В рамках фестиваля "Уроки режиссуры" москвичей покорили архангелогородцы.

Спектакль Алексея Ермилышева – закрученное, математически выверенное театральное действо, где с помощью прямоугольных прозрачных досок, исписанных формулами,  алгебру поверяют гармонией души. Спектакль современен по ритму и взаимодействию артистов на площадке, по минимализму декораций  (лишь прозрачные кубы да доски) и свету (художник по свету – Максим Надеев), по яркой убедительности видеографии (Виктор Тяпков), по музыкальному оформлению (Михаил Кузьмин) и пластическому решению (Ольга Мурашова). Алексею Ермилышеву  удалось собрать все эти средства выразительности в единый ансамбль, перевести с литературного  языка на сценический, не растеряв смыслов.

Все содержание уместилось в черной сценической коробке, куда заходят, перешагивая через невидимую преграду семь актеров. Персонажи, кроме главного героя,  проявляются как негативы,  а потом исчезают, растворяясь в общем ансамбле.

Главный  герой - 15-летний Кристофер (Михаил Кузьмин), интроверт, наделенный  невероятными математическими способностями. Он до мурашек  не любит, когда к нему прикасаются, не разговаривает с чужими людьми, терпеть не может желтого и коричневого, зато любит красный цвет, ручную крысу Тоби, соседского лабрадора, отца и память об умершей два года назад матери.

Его хрупкий мир рушится, когда кто-то убивает собаку соседки, а Кристофер, начав расследование, обнаруживает в папином шкафу мамины письма. Оказывается, мама  вовсе не умерла, а все это время писала ему письма с объяснениями своего исчезновения, просьбами о прощении и признаниями в любви.

Кристофер не умеет и не хочет общаться, как все, не понимает метафор, аллегорий. Почему люди говорят: «крышу снесло» или «камень вместо сердца»? И, если никто не прячет скелеты в шкафу, тогда зачем об этом говорит? Кристофер всегда говорит правду, хотя «не всегда делает то, что велят», у него – свои незыблемые правила, которые однажды придется нарушить, потому что надо же выяснить, кто убил собаку. Непредубежденная логика и компьютерная ясность ума приводят расследование Кристофера к успеху, но это совсем не делает его счастливым победителем. 

Несколько  раз за этот вечер спектакля у зрителей сжималось сердце. Сначала жаль отца (Дмитрий Беляков), в одиночку растящего не совсем здорового мальчика, сочувствуешь ему. Но, когда отцовские  нервы сдают, его боль совершенно перекрывается страданиями Кристофера, обнаруживающего, что его отец – и есть убийца собаки. Потом становится жаль мать (Мария Новикова), оставшуюся без ребенка, и тут же к ней возникают другие чувства. Спектакль цепляет своей неоднозначностью, здесь срабатывает обратная схема: если «вся жизнь – театр», то театр – вся жизнь во всем ее многообразии.

Кристофер вынужден расхлебывать все, что натворили взрослые:  распутывать сложный узел взрослых отношений. Он честнее, искреннее, добрее, и ему труднее всех в этом непонятном мире, в котором никто друг друга не понимает и не жалеет. На трудного (во всех смыслах)  подростка сваливаются беспомощные взрослые, ища сочувствия и утешения.

Кристофер покидает свой родной дом и отца, с которым теперь страшно жить под одной крышей (если он убил собаку, он теперь может убить и человека). Из маленького провинциального городка едет в Лондон, к матери. Встреча с ним, словно лакмусовая бумажка, выявляет людей. Хороший становится еще добрей, злой – еще хуже. В хаосе мегаполиса  парень умудряется не потеряться, более того, расставить все по местам.

Пока взрослые справляются со своими чувствами, Кристофер предпочитает смотреть на небо – тогда «все проблемы кажутся пренебрежительно маленькими». Все разрешимо, кроме смерти.

Насыщенность и смена чувств такая, что три часа спектакля пролетают незаметно, даже жаль, что действия  разделяет антракт. 

Кристофер решает сложные задачи, и весь зал гордится его победами, ведь он один – добрался до Лондона, нашел маму, вычислил убийцу собаки, примирил родителей, написал книгу…

«Я – смелый, я все могу, если захочу», - произносит в финале Кристофер, пока зрители утирают глаза, умиляясь черному лабрадору, которого дарит  Кристоферу отец.

« Хотите знать, как я решил задачу?» - Впервые поднимает глаза на зал герой Михаила Кузьмина. И детский голос из зала выкрикивает: «Да!». Все смеются, а Кристофер увлеченно исписывает формулами все эти прекрасные прозрачные доски.

спектакль ЗАГАДОЧНОЕ НОЧНОЕ УБИЙСТВО СОБАКИ - Архангельский Театр Драмы им.Ломоносова, режиссер Алексей Ермилышев, артист Михаил Кузьмин