«Белая Юрта» Хакасии – самобытный театральный праздник
С 2012 года на «Белой Юрте» проходит парадный смотр премьер всех хакасских театров. Восьмой фестиваль был посвящен исторической годовщине – 150-летию Союза театральных деятелей Российской Федерации. Насыщенную театральную жизнь Хакасии оценивало профессиональное жюри: Дмитрий Викторович Родионов, главный редактор театрального журнала «Сцена», Лариса Михайловна Каневская, главный редактор интернет-журнала «Мнение», Нина Семеновна Майнагашева, директор ХАКНИИЯиЛИ.
Хакасия - невероятное сочетание тысячелетних легенд, исторических памятников древней культуры, уникальных природных заповедников и народа, достойно хранящего замечательные традиции и передающего «Кодекс чести хакаса» своим детям и внукам.
Старейший в Хакасии национальный драматический театр имени А.М. Топанова представил на конкурс пластический спектакль «Той. Дым» по пьесе Татьяны Майнагашевой в постановке режиссера Тимура Казнова. Благодаря консультациям специалиста по фольклору, литературе и традициям хакасского народа Нине Майнагашевой, подробно изученным постановочной группой научным исследованиям и материалам, спектакль стал связующим звеном между древним и современным миром, интересным разным поколениям и особенно важным для молодежи.
Хакасы кровно связаны небом и землей, горами и реками, озерами и степью с древними курганами традициями, помогающими хранить свою индивидуальность, особо ценную в сегодняшнем мире глобализации, нивелирующей, стирающей различия между народами.
Огромная работа проведена постановочной частью по созданию достоверных костюмов и деталей (художники: Тамара Абдина, Екатерина Ряховская)
«Той. Дым»: Той – традиционный свадебный обряд и праздник у хакасов. А Дым – потому что человек, беспощадно отнимая у Земли уголь, от которого чернеют белые снега, а дым проникает в легкие, разрушает гармонию между человеком и природой.
Символом тревоги на сцену являются семь черных птиц (сорок/ворон). Они танцуют, ворошат уголь, пугают, предвещая беду, наблюдают за обрядами.
Пластический язык спектакля выразителен и интересен. Драматические артисты национального драматического театра имени А.М. Топанова под руководством режиссера Тимура Казнова и хореографа Павла Рябова демонстрируют оригинальный рисунок, дополняющий мизансцены глубокими смыслами
Спектакль «Той. Дым» посвящен обычаям, сопровождающим каждый этап жизни, ее круговорот. Поклонение огню и воде, умасливание богов, сватовство, клятвы, подарки, молитвы – непременные составляющие хакасских традиций. Без даров богине Умай не обходятся женщины рода. В спектакле семь белоснежных дев ангельскими голосами (музыка: Татьяна Шалгинова, Аржан Туденев) просят за молодую мать, и богиня благосклонно одаривает семью долгожданным ребенком.
Обрядовые праздники делятся: на детские (рождение ребенка, праздник колыбели, первого зубика), свадебные (помолвка, сбор приданого, плетение двух замужних кос вместо многочисленных девичьих косичек, застолье у родственников жениха, а потом – невесты) и переход в мир предков (ритуальные обряды, поминки).
Пока ребенок не начал ходить и говорить, богиня Умай его оберегает. Когда новорожденной Айлин исполняется три года, родители договариваются с соседями о помолвке, в знак чего семья будущего жениха дарит девочке золотые сережки.
Айлин (Алина Гетманова ) растет красавицей, родители, соседи и будущие родственники радуются, но девушка влюбляется не в предназначенного ей жениха, а в чужака Андраса (Митхас Абдин), проявившего себя во время традиционных состязаний самым ловким, гибким и сильным.
Глаз радует красивая деликатная сцена влюбленных Айлин и Андраса, чье короткое счастье, увы, обрывается трагедией.
Эту историю не может забыть брат Айлин – Сорай (Юрий Майнагашев), виновный в том, что все так трагично закончилось. Сорай (молодой Сорай – Валентин Ульчугачев) вспоминает подробности появления на свет своей младшей сестренки, ее взросления и встречи с чужаком.
Айлин категорически отказывается от древнего обычая выходить замуж за нелюбимого, вырывает из ушей подаренные сережки и бросает их отцу, тот в ответ назначает свадьбу. Айлин уже расплетали девичьи косички, чтобы заплести в две косы пучок волос назначенного жениха, но она сбегает, опозорив семью.
В погоню пускается вся деревня, предупрежденная Сораем. На безоружных молодых влюбленных обрушиваются удары плеток и хлыстов. Огромная луна, до этого момента светлая и улыбчивая, становится багровой и страшной. Трагедия хакасских Ромео и Джульетты в том, что родные не простили детям несоблюдения традиций.
Постановка Тимура Казнова – своеобразное этнографическое исследование. Для юных театралов на стену зала проецируют текст, поясняющий, что происходит на сцене. Спектакль «Той. Дым» заявлен только первой частью объемной трилогии об истории и обычаях Хакасии, в том числе, о традициях, ушедших в прошлое.(хорошо, что сегодня молодые сами выбирают себе жениха и невесту). Впереди – вторая часть, посвященная музыкально-песенной культуре, и третья часть, где зрителей ждут мифы, предания, легенды и сказки.
За исполнение роли Айлин, сестры главного героя, молодая актриса театра Алина Гетманова награждена специальным дипломом жюри фестиваля «Лучшая роль молодого артиста».
Продолжил фестивальную программу премьерный спектакль Русского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова «Луноликая» по мотивам хакасских сказаний по пьесе Лары Бессмертной в постановке режиссера Баатра Колаева. Жанр спектакля –этно-фэнтези.
В основе спектакля старинное хакасское сказание «Ай-Хуучин» – о великой, могучей и бесстрашной правительнице (Мария Кайзер), рожденной от легендарных богатырских коней. Ай-Хуучин охраняет свой род, выбрав для себе героическую судьбу, отказавшись от личного счастья во имя процветания своего племени. Богатырша обладает волшебной силой и видит вещие сны. Однажды сновидение ей пророчествует гибель рода от проклятия племени разъяренных ящериц. Ай-Хуучин велит своему брату истребить всех ящериц до единой. Сначала Хан-Мирген беспрекословно исполняет наказ сестры, но, когда остается лишь одна ящерица, появляется хозяйка скота Хыс- Хан (Алина Котова) и упрашивает богатыря пощадить эту ящерицу, обещая Миргену стать его верной женой. Хан-Мерген (Виталий Зайцев), околдованный красотой девушки, хочет немедленно на ней жениться. Он оставляет ящерицу в живых и скрывает этот проступок от сестры. К несчастью, именно эта Ящерица (Ирина Баженова), оказывается той главной, что прокляла род Ай-Хуучин за то, что скот потоптал ее детей. С этой минуты мир уже не будет прежним. Хан-Мирген навлек на родных страшные беды, в итоге приведшие Ай-Хуучин к смерти.
Злая ведьма Юзут-Арыг (Дарья Стелинг), крадет жену Хан-Миргена, его маленького сына и весь скот. Теперь незадачливому богатырю предстоит сражаться с неисчислимыми темными силами. В своем предательстве он не признается сестре до последних дней. На пути в царство мертвых Хан-Миргена ждут испытания и искушения. Плешивый человек (Александр Израэльсон) уговорит богатыря сыграть в кости, напоит и украдет у пьяного богатыря меч. В сражении с Чалат-Ханом (Антон Воробьев) Хан-Миргену придется призвать на помощь великую сестру, которую он потеряет навсегда.
Спектакль Баатра Колаева сценографически очень красив. Над постановкой поработала отличная команда художников: Игорь Капитанов, Фагиля Сельская, Никита Евдокимов. За пластическую выразительность отвечает режиссер по пластике Максим Пахомов – чего стоят одни ритуальные танцы племен зеленых лягушек и красных ящериц.
Самым большим достоинством постановки является музыкальное оформление. Композитор Давид Литвинов создал уникальное хоровое сопровождение (живая музыка и вокал), благодаря солистам – Галина Архипенкова, Елена Израэльсон, Дина Чернова, Олег Краснопеев (педагог по вокалу Ирина Целыковская). Волшебные звуки (народные музыкальные инструменты, вокализ, всхлипывание, посвистывание, вздохи, шепот, разнообразный смех), выражая боль и страсть, испуг и торжество победы, придают мизансценам необходимую глубину и выразительность. Хор в спектакле «Луноликая» подобен древнегреческому Хору, который в пьесах Еврипила, Эсхила играл главную роль. Недаром на сцене появляются старинные сосуды и вазы, похожие на подлинные музейные раритеты.
В финале этой истории не хватило логики: как доверить судьбу с трудом уцелевшего рода безответственному, дважды оступившемуся богатырю Хан-Миргену? Режиссеру явно не хватило драматургического материала, хотя, оговорюсь, эпос любого народа всегда несет трагический оттенок печали, но тут зрители испытывают досаду.
Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить коллектив Русского драматического театра им. Лермонтова за художественно переданный колорит легенд древней Хакасии.
Хор спектакля «Луноликая» награжден Специальным дипломом фестиваля.
Хакасский национальный театр драмы и этнической музыки «Читiген» показал на фестивале недавнюю премьеру – спектакль «Валентина» по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» в постановке режиссера Каскара Чаптыкова.
Пьесу Александра Вампилова играют на хакасском языке, что невероятно ей идет. Лирико-драматическая таежная история захватывает зрителей, с первой минуты забывших про время, телефоны, собственные заботы и проблемы. В спектакле молодого режиссера Каскара Чаптыкова артисты театра «Читiген» не изображают вампиловских героев, они реально - те самые люди, что живут в далеком Чулимске (вероятно, поблизости с Абаканом).
Постановка не перегружена декорациями (художник Мария Торокова) – в этом случае, минимализм на пользу спектаклю. Пара деревянных изгородей, которые Валентина (Алина Капсаргина) безропотно водворяет на место после того, как прохожие скидывают слеги на землю (лень обойти). В придорожной забегаловке столами служат кабельные катушки/бобины, а табуретками – спилы стволов на кривых ножках/сучьях. Забегаловка давно требует ремонта, но жизнь поселка сосредоточена здесь, поэтому кафе работает без выходных. Ответственная буфетчица Анна Васильевна Хороших (Вероника Ивандаева) рада не всякому посетителю, но свои обязанности выполняет ловко и умело. Актриса Вероника Ивандаева рисует свою героиню точными, яркими, крупными мазками. Анну Васильевну понимаешь, сочувствуешь нелегкой женской судьбе. Ее жених (Дергачев – Валерий Топоев) ушел на фронт и пропал без вести, вернулся в 1956 году, а у Анны Васильевны уже подрастает сын от неизвестного мужчины. Появление сына Пашки (Сергей Чепсараков) Дергачев не может простить Анне уже много лет. Они любят друг друга и мучаются: Дергачев – от ревности, Анна – от нерастраченной нежности. Сын ей мешает, раздражает, служит постоянным укором вынужденного предательства. Пашка вырос озлобившимся потому, что мать его не любит, но ведь он не виноват, что появился на свет.
Невзирая на горькие мысли, Анна Васильевна Хороших обладает легким характером и особым (хакасским) чувством юмора. Не нуждающаяся в переводе перепалка со словами «ну» и «че» вызывает бурную реакцию в зрительном зале. Хороших опекает Валентину, жалея, что ту отец не отпускает в город, ведь вся молодежь давно уехала. Помигалов (Валерий Боргояков) мается, его тоже можно понять и пожалеть: жена умерла, старшие дочери разъехались, если уедет Валентина, то ради кого и чего ему доживать свой век? Валю он блюдет строго, переживая, что девушка осталась без подруг и женихов.
Колоритный дуэт Ильи Еремеева (Вячеслав Тороков) и Афанасия Дергачева (Валерий Топоев), то и дело вызывает в зале смех. Друзья ищут «истину в вине», поскольку «нет правды на земле, но нет ее и выше…»: одного предала любимая, второй без «бумажки» не имеет права на пенсию, хотя много лет честно отслужил проводником в тайге у геологоразведочных партий. Еремеев наивен как дитя, обаятельно неуклюж как хозяин тайги, то есть, попросту – медведь.
Зина Кашкина (Евгения Костякова) – девушка в возрасте, страдающая без мужского внимания. Ей хочется красивых ухаживаний, только от кого? Разве что, от заезжего следователя Шаманова (Каскар Чаптыков). Зине не терпится замуж, но Шаманов безучастен: у него своих проблем хватает, вдобавок, ему нравится Валентина. Зина понимает, что за личное счастье надо бороться.
Еще один герой – Иннокентий Степанович Мечеткин (Юрий Ткачев). Столь комического персонажа мне не доводилось встречать ни в одной постановке по Вампилову. Вялый, нудный, скучный Мечеткин готов скакать козликом в магазин за водкой при малейшем намеке на совместный вечер… с Зиной или с Валей. В спектакле у Мечеткина так много комических мизансцен, что зрители, то и дело, вытирают слезы от смеха.
Смех стихает, когда Пашка бросает Валентине двух подстреленных рябчиков. Девушка в испуге отшатывается, а Зина, напротив, интересуется добычей. На память приходит Тригорин, подстреливший от нечего делать чайку, а потом погубивший юную Нину Заречную. В «Читiгене» Вампилов – истинный Чехов с «пятью пудами любви» и несчастий.
В финале Валентина, потерянная и растрепанная выбегает из леса, за ней – самодовольный уверенный Пашка (теперь уж девушка от него точно никуда не денется), Анна Васильевна горько восклицает: «Что ты наделал?! Она теперь тебя возненавидит…». И понимаешь, что, возможно, Хороших пережила в молодости похожую беду, и потому не любит сына, рожденного от нелюбимого человека.
Режиссер Каскар Чаптыков воспользовался первой версией вампиловской пьесы «Валентина», заканчивающейся самоубийством невинной девушки. В спектакле «Читiгена» ружье тоже выстрелило, а в чулимское небо взлетела чистая белая птица…
Спектакль театра «Читiген» «Валентина» награжден сразу несколькими дипломами фестиваля «Белая Юрта»: «Лучшая роль молодого артиста» – Алина Капсаргина за роль Валентины, «За красоту и выразительность хакасского языка» – Валерий Боргояков, за роль Помигалова, «Лучшая женская роль» – Вероника Ивандаева, за роль Хороших, «Лучшая мужская роль» – Юрий Ткачев, за роль Мечеткина, «Лучший спектакль» в постановке режиссера Каскара Чаптыкова, и главная специальная премия Союза театральных деятелей Российской Федерации присуждена режиссеру Каскару Чаптыкову.
Второй спектакль театра «Читiген» «Форма ВОВ» также поставлен режиссером Каскаром Чаптыковым. Тема важная – память героям войны от современных молодых людей, но пьеса Алексея Сагатаева и постановка Каскара Чаптыкова показались несколько условными и слишком скороспелыми.
Действие происходит в очередную годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В городском парке идет торжественное празднование. Девушка Карина (Алина Майнашева) ищет парня, который мог бы постоять несколько часов в военной форме ее прадеда, героя войны. Тот, с кем Карина первоначально договаривалась, не отвечает на звонки, и она уговаривает проходящего мимо парня (Сергей - Вячеслав Тороков) за три тысячи рублей постоять при полной амуниции.
Авторами спектакля выбрано довольно странное место для героя – где-то за кулисами явственно слышны голоса с праздничной площади, туда убегает Карина для участия в концерте. Сергея же она определила где-то на задворках, посреди пустых ящиков. Кроме скучающей продавщицы Ларисы (Евгения Костякова), у которой, кроме воды, ничего нет, шашлычника Карэна (Валерий Боргояков), который все действие периодически монотонно нарезает хлеб, здесь никого нет. Сценография Марии Тороковой не дает фантазии развернуться. По обеим сторонам сцены – горы пустой пластиковой тары, вот, разве что, инсталляция с ружьем, каской и аппаратом полевой телефонной связи. Сергей Вячеслава Торокова обаятелен и добр. Пусть, как и его современники, он больше интересуется компьютерными играми, чем историей страны, но на посту героя, он вдруг проникается важностью момента, а сталкиваясь с мутными личностями, интересующимися только «баблом», ощущает такой прилив настоящего патриотизма, что вызывает в душах разновозрастных зрителей горячий отклик и симпатию.
Несколько мизансцен с пробегавшими мимо «героя» Яной (Алина Капсаргина) и Светой (Юлия Калачева), с удовольствием сделавших селфи на фоне парня в форме, с забавным блогером/пранкером Кешей (Алексей Сагатаев), придумавшим пару сюжетов для съемки – стали яркой иллюстрацией сегодняшнего дня и вызвали оживление в зале.
Но, вот, в историю с коллекционером военных реликвий (Юрий Ткачев) и его помощником Леней (Сергей Чепсараков) верится с трудом. Да, форма с подлинными орденами и медалями высоко ценится на черном рынке, только официально государственными наградами торговать нельзя, за это можно схлопотать срок. Таинственный Яков Рудольфович обещает незнакомому парню миллион рублей, потом два, в итоге, приносит в пакете три миллиона. Слишком уж надумана ситуация, слишком наивна Карина, доверия форму прадеда-героя незнакомым людям. Леня пытается отобрать форму, но Сергей дает достойный отпор с помощью неведомо откуда прибежавших Яны, Светы и Кеши, и вновь вернувшихся на свои торговые точки Ларисы и Карэна.
Самая серьезная фигура спектакля – Ветеран (Георгий Сагалаков), который молчаливо является Сергею, пробуждая в его душе совесть, вдохновляя на смелые благородные поступки.
Финал традиционен: по стене бежит скользящая строка с именами погибших за Победу героев, зрители встают. Берясь за такую тему, важно помнить, что во время войны тоже был театр. только «Театр военных действий», представив который, можно по-настоящему оценить подвиги предков, отдавших жизни за мир, за светлое будущее нашей Родины.
В программе фестиваля еще один премьерный спектакль. Хакасский национальный театр кукол «Сказка» им. Л.Г. Устинова представил постановку режиссера Андрея Тимофеева «Аладдин. Кто ты?» по мотивам арабских сказок. Спектакль может порадовать зрителей всех поколений. Дети восхитятся волшебными чудесами и ослепительными сокровищами. Подростки будут внимательно следить за историей любви простого веселого Аладдина Илья Эмих) и капризной принцессы Жасмин (Рима Зайнуллина). Взрослые оценят яркий колорит декораций и остроумно придуманных персонажей, например, огромного белого Верблюда (Олег Кузьмин, Юлия Рысюкова), который важно шествует по зрительному залу в начале спектакля, а затем, взбрыкнув трусливым галопом в финале, когда на него собрались взгромоздиться целых два пассажира. Веселит и радует публику новый персонаж – живой и обаятельный Ковер (Софья Судаева), верный дружок Аладдина, который в конце оказывается дочерью пещерного Дэва, влюбившейся в Джинна (Эдгард Арутюнов). Джинн мудр и всесилен, но он – раб лампы, ему приходится поневоле служить злому Джафару (Павел Шнягин), хорошо, что Аладдин найдет выход, и все будут счастливы, даже Султан (Сергей Лебедев), мечтающий выдать свою дочь за принца, а теперь радующийся простому, но смелому парню, вернувшему ему дочь и власть.
Сказку комментирует болтун Попугай (Антон Семавин), слегка напоминающий Ведущего «Необыкновенного концерта» Театра им. Сергея Образцова, но текст он читает оригинальный (автор инсценировки Елена Тимофеева), обильно сдобренный цитатами Омара Хайяма.
Красивая сценография Владимира Медвецкого живописно обыгрывает восточный базар и пещеру с сокровищами. Художник по свету Алексей Гааль творит настоящее волшебство, помогая зрителям воочию лицезреть зыбучие пески пустыни. Музыка композитора Михаила Демченко сопровождает действо мотивами Востока, а, благодаря хореографу Ульяне Тимофеевой, артисты прекрасно двигаются.
Куклы и живые артисты мгновенно сменяют друг друга (художник-конструктор Максим Вахрушев), спектакль держит завидный темпоритм, нигде не провисая, несмотря на два часа с антрактом.
Экспертное жюри отметило спектакль специальными дипломами: «Лучшая мужская роль второго плана» – Арутюнов Эдгард, за роль Волшебника, «Лучшая женская роль второго плана» – Судаева Софья, за роль Ковра и диплом «За волшебство» – режиссера Андрея Тимофеева.
Завершился фестиваль спектаклем Русского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова, вошедшим в «100 лучших спектаклей Национальной театральной премии и Фестиваля «Золотая Маска» – «Чудо Святого Антония» по пьесе Мориса Метерлинка, в постановке режиссера Ивана Рябенко.
У пьесы – богатая история, ее ставили Евгений Вахтангов и Всеволод Мейерхольд. Материал непростой, можно сказать, коварный, потому что «Чудо Святого Антония» нельзя ставить в реалистическом ключе, как и «Синюю птицу». Метерлинк умел сочетать религиозно-мистический подтекст с карикатурным. Не надо верить в чудеса, надо просто знать, что они есть, хотя это знание комфорта большинству людей не добавляет.
Сценография Ивана Рябенко и Ольги Бахтараевой представляет в первом действии просторный холл с богатой хрустальной люстрой, лежащей на полу. Здесь пока хозяйничает Вирджиния (Татьяна Рябенко). Вокруг нее – пустые ведра и тряпки, она печально пытается убираться, но периодически задумчиво застывает. Мизансцена тянется до прихода высокого незнакомца, которому добрая набожная женщина открыла дверь, несмотря на приказ хозяев никого в дом не пускать. В доме усопшей тетушки Гортензии (Ирина Баженова) – поминальный завтрак. Многочисленные родственники предвкушают наследство, а Святой Антоний собирается воскресить покойнцу, откликнувшись на искренние молитвы служанки.
Следует несколько массовых сцен, Антония пытаются вытолкнуть на улицу – святой, не святой, а проблем никому не надо.
После антракта все перемещаются в комнату тетушки, и там происходит чудо: тело Гортензии приподнимается над кроватью, она приходит в себя и начинает кричать на Антония. Святой в расстройстве лишает ее дара речи, чтобы не наговорила лишнего. Семья в шоке. Только Вирджиния пребывает в религиозном экстазе. От ее веры в добро на голове святого Антония зажигается венок из огоньков, от ехидных замечаний Доктора (Игорь Герман) и Гюстава (Александр Израэльсон) огоньки меркнут.
Чудо не случается: Антония заберут в участок, покойница снова лишится жизни, но в финале повалит снег крупными хлопьями, и Гортензия вскочит с усыпального ложа и побежит в сад, где ее внучатные племянники весело играют в снежки. Немая сцена будет длиться, покуда не кончится громкая музыка. Все в сад!
За роль Святого Антония Олег Рябенко награжден дипломом «За святость».
Фестиваль «Белая юрта» продемонстрировал высокий уровень хакасских театров.
Хакасия может гордиться не только древними памятниками, но и современным театральным искусством.