«Семейный спектакль – что может быть лучше для взаимопонимания  для всех поколений»

Уже в третий раз прошла встреча в рамках проекта "Серебряные вечера", который реализует издательство "Юнимедиа" при участии театрального PR - агентства «Три сестры». Встречи организуются в формате интеллектуальных дискуссий.Чтобы состоялся  диалог между поколениями, приглашаются спикеры. На этот вечер в качестве представителей двух поколений были приглашены:

режиссер Тереза Ганнибаловна Дурова

Народная артистка, основатель, художественный руководитель и главный режиссер Театра Терезы Дуровой, аналогов которому нет в мире. Тереза Дурова – из старинной цирковой семьи, правнучка знаменитого клоуна и дрессировщика Анатолия Дурова и дочь известной дрессировщицы, народной артистки РФ Терезы Дуровой; первая, кто из легендарной цирковой династии оставила манеж ради сцены, чтобы создать свой уникальный семейный театр. Уникальность Театра Терезы Дуровой – прежде всего в его эстетике, которая находится на стыке нескольких жанров: драмы, музыки, цирка и пластики.

И молодой режиссер Екатерина Половцева, ГИТИС, режиссерский факультет (режиссерская группа Мастерской Сергея Женовача). Участник Творческой лаборатории «Молодые режиссеры – детям» в РАМТе – театре для всех поколений, который, наследуя традиции Центрального детского театра и сохраняя накопленный опыт, находится в центре современного театрального процесса, смело экспериментирует с новыми формами и театральными жанрами (художественный руководитель – Алексей Бородин). Режиссер спектаклей в театрах: Современник, МХТ им. Чехова, РАМТ, Театр Пушкина, Современное театральное пространство для всей семьи «КукLab».

 

Театровед и ведущая вечера Ольга Андрейкина, задавая тон дискуссии, вовлекала в разговор зрительный зал. Основной темой вечера был семейный театр. Постановщики таких спектаклей должны ориентироваться на всю семью и делать спектакли так, чтобы было интересно всем поколениям, чтобы в театр шли всей семьей, а потом обсуждали дома увиденное.

Режиссер Тереза Дурова, имея многолетний успешный опыт работы, а также взрослого сына и внуков, считает, что театр должен начинаться дома, когда родители малышу читают книжки. Это уже и есть настоящий семейный театр. «Психологи утверждают, что пятилетнего ребенка нельзя «якорить», то есть сажать неподвижно, чтобы он только сидел и слушал», – объясняет художественный руководитель театра, – ребенка непременно надо вести в театр, но театр должен начинаться с родителей или бабушек - дедушек. Если дома с ребенком взрослые не играют, это очень плохо…».

К детским психологам постановщикам надо прислушиваться, ибо, творя детские спектакли, необходимо понимать, что делаешь, и ни в коем случае не навредить детям  неправильным светом или чересчур громким звуком.

- У нас есть спектакль для самых маленьких детей. Он проходит в комнате, там зрителей не больше двадцати человек, включая родителей. Там льется другая речь, в другом темпе, дети свободны в своих перемещениях и эмоциях. Помимо участников действия за сценой находятся другие актеры, которые следят за реакцией зала, как ведут себя дети и родители, и включаются, по мере необходимости.

 Театр – место, где встреча поколений происходит самым непосредственным образом: на сцене и в зале. Поход в театр большой семьей - не только совместный досуг, но  урок взаимного понимания.

Тереза Ганнибаловна рассказала, что, когда ее сын был маленький (сейчас ему сорок шесть лет), на детских спектаклях можно было запросто встретить нетрезвого Буратино. «Мальвина тоже была не очень похожей на Мальвину, и я страшно боялась, что отравлю ребенку первое впечатление от театра. Сегодня такое сложно представить, и я счастлива, что детский театр сегодня иной. Ребенок непременно должен быть окружен театром и родителями. А вообще, желательно, чтобы первый в его жизни спектакль был кукольный, потому что размер «артистов» соответствует представлениям ребенка о мире.".

- Я не могу запретить родителям брать детей на спектакли с более высоким возрастным цензом, я понимаю, что иногда ребенка не с кем оставить дома, а в театр родителям хочется, но тогда нужно, чтобы они следили за адекватностью поведения своего ребенка во время спектакля, - посетовала Дурова и рассказала пару забавных случаев.

Екатерина Половцева: «Когда работаешь с детским или с подростковым спектаклем, ответственность повышается в разы. На твоем спектакле, может, ребенок впервые в театре, и впечатление у него останется на всю жизнь. А еще, театр может помочь наладить родителям с детьми отношения. Идеальный семейный театр - это когда после спектакля хочется его обсудить, поговорить о нем. Моя подруга с дочерью посмотрели спектакль "Белый пароход", а после него дочь сказала маме: "Я тебя очень люблю, мамочка!". Ради одного этого стоит работать!

Тереза Дурова: «Существует легенда, что старшеклассникам театр не нужен, не интересен. Еще как нужен и интересен! Когда в спектакле участвуют ровесники, подростки верят происходящему гораздо больше. Получается, что театр не врет, и Буратино – мальчик, а не дядя, а Мальвина – девочка, а не толстая возрастная тетя. У нас довольно много детей задействовано в постановках, и мы очень бережем своих юных артистов, следим за их судьбой - некоторые поступают в театральные вузы, остаются у нас работать.

В Театриуме на Серпуховке уже несколько лет проходит знаменитый фестиваль спектаклей для детей «Гаврош», в котором участвуют театры разных стран. Одним из сложных фестивальных показов фестиваля был спектакль "Я - зайчик Даун". "Мы опасались, что никто не придет, но был полный аншлаг! Дети, да и взрослые после таких спектаклей становятся добрей и внимательней", - отметила Тереза Дурова.

 

Ольга Андрейкина: «Олег Павлович говорил, что театр – бесперебойный источник оптимизма: все умерли, занавес закрылся. Занавес открылся, все вышли на поклон, и  все живы…».