Если бы Кафка был сказочником, то в финале в жуков превращались бы родственники                                                                   

В сотрудничестве с Гёте-Институтом в репертуаре Театра Вахтангова появился новый спектакль -  «ПРЕВРАЩЕНИЕ» по повести Франца Кафки.

Франц Кафка – один из самых неоднозначных писателей, чьи произведения  трудно поддаются переводу на язык театра и кино. Они поражают  воображение читателей, слушателей и зрителей, которым вслед за режиссерами приходится ориентироваться в непривычном  сюрреалистическом мире, способном свести с ума здравомыслящего человека: ведь все вокруг остается тем же, но нечто необъяснимое происходит с телами и предметами. Так бывает во сне, но у Кафки – не сон, а реальность – продолжение страшного сна.

Йосуа Рёзинг, молодой немецкий режиссёр, поставил «Превращение»  на камерной Симоновской сцене, которая как нельзя лучше подходит для подобных экспериментов.  Режиссер признался, что был счастлив репетировать с вахтанговцами и чрезвычайно рад новому опыту.

Спектакль получился необычным и очень ярким  – при всем минимализме сценографии и театральных эффектов. Коллективный разум и вдохновенные находки всей творческой команды одаривают зрителей теми драгоценными эмоциями,  впечатлениями и размышлениями, которые дороги тем, что долго не отпускают.

Страшный сюр – проснуться утром и не найти свое тело.  Несчастному Грегору Замзе (Владислав Демченко) – мелкому  коммивояжеру, простому обывателю,  судьба подложила невероятную «свинью», в которую  он никак не может поверить, ведь это так ужасно, что лучше снова вернуться в сон и там досмотреть эту жуткую историю, но только не про себя. На месте Грегора легко представить любого, хотя нет, лучше просто смотреть спектакль.

 Молодому режиссеру Йозуа Рёзингу удалось почти невозможное: не прибегая к особым ухищрениям, заставить зрителей вздрагивать от ужаса и сочувствия, потому что буквально на глазах герой Кафки превращается из обычного человека в громадное неприятное насекомое.

Всю эту сложную ювелирную работу проделывает артист  Владислав Демченко. Как же это физически трудно, не прибегая к гриму, не укрываясь за ширмой костюмов и декораций, пройти все стадии изменения человеческой личности и страшного превращения. Невозможно поверить в случившуюся метаморфозу – что короткие лапки, панцирь и все остальное – теперь ты… сознание раздваивается, расстраивается…

Такая грандиозная работа была бы неосуществима без дружной актерской команды.  На сцене, помимо главного героя, еще четверо: Анна Дубровская, Ася Домская, Денис Бондаренко, Василий Цыганков  - представляют  мысли и чувства, ощущения и осознание Грегора Замзы, а также - его мать, сестру, отца и начальника.

Сознание не идет за телом - оно остается человеческим, но даже родные люди не смогут этого понять и принять. Так страшен облик того, кто выползает из комнаты сына, что мать (Анна Дубровская)  падает в обморок, а отец прицеливается яблоком  в коричневый панцирь.  Актриса Анна Дубровская показывает высокий класс превращений – модуляциям ее голоса подвластны образы девочек и старух, женщин и мужчин, любые эмоциональные состояния, которыми она заражает зрителей. Высокий класс  Вахтанговской школы.

 Сестра  (Ася Домская ) держится дольше всех, защищая несчастного Грегора, ведь брат  ее так любил, мечтал отдать в консерваторию… Девушка еще старается уговорить всех, что все будет хорошо, все пройдет…, хотя сама уже  с содроганием приносит мерзкому жуку вонючие объедки, поскольку новый  Грегор  свое любимое молоко больше  не переносит.

Как страшно все понимать и не мочь что-либо изменить, потому что от тебя ничего не зависит. Теперь Грегор прячется под диван, чтобы не пугать сестру  своим страшным видом. Слов его не разобрать, человеческого голоса не услышать. Как страшно одиночество, когда от тебя отворачиваются, не желая разобраться и принять необъяснимое.

Изгой, отверженец – его вина в том, что он не такой, как все, но где и кем установлены нормы, и кто решает, какими они должны быть? Кажется, именно это свойственно фашизму, воинствующему национализму -  не считать других людей себе подобными, чураясь, да просто уничтожая…

 В конце концов, и родные Грегора  дружно  решают, что это с ними случилось несчастье: «Если б он понимал нас, он должен был сам уйти и не мучить нас…». Самое пронзительное, что вызывает немедленную оторопь  в зрительских сердцах, авторская ремарка о том, что Грегор до конца своих несчастных дней думал о своей семье с нежностью и любовью…

Если бы Кафка был сказочником, то в финале в жуков превращались бы родственники, а Грегор вновь оборачивался человеком и жалостливо кормил свою семью до скончания века. Но Франц Кафка – печальный реалист, отражающий человеческую сущность через слегка  искривленное зеркало.

Страшно подумать, что кривое зеркало реальнее отражает действительность, чем нормальное.

Фотографии Ларисы Каневской

спектакль ПРЕВРАЩЕНИЕ - Театр Вахтангова, режиссер Йосуа Рёзинг, артисты: Владислав Демченко, Анна Дубровская, Ася Домская, Денис Бондаренко, Василий Цыганков

Материал опубликован в ноябрьском журнале "Театральный мир" за 2019 год

ссылка на материал на сайте Театра им. Вахтангова http://www.vakhtangov.ru/shows/metamorphosis