Молча перелистать страницы романа

Режиссер-хореограф Анжелика Холина уже несколько лет  плодотворно сотрудничает с Театром им. Вахтангова, в репертуаре которого занимают  видное место ее пластические спектакли - «Берег женщин», «Отелло», «Анна Каренина», «Мужчины и женщины». В ноябре  на суд московских зрителей  Анжелика  Холина привезла новый спектакль своего авторского театра  танца «a|ch». Режиссер-хореограф давно покорила вершины мировой классической литературы,  не пересказывая, но сохраняя индивидуальный почерк каждого писателя, глубину  его мыслей.

Однако, лишить слова Федора Михайловича Достоевского… для этого нужна особая смелость.

Поклонники  знаменитого литовского режиссера-хореографа пришли в Театр им. Вахтангова, чтобы в очередной раз удивиться. Как во всех  хореографических спектаклях Холиной, в сценах из романа Достоевского «Идиот» заняты балетные и драматические артисты, а ритм и атмосферу определяет музыка. Композитор Гия Канчелли после премьеры даже выразил письменную благодарность Анжелике «за доброе отношение к его музыке» и за то, что она "лучше всех знает его творчество".

В новую ткань спектакле традиционно вплетены разнообразные танцевальные жанры от классического балета до современной хореографии. Как удалось Холиной передать артисту Клайпедского драматического театра Донатасу Швиренасу  (князь Мышкин) и солисту Клайпедского музыкального театра, певцу Рокасу Спалинсу (Рогожин) такую  пластическую выразительность? Как солистки балета Беата  Молите (Настасья Филипповна) и Аудроне Дирсите (Аглая) сумели так драматически прожить своих героинь? В этой непостижимости и заключен секрет творческого метода Анжелики Холиной, оригинально интерпретирующей классику.

В спектакле заняты шестнадцать артистов. Помимо выразительных лиц и точной пластики, на образ каждого персонажа работают оригинальные костюмы художника Ольги Филатовой и грим Дали Жаките. Цвета постановки – все оттенки черного, красного и белого.   Сценография Мариуса Яцовскиса  выверена до скупости – ничего лишнего, что могло бы отвлечь, увести в сторону. Свет Тадаса Валейки молниеносно выхватывает нужные детали, меняя тон атмосферы каждой сцены.Каким-то волшебным образом на пустой сцене вдруг чудится огонь, обугливающий пачки банкнот, брошенные дерзкой рукой Настасьи Филипповны…  

В постановке Анжелики Холиной нет «всевозможных прыжков, бессмысленных кружений и поднимания ног выше головы», каковым и следует быть серьезному балету, по мнению великого Мариуса Петипа. Осмысленность – главная характеристика хореографического спектакля Холиной. Сыграть Достоевского без слов, но так, чтобы было понятно каждое слово -  подлинное искусство движения и  пластики.

Открытость, наивность и доброжелательность князя Мышкина (Донатас Швиренас) контрастирует с любым представителем петербуржского общества. В церемонной семье Епанчиных стремительная влюбчивость утонченной  Аглаи (Аудроне Дирсите) выглядит целенаправленным навязыванием. Знакомство с  эмоциональным гулякой Рогожиным (Рокас Спалинскас) встряхнуло задумчивого князя, но повлекло еще больший уход в себя. Восторженное поклонение роковой красавице Настасье Филипповне (Беата Молите), трепетное участие и нежное всепрощение изменило судьбы всех причастных.

 

Князь Мышкин всех утешает, взваливая на себя чужие проблемы. В спектакле Холиной это - вполне осязаемо. Лед недоверия «Идиот» растапливает блаженной улыбкой, все тянутся к молодому князю, хотя смеются над ним. Настасье Филипповне Мышкин своим отношением помогает «распутать» связывавшие ее невидимые нити зависимости от циничного Тоцкого. Сцена, в которой Тоцкий (Егидиюс Бавикинас) играет своей бывшей воспитанницей как куклой, выстроена так, что сердце сжимается от жалости к несчастной молодой женщине.

Когда Настасья, рыдая о своей загубленной жизни, безвольно достается Рогожину, режиссер подчеркивает этот диссонансный дуэт музыкой. Рогожин страстно пытается зажечь в ее сердце любовь, но вызывает только скуку и раздражение. Помимо музыки Гии Канчелли, в спектакле звучат знакомые народные мотивы, а также музыка Михаила Глинки, Сэмюэля Барбера и Софьи Губайдуллиной.

Сцены объяснений между Аглаей Епанчиной и князем Мышкиным, между ее отцом и князем, между Настасьей Филипповной и Мышкиным и, наконец, между двумя женщинами, не желающими делить князя, сыграны талантливо, ярко, эмоционально и настолько  внятно, будто перелистываешь страницы романа.

 материал опубликован в декабрьском номере журнала "Театральный мир" https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1987785551268971&type=1&l=50f395eab0  № 12 за 2018 год

спектакль Анжелики Холиной Идиот по роману Достоевского на сцене Театра им. Вахтангова

фото с официального сайта театра «a|ch»