Мы помним: рукописи не горят
«Дневник Анны Франк» - спектакль - не про Холокост и не про войну, хотя они виновны в этой трагической истории. Спектакль, отныне идущий на Симоновской сцене Театра им. Вахтангова - не про страх и смерть, хотя героям этой истории очень страшно, в финале почти все погибают. Он - про жизнь и любовь. Режиссер Екатерина Симонова и художественный руководитель постановки Римас Туминас создали спектакль о людях - хороших и разных, главное, живых.
В этом году Анне Франк исполнилось бы 90 лет. Она могла бы еще спокойно жить и писать замечательные книги, но талантливой девочке суждено было остаться в вечности автором одной, зато чрезвычайно знаменитой книги. «Дневник Анны Франк» переведен на шестьдесят языков мира. Этот пронзительный художественный документ повествует о том, как восемь человек умудрились прожить незамеченными в заколоченной мансарде два года, пока их не арестовали. О том, как замкнутое пространство испытывает людей на прочность, как беспокойство и смятение сменяет противный до липкости липкий страх, а доброжелательство чередуется с раздражением, как у кого-то в трудных условиях проявляется любовь и забота, а у кого-то жалость к себе, недоверие и эгоизм. Не зря психологи тщательно готовят космические и пр. экипажи, испытывая людей на совместимость.
У Отто Франка, отца Анны (Олег Форостенко) не было выбора. Надо было спасать свою семью и семью господина Ван Даана (Рубен Симонов), который до этого помог Франку, сбежавшему от немцев, устроиться в Голландии. Кто же знал, что гитлеровское безумие накроет и благополучную Голландию. Самоотверженная голландка Мил Гиз (Наталья Масич) в течение двух лет прятала в бывшей конторе господина Франка не только две названных семьи, но и некоего господина Дуссела (Владислав Демченко), лишь с приходом фашистов узнавшего, что он – еврей, обязанный отныне носить желтую звезду.
«Для меня это был страшный удар. Я всю жизнь прожил в Голландии, родился здесь и считал себя голландцем…». Дуссел, не соблюдая национальных традиций, с удивлением, возможно, впервые присутствует на празднике Хануки, который отмечают Франки и Ван Дааны. Быть наказанным за национальность или веру – невыносимо дико. «Мы никогда не делаем ничего противозаконного…», - Госпожа Франк, мама Анны (Вера Новикова) даже в условиях вынужденного затворничества пытается поддерживать порядок - соблюдать законы государства, предавшего своих граждан. Когда затаившиеся люди сменяют обувь на беззвучные шерстяные носки, невольно вспоминаются железные сандалии и туфли – страшный памятник сотням убитых на берегу Дуная евреев. Голландских евреев, как и немецких, забирают из собственных домов и увозят в лагеря смерти. А восемь временно спасенных человек продолжают жить, на что-то/кого-то надеясь.
Интеллигентный господин Франк старается приободрить своих загрустивших дочек: ну и что ж, что нельзя целыми днями разговаривать и выходить на улицу, зато можно не разучивать утомительные гаммы и надевать ненавистные калоши. Но с каждым днем разным характерам и темпераментам уживаться в тесноте становится все сложнее, к тому же, мучают ночные кошмары и дневной голод, страшное предчувствие неизвестности.
Госпожа Франк, неустанно беспокоясь о здоровье мужа и детей, все недомогания берет на себя. А еще, ей приходится нервничать из-за госпожи Ван Даан (Мария Шастина), которую раздражает собственный муж, зато очень интересует Отто Франк. Семейные ссоры Ван Даанов удивляют сестер: Марго (Ася Домская) и Анна Франк (Мария Риваль) таких отношений никогда не видели.
Чудесные девочки, чья счастливая жизнь так рано оборвалась. Скромная прилежная труженица Марго, неуемная шкодливая, но добрая и ласковая Анна прожили за два года целую жизнь: испытали первую любовь (Питер, сын Ван Даанов – Константин Белошапка), первый смертельный ужас, когда их укрытие чуть не обнаружил вор, научились смирению и терпению к чужим странностям.
Сложней всего было Анне смириться с эгоизмом зануды Дуссела (Владислав Демченко), человека, привыкшего к одиночеству, которому невыносимо делить личное пространство с другими, особенно, детьми. Дуссел похож на беспокойного рыжего таракана, уверенного в своей неприкосновенности.
Каждый герой этого спектакля – уникален. Каждый артист с помощью режиссера подобрал ключ к своему персонажу, открыл его индивидуальность. Сценография и костюмы Владимира Круглова – предельно точно помогают создать каждый образ, увидеть его историю. Аутентичные вещи, мелкие детали, вплоть до украшений, очков и причесок придают всему необходимую правдивость, а музыка Фаустаса Латенаса привносит такой объем и глубину, что полуторачасовое действие становится почти эпическим.
В этой постановке сложился один из самых прекрасных и дружных актерских ансамблей, который я когда-либо видела, но не могу не отметить главную героиню. Актрисе Марии Риваль легко представляет, как тринадцатилетнюю шаловливую непоседу, папину любимицу, так и притихшую, лирически настроенную пятнадцатилетнюю девушку. В героиню Марии Риваль невозможно не влюбиться, что и делает увлеченным и оживленным замкнутого и угрюмого поначалу Питера (Константин Белошапка).
Благодаря удивительному жизнелюбию талантливой Анны Франк и самоотверженной любви ее отца, посвятившего свою оставшуюся жизнь «Дневнику», мир узнал об этом небольшом, в масштабах Катастрофы, но таком важном, в человеческом плане, эпизоде. Герои дневника навсегда остались для нас живыми людьми. Мы же помним: рукописи не горят.
спектакль театра Вахтангова "Дневник Анны Франк", режиссер Екатерина Симонова, художественный руководитель постановки Римас Туминас, музыка Фаустаса Латенаса, художник Владимир Круглов, артисты: Мария Риваль, Наталья Масич, Вера Новикова, Мария Шастина, Ася Домская, Рубен Симонов, Олег Форостенко, Владислав Демченко, Константин Белошапка
фото: Михаил Гутерман