Долгие годы прошли не зря...

Репертуар Театра им. Вахтангова на днях пополнился еще одним хорошим  спектаклем о людях и любви. Режиссер Георгий Долмазян инсценировал роман Джозефины Лоуренс «Годы тянутся так долго». Режиссер некоторым образом сместил акценты произведения, уделив больше внимания молодым героям, но, все равно, центром повествования остались чудесные Баркли и Люси Купер в исполнении вахтанговских артистов Ольги Гаврилюк и Михаила Васькова (по счастливому совпадению артисты являются супружеской  четой, пронесшей свою большую любовь через долгую жизнь).

Режиссер Георгий Долмазян не боится известных сюжетов и популярных историй. В театре МОСТ с успехом идет его «Поминальная молитва», ничем не напоминающая знаменитую постановку театра Ленком. Новую мелодраму Долмазяна «Долгие годы» в Вахтанговском театре незачем сравнивать с легендарным спектаклем Анатолия Эфроса «Дальше – тишина», базирующемся на сценарии Виньи Дельмар. Режиссер Долмазян организовал новый перевод романа, обдумывая свою пьесу на протяжении «долгих лет»,   и счастье, что его идею поддержали именно в Театре им. Вахтангова.

Главная мысль режиссера: в мире нет ничего важней материнского сердца. Именно Люси Купер (Ольга Гаврилюк), эта маленькая женщина с добрым сердцем и милым лицом, хозяйка большого дома, в финале духовно спасает всю семью, даря (и нам, зрителям) свет и надежду. Актриса достойно справляется с великой миссией своей героини, ее, на самом деле, постоянно хочется обнимать и защищать.

Супруги Куперы, вырастившие пятерых детей, были счастливы все эти долгие годы. И вот на закате жизни, когда можно больше отдыхать и радоваться благополучию взрослых детей, Баркли и Люси стали  жертвой жестоких обстоятельств (время действия романа – кризис №0-х гг.в Америке). Покою и гармонии приходит конец: во время семейного застолья, пока миссис Купер хлопочет на кухне над фирменным яблочным пирогом, который обожает вся ее семья, дети узнают, что большой отчий  дом заложен банку, что через неделю родителям негде будет жить. Надо срочно решать проблему, отец ни минуты не сомневается, что дети купят им с Люси  маленький домик,  но, оказывается, дети не готовы заботиться о родителях так, как те когда-то о них…

Для вполне успешных (по некоторым ярким деталям) детей, пожилые родители оказываются обузой. Выращенные в трудные времена, всегда окруженные домашней заботой и любовью, дети – Джордж (Александр Галочкин), Кора (Полина Бондарь), Нелли  (Дарья Щербакова) и Роберт (Семен Арзуманов) до сих пор не поняли, что в жизни главное. Им хочется  наслаждаться благополучием и молодостью, мечтать о более дорогих удовольствиях, но в погоне за удовольствиями они чувствуют только усталость и раздражение, постоянную неудовлетворенность собой и окружающими.   

Вместе с режиссёром над спектаклем работал художник Вадим Андреев, создавая лаконичный внятный антураж 30-х гг. двадцатого века, когда был написан роман. Костюмы модных кислотных оттенков словно сошли с обложек американских журналов тех лет. А какое остроумное  решение придумано в одной из мизансцен: после семейного сбора, где дети узнают о крахе родителей, появляются рабочие сцены, аккуратно опрокидывают колоритный буфет (он, оказывается, на колесиках), водружают на него круглый стол и увозят за кулисы. Вместо уютного теплого дома,  наполненного семейными фотографиями, мебелью перед нами предстает  холодное пустое пространство (от этой картины сжимается сердце).

Никогда не расстававшихся родителей дети разбирают по разным домам. Нет смысла пересказывать сюжет, тема известная. Хочется отметить, как тонко режиссер прошел по острому лезвию мелодрамы, не свалившись в сентиментальную слезоточивость. Как просто и ясно показана жизнь взрослых детей, например, Джорджа и его жены Аниты. Их будущая старость будет зависеть от  дочери Роды (Анна Чумак), а ведь новое поколение, куда циничней, внуки считают себя умней не только бабушек  и дедушек, но и родителей, намереваясь вообще не «заводить» детей – с ними столько хлопот. Теплится маленькая надежда, что Люси Купер удастся растопить хладнокровное сердце Роды, иначе человеческий род просто вымрет.

В спектакле запоминается много ярких актерских работ:  добрый и мудрый Левицкий (Александр Павлов), веселая эксцентричная Секретарша  (Дарья Щербакова), толстокожий эгоист Адвокат (Иван Захава), юноша с тонкой нервной организацией Роберт (Семен Арзуманов).

На выходе  из театра, лица зрителей наполнены доброй светлой грустью, а значит, «Долгие годы» прошли не зря.

фотографии Яны Овчинниковой и Валерия Мясникова предоставлены пресс-службой Театра им. Вахтангова