Дайте нам жить хотя бы шепотом…

Пьеса Николая Эрдмана «Самоубийца» с годами становится лишь актуальней. Помимо острой сатиры на революционные «завоевания», касаемые нового быта, диктаторского давления неграмотного агрессивного большинства на человеческих индивидуумов, в пьесе присутствует та самая философская глубина, благодаря которой ей суждено остаться в ряду самых значимых  произведений драматургии.  Размышления главного героя о существовании души, тревога и сомнение по поводу загробной жизни всегда будут волновать людей, задумывающихся о смысле жизни.

Сколько же я видела самых разнообразных постановок «Самоубийц», но,   пожалуй, впервые так остро ощутила этот ужас маленького человека, который боится не столько умереть, сколько той неизвестности, что ждет после смерти.

Глубокая и невероятно смешная постановка режиссера Павла Сафонова с внебытовой сценографией Дениса Сазонова и великолепными костюмами Евгении Панфиловой и гримом Ольги Калявиной, проникновенным музыкальным оформлением Вадима Маевского, пленяет с первых минут действия. Тут все стили начала двадцатого века  (арт-нуво, арт-деко, модерн) перемешались в новом течении, образуя мощный творческий поток живого Искусства.

Чета  Подсекальниковых еще только начинает свой диалог, а уже невозможно оторваться. Капризный недалекий жалкий индивидуум Семён Подсекальников (Юрий Цокуров) тормошит свою жену Марию (Екатерина Крамзина), чтобы «сукина дочь», сделала ему бутерброд с ливерной колбасой.

Простодушным жизнелюбивым философом, трагическим героем, можно сказать, недоГамлетом, которому можно  посочувствать –  Семён Семёнович станет потом, а пока он так противен в своих требованиях и претензиях к близким, что достоин лишь презрения…только не жены.  Живая непосредственная Екатерина Крамзина в роли Марии Лукьяновны невероятно трогательна и естественна как в обидах, так и заботливой любви своей героини. Как не понять усталость и раздражение работающей женщины, у которой на иждивении капризничает здоровый мужик – этакий гибрид Обломова и Манилова, ничего не делающий мечтатель заработков игрой на трубе, даже не прочитавший музыкальное пособие. Купленные женой блюдца, чашечки, вазу Подсекальников истерично сбрасывает с полок (отличный режиссерский ход – виртуальное битье посуды под звон разбитого стекла). Беспокойная любящая Мария невольно открывает  Подсекальникову другой путь.

Маленький никчемный человечек начинает осознавать свою значимость в глазах общественности: грядущее самоубийство привлекает к нему внимание. Ему и в голову бы не пришло, но так сложились обстоятельства, и внушенная окружающими мысль крепнет с каждым просителем.

Немало человек стремится навязать ему предсмертную записку – повод, ради которого стоит покончить с собой. Все просители в спектакле Сафонова прекрасны. Колоритные  типажи смешны и узнаваемы – от интеллигентного Аристарха Доминиковича Гранд-Скубика(Олег Макаров) до розовощекого мясника Пугачева (Евгений Косырев), от не упускающего личной выгоды соседа Калабушкина (Василий Симонов) до утомленного высокими материями писателя (Дмитрий Соломыкин), от роковой красавицы Клеопатры Максимовны (Ася Домская) до конкурентки - соблазнительницы  Раисы Филипповны (Мария Шастина).  

А какая шикарная теща, коронованная нейлоновой сеткой с огромными бигудями (Светлана Йозефий),  пытающаяся развеселить, отвлечь зятя от дурных мыслей. Зятя не удается, зато публика хохочет от души!

В пьесе и спектакле много острых моментов, зрители буквально подпрыгивают, когда слышат: «Интеллигенция молчит, потому что ее заставили молчать. Время такое, что то, что может подумать живой, высказать может только мертвый…». Так у Подсекальникова появляется смысл в грядущей смерти при отсутствии смысла в настоящей жизни.  А гениальную пророческую фразу Николая Эрдмана: «Интеллигенция – соль нации, если ее не будет, вам нечем будет посолить кашу, которую вы заварили…», – надо бы послать телеграммой в Думу, в Кремль. Сто лет прошло, а ценную соль безжалостно всё сыплют мимо – плохая примета, между прочим.

Смысл в смерти видят только революционеры, простые же люди хотят жить без лозунгов и громких высказываний: «Дайте нам жить шепотом, мы как-нибудь проживем…». Жить счастливо, никому не мешая – вот чего хочет маленький человек, прозревший гражданин Подсекальников, один из миллионов  граждан – индивидуумов.  Кто читает воззвания, адресованные миллионам? Читают тогда, когда касается каждого. В том, что Подсекальников отказался от рокового шага, почестей и славы после смерти ради простой тихой жизни здесь и сейчас - наша маленькая надежда на тихое светлое мирное будущее.

фотографии от пресс-службы театра

Постановка

Павел Сафонов

Сценография

Денис  Сазонов

Костюмы

Евгения Панфилова

Музыкальное оформление

Вадим Маевский

Художник по свету

Руслан Майоров

Художник-гримёр

Ольга Калявина

Подсекальников Семён Семёнович

Юрий Цокуров

Мария Лукьяновна,его жена

Екатерина Крамзина

Серафима Ильинична, его тёща

Светлана Йозефий

Александр Петрович Калабушкин, их сосед

Василий Симонов

Маргарита Ивановна Пересветова

Александра Стрельцина

Аристарх Доминикович Гранд-Скубик

Олег Макаров

Никифор Арсентьевич Пугачёв, мясник

Евгений Косырев

Егорушка (Егор Тимофеевич)

Юрий Красков

Виктор Викторович, писатель

Дмитрий Соломыкин

Отец Елпидий, священник

Артём Пархоменко

Клеопатра Максимовна

Ася Домская

Раиса Филипповна

Мария Шастина

Степан Васильевич Пересветов, Гробовщик, Официант, Портниха

Карен Овеян
Василий Цыганцов

Модистка, Официант, Гробовщик, Немой

Виталий Иванов