На фестиваль NET привезли «Соль земли» - один из самых необычных спектаклей , которые я видела. Небольшая творческая группа израильтян (Одед Литман, Айя Цейгер, Михаль Вакнин) создала это произведение по мотивам романа-антиутопии Амоса Кейнана  «Ба-дерех ле-Эйн-Харод» («На пути в Эйн-Харод»).

Амос Кейнан — израильский писатель, публицист, переводчик, художник и скульптор, один из основателей Израильско-Палестинского совета, бескомпромиссный певец сионистского идеала.

Драматург Одед Литман сконцентрировал  текст романа в двухчасовое действо, режиссер Цви Саар совместно с художниками придумал волшебное его воплощение, с первых минут завораживающее взрослых, подобно детям. Пустое черное пространство, обставленное по краям большими  пластиковыми ведрами, постепенно оживает: люди в черном начинают высыпать из ведер белую соль. Только вырастает, поблескивая,  соляной холм, как его тут же начинают крушить во все стороны. Пока зрители тщетно пытаются разглядеть в белой россыпи хоть что-то, на экране возникают вполне конкретные очертания пустынных пейзажей, а  кукольный герой спектакля в военной форме (без подробностей на лице), куда-то утомленно пробирается по песку.

 Камера в руках художников творит чудеса: то обыкновенное, что мы видим невооруженным глазом  -  расчищенные в солевой пыли дорожки, игрушечные машинки, плоские картонные домики, ведра, наполненные сжатой бумагой - на экране самым волшебным образом  превращается в настоящие улицы с домами и машинами, танками и блокпостами, вертолетом и таинственными пещерами. Почти два часа играют на соляном поле артисты, они же - художники видео и света, кукловоды и рабочие сцены. Виртуозная работа гипнотизирует зрителей. Соляное шоу создается и тут же разрушается на глазах. В нем участвуют не только куклы. Артисты создают свои образы из нескольких скупых слов, проживая их одновременно на экране и на сцене. Нет не только четвертой стены, но и трех остальных тоже.

В этом странном  мире пытается найти выход безликий и безымянный герой. Неизвестный солдат. Кибуц Эйн-Харод чудится ему спасительным островком, где нужно укрыться от еврейской военной хунты. Самоидентификация израильтянина, его связь с прошлым и настоящим, с почвой — основной мотив этой повести и большинства произведений Амоса Кейнана. Российскому зрителю непросто разобраться в ситуации и мотивах, движущих героем. Во время военных действий люди становятся  марионетками, подчиняющимися силе. Их жизнь зависит от решения чьих-то задач. Рядовые ничего не решают. Генералы, оказывается, тоже.

Кто прав, кто виноват? Кто – убийца, кто - жертва? Война беспощадно косит и правых, и виноватых.

 А кибуц Эйн Харод – остается несбыточной мечтой, некоей метафорой свободы и смысла жизни.


Видеохудожник: Айя Цейгер.
Музыкальное сопровождение: Гай Шерф.
Звуковое сопровождение, голос: Рона Кейнан.
Художник по свету: Ади Шимрони.
Художники по куклам: Цви Саар, Робин Фрохард, Этти Саар, Джессика Скотт, Айя Цвейгер.
Исполнители: Цви Саар, Михаль Вакнин, Юваль Фингерман, Шай Эгози, Айя Цейгер.

фотографии предоставлены пресс-службой  фестиваля NET