В Кинешме с 7 по 15 апреля прошел IV Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце». В нем приняли участие театры из разных городов России и ближнего зарубежья, было представлено 11 спектаклей. В Кинешме свято чтут традиции, и местные театралы весьма ревниво относятся к чужим постановкам пьес своего любимого Островского, но с каждым последующим фестивалем интерес к чужому творчеству, иному взгляду на театральное искусство растет вместе с культурой восприятия.

По традиции каждый фестиваль открывают хозяева. Четвертое «Горячее сердце» порадовало зрителей спектаклем «Снегурочка» Кинешемского драматического театра имени Александра Николаевича Островского. Романтическая поэма Островского в стиле модерн за прошедший год успешно выдержала многочисленные показы, стала лауреатом престижных фестивалей и вошла в лонг-лист Российской национальной театральной премии "Золотая маска" 2018 года. Постановка  режиссера Александра Огарева со временем полюбилась кинешемцам, поначалу воспринявших нетрадиционное прочтение классики достаточно настороженно. Спектакль выстроен в хорошем ритме, артисты  увлеченно поют и танцуют, страсти кипят на знакомом фоне советского парка культуры и отдыха с катком и любителями фигурного катания, громкоговорителем на фонарном столбе и трибунами, мороженщицей и «страдальческими» песнями под гитару и пр.

Жюри IV-го Международного фестиваля русской классической драматургии «Горячее сердце» присудило спектаклю «Снегурочка» приз «За лучшую режиссуру».

Костромской государственный драматический театр имени А.Н. Островского  показал на фестивале спектакль «Женитьба Белугина». Режиссер Елена Сафонова, являясь одновременно и художником-постановщиком, бережно сохранила колорит времени драматургов Александра Островского и Николая Соловьева, в костюмах персонажей. Спектакль получился очень актерским. Трогательные старики Белугины - Настасья Петровна (Татьяна Никитина) и Гаврила Пантелеич (Игорь Гниденко) сильно переживают за своего любимого сына Андрюшу (Дмитрий Рябов). Андрей, потеряв голову из-за Елены (Елизавета Камерлохер), оставил уже выбранную невесту Таню (Анна Полицан). Купец Белугин страшно раздосадован, но счастье сына важнее, хотя мешает их общему делу. Все понимают Белугины про будущую невестку: избалованная красотка принадлежит другому кругу, да и не любит она Андрея, не жалеет его. Андрей Дмитрия Рябова своим благородством, горячей страстью побеждает презрительную надменность красавицы. Все в итоге складывается хорошо, только в сердце зрителя остаются сомнения: будет ли счастлив молодой Белугин с женщиной, которая вначале предпочла его безликому и вялому Агишину (Иван Поляков). Елена намеревалась  обманывать Андрея с «человеком без определенного положения», являющегося, к тому же, его другом.

Решением жюри фестиваля спектакль «Женитьба Белугина» удостоен награды «За лучшую женскую роль», которой отметили работу  Елизаветы Камерлохер, исполнившей роль Елены Васильевны.

 

Российский государственный академический театр имени Федора Волкова  (Ярославль) и режиссер Роман Мархолиа представил на суд зрителей сцены из романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Постановка одного из самых непростых романов классика стала для кинешемской публики откровением. Режиссер не иллюстрировал книгу, но не забыл основные линии романа. Спектакль увлек, заворожил даже тех зрителей, кто не читал Достоевского или его не очень любит. Глубокий психологизм, раскрытие каждого образа, высокий уровень актерского мастерства – вот что сделало ярославский спектакль победителем фестиваля.

Современная сценография (художник Владимир Ковальчук), выразительные костюмы (художник Фагиля Сельская), запоминающееся световое (Владимир Ковальчук) и звуковое оформление (музыкальный руководитель постановки Игорь Есипович, звукорежиссер Антон Мануйлов, плей-лист Романа Мархолиа и Владимира  Ковальчука, прекрасная пластика (хореограф Антон Косов). блистательные актерские работы (Владимир Майзингер, Мария Полумогина, Михаил Подзин, Михаил Емельянов, Дарья Таран, Ирина Сидорова, Екатерина Девкина и др.) – все составляющие спектакля были настолько ярки и талантливы, что жюри, не колеблясь, присудило «Братьям Карамазовым» Гран-При.

Тверской академический театр драмы получил Приз зрительских симпатий за сцены из романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Постановка Александра Павлишина по инсценировке Адольфа Шапиро тронула зрителей. Тотальное одиночество Евгения Базарова (Тарас Кузьмин) мягкость и добросердечность Николая Петровича Кирсанова (Владимир Чернышов), человечность и узнаваемость других персонажей, несомненно, наличие настоящего живого малыша на сцене - немало способствовали позитивному зрительскому восприятию.

Нижегородский государственный академический театр драмы имени Максима Горького представил спектакль «На дне». Постановка Валерия Саркисова уже завоевала призы нескольких международных и Всероссийских фестивалей, и кинешемская публика по достоинству оценила работу нижегородцев. Режиссера Валерия Саркисова вполне можно было наградить за нетрадиционное музыкальное оформление и сценографию, но  спектакль не смог бы получиться без дружной команды и взаимопонимания, ибо нет ничего важней человеческих отношений, а потому Нижегородский театр получил приз «За лучший актерский ансамбль».

На фестивале было показано два моноспектакля. Автор идеи и исполнитель одного из них - артист "Московского государственного Театра на Покровке" Сергей Загребнев. Спектакль «Записи Ковякина» по повести Леонида Леонова – яркий, точный, ироничный. Эту тонкую изящную театральную зарисовку - первую режиссерскую работу  Сергея Загребнева и художника Евгении Малаховой оценила не только публика, но и жюри, и коллеги артиста по цеху. Спектакль получил Специальный приз IV-го Международного фестиваля русской классической драматургии.

Московский «Ведогонь-театр» (г.Зеленоград) привез в Кинешму знаменитую трагедию Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Постановка Александра Кузина увлекательно показала, как роль человеческой личности влияет на ход мировой истории. В роли Федора Иоанновича – художественный руководитель театра «Ведогонь» Павел Курочкин. Простодушие, миролюбие и прочие прекрасные человеческие качества главного героя оказываются лишними в безумном мире властолюбцев. Безжалостный расчет придворных «акул», борьба за трон  приводит страну к многолетней смуте, междоусобице и страданиям. Мастерская актерская работа Павла Курочкина определила решение жюри: спектакль «Ведогонь – театра» получил приз «За лучшую мужскую роль».

Московский театр «Et Cetera» под руководством Александра Калягина представил на фестивале спектакль «Сердце не камень». Режиссер-постановщик Григорий Дитятковский подчеркнуто бережно отнесся к тексту Островского, вместе с тем, решительно омолодил пьесу пластическим  рисунком (хореограф Сергей Грицай). Речь некоторых персонажей, благодаря пластике звучала совершенно по-новому. Так, Вера Филипповна (Анна  Артамонова), пятнадцать лет добровольно сидящая взаперти в богатом доме  старого мужа (Михаил Янушкевич), по-девичьи отзывается на поцелуй наглеца Ераста, ее лицо и тело бросает в жар, и все понятно без слов. Лукавой Аполлинарии Панфиловне (Наталья Благих), словно только этого и надо, чтобы оправдать собственную распущенность. Всегда противно сознавать, что рядом с тобой ангел, коли в тебе сидит бесенок…                     Прекрасные костюмы (художник Владимир Фирер), хороший крепкий актерский ансамбль доставили удовольствие кинешемцам.

Жюри фестиваля присудило спектаклю «Сердце не камень» московского  театра «Et Cetera» приз «За  лучшую женскую роль второго плана» - актрисе Наталье Благих.

В фестивале также участвовали Московский областной театр драмы и комедии (Ногинск) со спектаклем «Чайка» и Могилевский областной театр драмы и комедии им. В.И. Дунина-Марцинкевича (Республика Белоруссия, город Бобруйск), показавший гостям спектакль «Фестиваль тишины».

Четвертый фестиваль «Горячее сердце» прошел на высоком творческом подъеме, который был бы невозможен без огромных усилий организаторов, в том числе, руководителя литературно–драматургической части Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского Александра  Воронова..

«За организацию и проведение фестиваля» жюри присудило диплом  Директору Фестиваля, директору Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского Наталье Викторовне Сурковой.

  • После фестиваля нам удалось поговорить с директором театра

- Наталья Викторовна, кому пришла идея проведения фестиваля в Кинешме?

- Без скромности, это – моя личная идея. Просто…наш театр был в упадке, когда я вернулась сюда в третий раз…

- Как это… в третий раз?

- Первый раз я пришла в 1996-м году, тогда театр хотели закрывать, и меня послали на амбразуру - его спасать.

- Почему?

- Зрителей не было, труппа была разорена, руководство менялось каждый год. В здании было очень холодно, городу дорого было его содержать, и встал вопрос о закрытии театра.

- А почему именно вас послали на амбразуру? В какой сфере вы трудились?

- Я - историк по образованию, педагог – по специальности. Тогда я работала  зав. Отделом пропаганды и агитации, много занималась театром, поскольку он был в моем ведении. В застойные советские времена мне постоянно приходилось бывать в театре на собраниях, разбирать склоки и жалобы, участвовать в репертуарной политике, в сдаче спектаклей (так было заведено). Я хорошо знала театр, чувствовала его. Когда встал вопрос о закрытии, меня вызвал к себе председатель горисполкома и сказал: «Если не согласишься, придется принять решение закрыть театр…». Я была директором школы, но мне стало жаль театр, и я согласилась. Это были очень трудные годы. Надо было привлекать зрителей в театр, выстраивать репертуарную политику. В 1997 году я задумала первый фестиваль русской классики. В нашем репертуаре появилась «Чайка», «На всякого мудреца довольно простоты», «Васса Железнова». Сделали кое-какой ремонт: провели трубы... хотя бы в зрительном зале стало тепло. Начали работать со зрителем, налаживать контакты с детскими садами, школами, прививать молодому поколению любовь к театру. В 2000-м году я крепко поссорилась с тем же председателем горисполкома, высказав все, что думаю об его отношении к театру. Мы были вынуждены зарабатывать дискотеками. Все предприятия стояли. Работали взаимозачетами, даже зарплату платили взаимозачетом.

- И вы ушли из театра…

- Да, ушла… в никуда. Создала благотворительный фонд «Театр – Дети». В 2005-м году в театре снова случилась аховая ситуация, и меня попросили вернуться. В Кинешме уже был другой мэр. Два года я отработала директором театра.  Потом начались выборы, мэром города стал мой друг, который уговорил меня войти в его команду. Я была вынуждена оставить театр, но так, как я курировала «социалку», то добилась, чтобы театр перевели на областное финансирование. Театру выделили деньги на ремонт, при этом  сделав филиалом Ивановского театра, и там, увы, забрали себе и  кинешемский бюджет, и штатное расписание нашего театра. Когда  в 2011 году меня снова попросили возглавить театр, я потребовала самостоятельности, поскольку в Иванове только и мечтали сделать наш театр прокатной площадкой, чтобы зарабатывать деньги на гастролях.

- Как удалось спасти Кинешемский театр?

- Прежде всего, надо было сделать так, чтобы театр был на слуху. Нужно было проводить фестивали, ездить на гастроли.  В 2013 году мы провели первый фестиваль «Горячее сердце». Нас тогда поддержал Малый театр и лично Юрий Соломин, а также наш земляк Леонид Ошарин и  театр им. Маяковского…

Было очень непросто собрать афишу первого фестиваля. Нас спасло то, что здесь - священные для русского театра места Александра Николаевича Островского. Все захотели поехать посмотреть усадьбу Щелыково. Зрителей мы привлекли абонементной системой, чрезвычайно дешевыми билетами для  школьников. Потихонечку начали нарабатывать репертуар, потому что не с чем даже было показываться. Необыкновенно удачным вышел проект «Юнона и Авось», который нас тоже поднял вверх. Денег у театра совсем не было, выручили нас  гранты, за счет которых мы стали выезжать на гастроли.  Начали в театр приглашать хороших режиссеров, выпустили достойные спектакли – «Женихи» Гоголя, «Снегурочка» Островского, «Русалочка», «Ромео и Джульетта» и др., которые не стыдно было показывать. О нашем театре заговорили.

- Да, Кинешемский театр теперь знают. Но какую же надо было иметь решительность и смелость, чтобы организовать фестиваль, когда еще ничего не было…

- Да, риск был большой, но тогда мне помогла Ольга Анатольевна Хазбулатова, заместитель губернатора. Она хотя бы зрителей привлекала со всех регионов области. А так, фестивалю, конечно, не выделили ни копейки, и без сына я б не справилась. Например, приезд Малого театра полностью спонсировал мой сын…

- Какова концепция вашего фестиваля, чем отличается он от других театральных фестивалей? И вообще, зачем вам такое хлопотное дело?

- Мы изначально задумывали, что фестиваль будет придерживаться  традиционного прочтения русской классики - то, что сейчас уходит. У нас в Кинешме чтят традиции, и мы стараемся придерживаться классических форм. При этом на каждый фестиваль мы выбираем один-два современных спектакля, потому что кинешемский зритель должен быть в курсе того, что происходит в театральном мире. Нашим артистам чрезвычайно полезно побыть в такой фестивальной атмосфере. И я, как директор, здесь многое почерпнула для себя в познании современного театра, противницей которого

долгое время была.

В числе фестивальных спектаклей кому-то может не все нравится, но в каждом спектакле есть, что осмысливать, чему поучиться…

- Хорошего зрителя надо воспитывать и образовывать…

- Да, вот например, когда мы работали над спектаклем «Снегурочка», понимали, что идем на риск: уж очень у нас консервативная публика. Премьерный зритель поначалу отверг версию Александра Огарёва, которая показалась слишком модерновой, некоторые признавались, что даже испытали шок. А сейчас люди приходят смотреть «Снегурочку» по второму и третьему разу и все больше влюбляются в этот спектакль.

- Меня приятно поразило на фестивале, как восторженно ваши зрители приняли современную трактовку Достоевского от Ярославского театра!

- Да, «Братья Карамазовы» всех потрясли, это - настоящее искусство, и наши театралы умеют отличать его. Ведь сейчас некоторые режиссеры научились  ставить хитрые спектакли, рассчитанные именно на фестивальные показы, чтобы удивить критиков, о публике не думают. А мы свой фестиваль проводим, прежде всего, для зрителей.

- Как вы узнаете мнение зрителей о спектаклях?

- Вы, наверное, заметили, что после каждого спектакля я стою на выходе и со всеми лично общаюсь. Для меня это очень важно.

- Следующий фестиваль у вас юбилейный. Как будете готовиться?

- Будем отсматривать классические спектакли, в том числе, и в Москве. Постараемся пробить нормальный бюджет и пригласить известных артистов, театральных звезд, чтобы порадовать нашего кинешемского зрителя.