны лубок и сказочность, и абсурд, и точные документальные зарисовки, живые диалоги и яркая сочная низовая культура, и все это написано с такой любовью к маленькому незаметному человеку…».

- С автором я не встречалась, впервые он увидит нашу работу сегодня, - сказала перед премьерой режиссер Светлана Землякова. – Честно говоря, мне как-то боязно, ведь все авторы трепетно относятся к своему тексту, и что скажет Олег, узнаем после спектакля.

Роман Зайончковского состоит из множества новелл. Чтобы не перегружать спектакль, Светлана Землякова отобрала восемь. Все они про обычную жизнь на периферии в городке, который еще недавно был поселком. Молодые артисты с удовольствием погрузились в материал. Оказалось, что все они знают об этой жизни не понаслышке, многие герои стали для них в процессе работы почти родными. Десять актеров сыграли почти все население городка и, когда эскиз спектакля был показан Римасу Туминасу, а потом актеры вышли к нему на разговор, он был искренне удивлен, что их так мало. Ребята очень пластичны, разнообразны, они умеют перевоплощаться, в итоге получается огромная и пестрая компания непохожих друг на друга разновозрастных жителей городка.

Главный герой романа, по словам режиссера – такой, про кого ей всегда интересно делать спектакли: «маленький, слабый, незаметный, который неизвестно зачем живет и мучается».

Вахтанговскими артистами Светлана Землякова очень довольна. Во время репетиций шел процесс взаимных поисков. У каждого актера получилась своя история, своя главная роль. Почти все они – выпускники Щукинского училища. Максим Севриновский какое-то время учился в ГИТИСе, где много лет преподает Светлана Землякова: «Весь этот замысел возник из нашего знакомства. Главный герой романа Сергеев, которого играет Максим – в первой части нашего спектакля ходит и рассказывает о людях городка как бы немножко со стороны, а во второй части уже сам является действующим лицом.

Получается прямо несколько дней из жизни Сергеева. Время в новеллах блуждающее, то девяностые годы, то далекие советские годы, то начало двухтысячных…Мне показалось, что как бы оно не менялось, в этом маленьком городке оно остановилось…».

Жизнь в городке совершенно растительная и может показаться временами скучной, но один из героев на это скажет: «А чем она плоха? Нормально мы живем, нам бы успеть посадить да вырастить…». И пусть маленький человек никому не нужен, но ведь живет же, так пусть и живет «нормально». И он имеет право болеть и переживать, и грустить, разочаровываться в смысле жизни и снова искать этот самый смысл.

Спектакль вышел неторопливым, литературным и очень интеллигентным, несмотря на вполне реальную разговорную речь колоритных жителей городка.

 

фото Михаила Гутермана

спектакль "Сергеев и городок" - театр им. Вахтангова, режиссер Светлана Землякова, актриса Мария Бердинских, артист Максим Севриновский

На Новой сцене Вахтанговского театра 10 и 11 февраля играют Стриндберга. По приглашению Римаса Туминаса, художественного руководителя Государственного академического театра имени Вахтангова, в Москву на краткие гастроли прибыли известные итальянские актеры Адриана Асти, Джорджио Феррара и Джованни Криппа.

http://www.vakhtangov.ru/slir/w800-h800//upload/site/%D0%9F%D0%BB%D1%8F%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8/%D0%9F%D0%BB%D1%8F%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%202.jpg

Затаив дыхание

Древнегреческая трагедия как сценическое произведение со своего рождения призвана приобщать народ (зрителей) к урокам истории. Ведя героев к трагическому исходу, катастрофе, создатели представления потрясали публику, добиваясь катарсиса. Пьеса Софокла «Царь Эдип» слывет в театральном мире идеалом античной драмы. Именно к этой высокой трагедии обратился главный режиссер Театра им. Вахтангова Римас Туминас, когда художественный руководитель Национального театра Греции в Афинах - Стафис Ливафинос предложил поработать над совместным проектом. Размышлять о превратностях судьбы на примере героев, коим, безусловно, считался Эдип, спасший город, Туминасу куда интереснее, чем рассматривать под микроскопом мелкие обиды измельчавшей современной драмы. Потому проект стал таким масштабным и грандиозным, и даже жаль, что в России никогда не было театральных пространств под открытым небом с многотысячной аудиторией, подобных Национальному театру Греции в Афинах или амфитеатру в Эпидавре. Но и на прославленной академической сцене постановка художественного руководителя Театра им. Вахтангова потрясет воображение зрителей.

Иди и смотри!

На Новой сцене Вахтанговского театра представляют новый спектакль «НАШ КЛАСС. История в 14 уроках» по пьесе драматурга Тадеуша Слободзянека. Изданная в 2008-м году пьеса «Одноклассники. История в XIV уроках», сначала вызвала шок среди солидного числа поляков, не желавших ворошить неприятное прошлое. Родившийся в Сибири (родителей сослали за деятельность в Армии Крайовой), известный польский писатель, режиссер и театровед Тадеуш Слободзянек предложил своему народу понять и выучить, наконец, трудные уроки семидесятилетней давности, завершить, как говорится, гештальт. Сюжет пьесы основан на реальных событиях и фактах, документальные сведения и воспоминания очевидцев драматург собирал несколько лет.

 Гроза женского роду


Сегодня, когда большинство населения устало от вечных новостей о конце света, катастрофах, а гибель людей воспринимается почти обыденно, кому нужно так подробно, как это сделано в спектакле «Гроза» Театра им. Вахтангова, разбираться в человеческих и семейных отношениях, в причинно-следственных связях самоубийства одной несчастной женщины? Ответ, как говорится, однозначный: это нужно нам.