Безумие страшно заразительно
Спектакль Юрия Бутусова «Пер Гюнт» грубоват и страшен, если не груб и дик, и как же он не подходит стилистике Вахтанговского театра и его артистам. Безмерно уважая Юрия Николаевича, все же сдержусь в оценках. Никто не может оспаривать право талантливого художника самовыражаться так, как он видит и чувствует, но я знаю: мои друзья и знакомые согласятся, когда посмотрят постановку.
Нельзя сказать, что спектакль – плохой или неинтересный, просто он труден в своей первоначальной литературной основе и в сценическом воплощении… трудно выносим для зрительского восприятия - и по смыслам, и по времени (четыре с половиной часа с двумя антрактами). Генрик Ибсен написал трагедию безответственной свободы и одиночества, логично последовавшего за жадным и жестоким стремлением к славе, равнодушием к другим и полным довольством собой. Пер Гюнт непременно желал быть собой, но оставался лишь собой ДОВОЛЕН. Это страшно и очень современно.
Режиссер в одном из интервью оправдывает своего главного героя: «Даже если ты совершил ошибку, ее всегда можно исправить», - Ну… тут хочется режиссеру возразить: смотря какая ошибка. Бывают и смертельные.
У Бутусова в спектакле есть все, что только можно ожидать от этой истории: провокация - предательство - зависть, провокация - злоба - ненависть, провокация - изнасилование – убийство, провокация - запредельное безумие и т. д.
И много - много грязи (бедные театральные службы – сколько ж им приходится отстирывать и отмывать после каждого спектакля). Любовь на сцене тоже имеется, точнее, ее грязно имеют.
Пер Гюнт (Сергей Волков) сходу становится троллем (Павел Попов), отражающим его второе «Я», они оба так и существуют, отражаясь в зеркалах и экранах, в параллели и без конца всех "троллят". Их безумие страшно и заразительно – СТРАШНО ЗАРАЗИТЕЛЬНО действует на всех, кто попадается.
Мне показались чуть-чуть навязчивыми режиссерские повторы некоторых картин собственных спектаклей. Картинок вообще многовато, начиная с видео и зеркальных отражений и заканчивая назойливым детским рисунком. Режиссер обращается с чужим материалом, как со своим наболевшим и выстраданным, и ему очень нужен терпеливый и сочувствующий зритель, способный понять и вынести все.
Четыре с половиной часа нагрузки на все органы чувств, плюс зонги, эстрадные номера на французском и немецком. Артисты выходят на прямой разговор с залом, но их герои остаются сами с собой и своими монологами, обращенными, то ли в прошлое, то ли в будущее. Нейронные связи не выстраиваются.
При этом, конечно, нельзя не отметить: все артисты у Бутусова играют на разрыв, не жалея ни голосовых связок, ни костей, ни собственной кожи. Потрясающе величественна роковой красотой Евгения Крегжде в роли язвительной матери. Единственная ирония, которую можно воспринимать - исходит от любящей (до смерти) матери Пер Гюнта.
Чиста, светла и беззащитно трогательна Яна Соболевская в роли Сольвейг. Как ей удается пройти весь этот "троллинг", да еще и остаться верной мерзавцу - испытателю?
Молодые артисты Сергей Волков и Павел Попов доверяют режиссеру так, словно готовы пройти по острому краю пропасти с завязанными глазами. И ведь шагают...
С такими артистами, хоть куда, но хочется все же в Даль светлую…
фотографии с официального сайта театра
театр Вахтангова, спектакль "Пер Гюнт", режиссер Юрий Бутусов, Евгения Крегжде, Яна Соболевская, Сергей Волков и Павел Попов, #рецензии#отзывы#спектакльпергюнттеатрвахтангова#