Большому кораблю - большое плавание

Писатель пишет книгу, художник рисует картину, композитор сочиняет музыку, и для творчества им больше никто не нужен. Произведение написано, точка поставлена, пройдет неделя, год, век, а оно останется таким. Спектакль же – произведение живое, изменчивое, зависимое от многих составляющих, далеких от его постановщиков, например, от самочувствия в этот день артистов, собранности театральных цехов, настроя публики и даже… комфорта зрительских кресел, духоты в зале, да мало ли чего еще.

Режиссеру для постановки требуется целая команда. Помимо актеров, спектаклю большой формы необходимы: хороший  звук, свет, интересная сценография, музыка, хореография и т.д. Только так большому театральному кораблю светит долгое и далекое плавание. Сегодня Театр им. Вахтангова – один из ведущих  лайнеров российской театральной флотилии с дружной высокопрофессиональной командой. С того времени, как у штурвала на вахту встал капитан Туминас, корабль твердо держит курс только вперед. Поставленная к 90-летию Театра им. Вахтангова грандиозная «Пристань», объединила все поколения и театральные цеха вахтанговцев. Авторитет Римаса Туминаса за эти годы вырос настолько, что накануне столетия театра стало даже немного тревожно: куда дальше? А дальше опять нужно собрать все поколения вахтанговцев на одной сцене.

Чтобы самый значительный из всех юбилеев – столетний запомнился, нужно было выбрать нечто великое. Художественный руководитель Театра им. Евг. Вахтангова Римас Туминас замахнулся на роман-эпопею Льва Николаевича Толстого. Режиссер продумал сценическую композицию и вместе с Марией Петерс адаптировал огромный текст романа под будущий спектакль. Великий писатель – великий роман – сотни героев, тысячи слов. «Войну и Мир» невозможно прочесть за один вечер, а спектакль нужно показать за несколько часов, перевести с литературного на театральный язык, да так, чтобы зрители пролистывали – проглатывали страницу за страницей, не в силах оторваться…

Римасу Туминасу удалось погрузить каждого в читанный-перечитанный  роман, переосмыслить заново, сверить наши представления о «Войне и Мире» и толстовских героях с режиссерской концепцией. И пусть некоторые персонажи выглядели на сцене не так, какими представлялись (ведь каждый читатель видит по-своему), вахтанговская постановка поразила свежестью и глубиной. Так из какого-нибудь душного зала с навязчивыми перфомансами и застывшими масками выходишь в парк, вдыхаешь аромат цветов, любуешься прогуливающимися людьми и понимаешь, что никакое видео, никакие фотографии не заменят жизнь. Здесь и сейчас.

Римас Туминас не воспользовался ни одним из модных нынче режиссерских приемов: на сцене нет камер, видеопроекций, брызг дождя, грязи и разноцветных красок, нет популярных песен и приглашенных звёзд (своих достаточно), у артистов не забелены лица, никто ни разу не обнажился, при этом  спектакль все равно получился ультрасовременным.  Уже после первых трех показов о постановке заговорила  вся Москва, а далее - весь театральный мир.

Как хорошо приходить на спектакль простым зрителем и позволять себе неторопливо рассматривать, выслушивать, вспоминать свои впечатления от романа и понемногу критиковать, ведь всегда найдется что покритиковать, но об этом позже. Уж очень  хочется восхищаться. Сценография Адомаса Яцовскиса и костюмы Марии Даниловой, музыка Гиедрюса Пускунигиса, свет Александра Матвеева и Дамира Исмагилова - все подчеркнуто сдержанно, интеллигентно.

Строгий целомудренный спектакль.

Никаких вычурных деталей, громоздких декораций, ничто не отвлекает от лиц, слов и эмоций. Как  интересны все персонажи, как каждого видно на фоне светло серой – зеленой - голубоватой стены, отступающей или  надвигающейся, обнимающей или подавляющей. Воздушные светлые ткани вокруг Наташи Ростовой (Ксения Трейстер) и Сони (Ирина Смирнова), сдержанные тона мужских костюмов и платьев чопорных салонных дам. Вот, разве что князь Андрей Болконский (Юрий Поляк) блеснет белым мундиром с золотыми эполетами или Элен (Анна Антонова) сверкнет драгоценностями.

Какие чудесные придуманы мизансцены. Весело носятся девочки, поддразнивая юных кавалеров, играя в свои первые влюбленности. Пронзительно чувственно объяснение Наташи и Бориса (Николай Романовский): она подставляет ему для поцелуя куклу, а сама задыхается от невнятных еще желаний!

У скромной и верной Сони (Ирина Смирнова) к Николя (Юрий Цокуров) – любовь на всю жизнь! И как же ей горько потом будет услышать от графини Ростовой (Ирина Купченко), что Николя должен жениться на богатой девушке, чтобы поправить семейные дела.

У Наташи Ростовой (Ксения Трейстер) в жизни будет много спонтанного и ошибочного, такая уж страстная порывистая натура у этой девушки, но мать все простит своей любимице, даже измену жениху. Нужно ведь было придумать эту замечательную сцену "в театре", когда Наташа ловит на себе смелые взгляды Анатоля Курагина (Владимир Логвинов), сначала робея, потом заинтересованно и, наконец, вспыхивая неукротимым огнем страсти. Прямая и жесткая крестная - Марья Дмитриевна Ахросимова (Ольга Тумайкина) потом сорвет побег влюбленной Наташи с Анатолем Куракиным, портя отношения с крестницей, зато сберегая честь семьи.

А  первый бал, волнение чистого девичьего лица, трепет тонких рук – почему никто не приглашает ее, ведь она так хорошо танцует, и ей так хочется танцевать?! В ожидании вальса Наташа перебирает ножками, словно молодая лошадка, застоявшаяся в стойле, а потом счастливая, вышагивая под руку с князем Андреем, обретает твердую горделивую поступь. И зал замирает, следя за стремительным полетом-кружением по просторному бальному залу, сначала одиночным, потом в паре с князем Андреем (Юрий Поляк), весьма довольным собой и своей визави. И как-то не замечаешь, что на сцене нет ни колонн, ни толп танцующих, никаких характерных примет роскошного бала – все дорисовываешь в своем воображении, вдохновившись фантазией режиссера.

Римас Туминас не играет артистами как пешками, он дает им рисунок роли, а дальше – уж сами, в силу собственного ума и таланта. Характер персонажа - не только в выражении лица, но и в каждом движении, безупречно выстроенном хореографом Анжеликой Холиной – верным соавтором режиссера.

Забавно выглядит возвращение с бала семейства Ростовых: еле тащится уставший граф Илья Андреевич (Сергей Маковецкий), семенит недовольная графиня Наталья (Ирина Купченко), плетутся остальные домочадцы, лишь Наташа летит, почти не касаясь ножками пола. Трудная роль досталась Асе Домской – ее Вера Ростова замкнута и молчалива, потому что нелюбима, прежде всего, матерью. На Вере непременно что-то черное – шляпа, пиджак.  Вспоминается чеховская Маша из «Чайки»: - Отчего вы, Маша, всегда ходите в черном? – Это траур по моей жизни…

Из больших ролей – главная, безусловно, у Пьера Безухова (Денис Самойлов). Граф Безухов пройдет длинный путь от мучительно-пустого присутствия в высшем обществе до свободы от условностей. От восхищения смелостью и талантом Наполеона до величия и возвеличивания простого человека. Отсюда в финале - скромная одежда и рюкзак много повидавшего путника. В уста Пьера  вложены главные мысли о Человеке, Добре, Смысле жизни: «Надо жить, надо любить, и будем жить вечно!».

Прекрасное режиссерское решение нескольких важных этапов в жизни Пьера. Сначала  неожиданный брак Безухова с княгиней Курагиной: Пьер и не заметил, как оказался ловко опутанным узами брака. «Они все этого хотят!», - разводит руками Пьер, подставляя лицо для поцелуя хищной Элен (Анна Антонова). Как неловкому интеллигентному увальню противостоять натиску алчного семейства (князь Василий Курагин – Владимир Симонов). Не сумев постоять за себя, Безухов смело и решительно бросается спасать  репутацию Наташи Ростовой: «Обижать девушку все равно, что прибить старика или ребенка! Вы - подлая бессердечная порода!», - бросается он на Курагина с кулаками (Анатоль – Владимир Логвинов).

На сцене часто появляется забавный персонаж Ушелец (Артем Пархоменко),  выносящий на сцену то скамейку, на которую нужно сесть героям, то табуретку, чтобы было, чем замахиваться на подлеца. И присутствует еще один: сам "Лев Николаевич" пару раз проходит через всю сцену, хитро посмеиваясь в бороду. Одобряет, значит.

Блистательно сыграл князя Николая Андреевича Болконского Евгений Князев. На мой взгляд, его лучшая роль. Любовь, честность, патриотизм в сочетании с тяжелым упрямством, самолюбием и гордостью – все это пережито и передано так пронзительно, талантливо и сердечно, что за одну эту роль можно благодарить самого артиста и его режиссера.  Какие страдания испытывает каждый член семейства Болконских, не умеющих признаваться в любви друг к другу. И старику Болконскому, и его дочери Марье (Полина Чернышова), и сыну Андрею (Юрий Поляк) – всем мешает гордость. Марья знает, что некрасива, а личного счастья хочется (о, это нарядное голубое платье!), однако сватовству Курагина ответит отказом и бросится в ноги разгневанному, отталкивающему ее отцу, страшно довольному, что дочь осталась с ним.

Андрей (Юрий Поляк) внешне холоден и спокоен. Честолюбие и презрительное упрямство заслоняет ему все, даже любовь к Наташе Ростовой, которой он сначала дает полную свободу, а потом за эту свободу не прощает. Андрей жестоко сжигает важные записки отца , которые тот передал ему на случай смерти. И сам Николай Андреевич (Евгений Князев) подает окружающим пример суровой требовательности и сдержанности, отталкивая от себя родных и близких, разве что маленькая княгиня Лиза (Мария Риваль), беременная ребенком Андрея, вызывает у него жалость и сочувствие.

Пронзительно и строго решена единственная батальная сцена: Николя Ростов (Юрий Цокуров) на поле брани - уже не тот счастливый мажор, уверенный, что война - блеск орудий и красота мундиров, а оглушенный грохотом, смертью товарищей, яростно сражающийся, втыкая штык в тела врагов. Туминасу для этого важного сражения даже не понадобилась массовка. Одного Ростова, подцепляющего на штык шинели и раскладывающего их по полю, вполне достаточно, чтобы сжалось сердце от ужаса войны.

Режиссер спектакля Римас Туминас подобен дирижеру, прочитывающему партитуру произведения. Можно сыграть медленно или быстро, но каждая нота должна быть сыграна, каждый музыкант оркестра услышан и замечен. Пятичасовая постановка – не окончательный вариант, есть сцены, которые можно подсократить, и тогда четырехчасовой спектакль станет, наверное, совершенством, но сейчас не это главное. Главное, что к своему столетию Театр Вахтангова пришел полным сил и творческой энергии, оснащенный по последнему слову техники, свежеотремонтированный, собравший под своим крылом шесть полноценных сцен, на которых ежевечерне идут спектакли.

«Война и Мир» покоряет сердца зрителей и по всем параметрам точно останется в истории Театра. Евгений Багратионович Вахтангов был бы доволен.

 11.11.2021 года

P.S. поскольку статьи на сайте за последние два года обрушились, пришлось их все  восстанавливать заново по крупицам. Надеюсь, что к тем тысячам читателей, что успели прочитать про премьеру "Войны и Мира", прибавятся новые. Спасибо за внимание!