Кровавые капли граната

В «Театре на Покровке» прежде играли только классику, сегодня здесь можно увидеть  необычный спектакль по пьесе Ольги Мухиной «Ю» – первую постановку нового главного режиссера театра Михаила Милькиса. Пьеса Ольги Мухиной – настоящее признание в любви к Москве и ее людям. Месту действия пьесы «Ю» необычайно подошло местоположение театра: рядом Покровка, Маросейка, старинные московские улочки, на которых уютные дворянские особняки и усадьбы, перемежаемые сохранившимися церквями, выгодно  оттеняются советскими безликими зданиями. Ужасно интересно было бы посмотреть на непосредственную реакцию прохожих, над головами которых (во время спектакля) то и дело раскрываются окна второго этажа (именно там находится сцена и зрительный зал), когда герои кричат в распахнутые настежь рамы, громко распевая песни, признаваясь в любви, хохоча во все горло…

Все это придает действию легкий привкус романтического безрассудства и напоминает брызги веселого шампанского, хотя спектакль Милькиса – скорее трагикомедия... да нет, «Ю» Михаила Милькиса напоминает иллюстрирующих Чехова импрессионистов. Так плотно и ярко уложить бессюжетный текст, так свежо преподнести впечатления о времени, о людях и о себе – возможно лишь при наличии таланта, определенной смелости и мастерства, коими обладает современный художник Михаил Милькис.

В полотно постановки органично "вшиты":  советское прошлое, и "несоветское" настоящее, Чехов, Розов, Арбузов, символизм начала двадцатого века и  наивное дыхание 60-х, романтизм девятнадцатого, пофигизм двадцать первого и безумная вневременная военная драма… драматург Ольга Мухина тоже там присутствует - ее голос звучит в двух эпизодах.

Михаил Милькис погружает зрителей в пенящееся «шампанское» по самую «маковку», они выныривают, переводят дыхание и снова погружаются с головой. Становится, то смешно, то страшно, то непонятно, зато видно, что режиссеру ничего не страшно, он раскован и свободен в творчестве. Спектакль получился многомерным и объемным, и каждый зритель определяет свою меру и свой слой в меру пережитого и передуманного.

Пьеса была написана Ольгой Мухиной в 1996 году, но время действия в спектакле достаточно размыто. Угадываются 60-е, 70-е и т.д. гг.  а еще 30-е, 40-е…, двухтысячные - все вместе составляет пестрый букет живых и засушенных цветов.  Время не столь важно, главное, какие симпатичные люди - москвичи  или те, кто приехал ее покорять, как, например, энергичный молодой романтик Дмитрий (Олег Пармёнов), готовый влюбляться во всё и во всех.

Остальные герои тоже влюблены, но, как и в пьесах Чехова, не в тех, кто любит их. От этого возникают конфликты и, как следствие, самоубийства и даже убийства. Милькис не взялся бы за пьесу просто о любви, если бы не почувствовал в ней современное нервное высказывание. Герои Мухиной выпивают, выясняют отношения, не слушая и не слыша никого, себя, в том числе. Крошатся в руках спелые гранаты, пулями разлетаются гранатовые зерна, оставляя на ковре кровавые капли. В финале все переодеваются в шинели: где-то рядом идет война, и двое мальчишек уйдут туда, в неизвестное…

Художник - сценограф Виктор Шилькрот выстроил на сцене вполне типичную старую московскую коммунальную квартиру с огромным красным ковром на полу, большим оранжево-красным абажуром, оказывающимся в последний момент добротным круглым столом, за которым уютно пить чай. Стол, пианино и прочие предметы существуют параллельно с фигурами орла, крылатого льва, какого-то бычка, сказочного волка, а также многочисленными засушенными букетами и розами, висящими на веревках вниз головой между старыми фотоснимками... и деловой девушкой Пироговой (Анна Карабаева), не расстающейся с картонным бюстом Гагарина, напечатанном на 3D принтере.

Разные поколения москвичей представляют артисты «Театра на Покровке» (ни одного артиста со стороны - все свои). Молодежь (Олег Парменов, Анна Карабаева, Павел Васильков, Софья Александрович, Яна Ускова, Анна Серпенева) отчаянно хочет любить, «не щадя живота своего».

Им смешно наблюдать романтично настроенных родителей и соседей. Взрослое поколение (Владимир Бадов, Татьяна Насташевская, Евгений Булдаков, Михаил Сегенюк, Сергей Ищенко) - ничем не хуже: страсти кипят внутри, не прорываясь так, как в молодости, но этой внутренней энергией можно отапливать отдаленные районы (а как поют артисты театра на Покровке! Это ж прямо хочется прийти послушать, посмотреть на этих артистов и в других ролях).

Любовные треугольники трещат всеми ребрами и жаждут огня, и в финале почти дождутся (спойлерить не буду, стоит самим посмотреть).

 

РЕЖИССЁР: Михаил Милькис

ХУДОЖНИК-СЦЕНОГРАФ: Виктор Шилькрот

КОСТЮМЫ: Юлия Волкова

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

СТЕПАН ИВАНОВИЧ – 60 лет — Владимир Бадов

ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА, его жена — Татьяна Насташевская

АНЯ – 20 лет, их дочь — Cофья Александрович

СЕСТРА – 35 лет, их дочь — Яна Ускова

СЕВА – 40 лет, муж сестры — Евгений Булдаков

АНДРЕЙ – 40 лет — Михаил Сегенюк

ДМИТРИЙ – 20 лет — Олег Пармёнов

ПИРОГОВА – 20 лет — Анна Карабаева

БАРСУКОВ – 50 лет — Сергей Ищенко

НИКОЛАЙ – 20 лет, его сын — Павел Васильков

ЛЮСЯ — Анна Серпенёва

Премьера состоялась 2 апреля 2023 года. Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут

Ольга Мухина: «Я, конечно, ждала, что ее кто-то поставит именно сейчас – время такое, непростое… Мне было  интересно, кто возьмется. И я очень рада, что это оказался «Театр на Покровке». Здесь такой  красивый режиссер, такие красивые артисты, красивый отремонтированный театр…»

Михаил Милькис — актёр, режиссёр, педагог, музыкант. Окончил Школу-студию МХАТ в 2006 году (курс Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова), а в 2010-м — совместную режиссёрскую магистратуру Школы-студии МХАТ и ЦИМа (мастерская Валерия Фокина). Театр на Покровке Милькис возглавил в августе 2022 года.

 

   фото автора