Спектакль родился в рамках проекта "1.5", в  котором молодому режиссеру было дано полтора месяца и полтора миллиона рублей на спектакль продолжительностью полтора часа.

Что все знают о статистике? Что она занимается сбором и обработкой данных о жизнедеятельности  государства, в целом, о каждом индивидууме, в частности, в цифрах, таблицах и графиках. Всё, все и вся охвачены/окучены статистической отчетностью, посчитаны, упакованы в «среднестатистический» формат, но каждый из нас считает себя уникальным, поэтому так занятно послушать и посмотреть, сколь много общего в жизни среднестатистической семьи и твоей собственной, даже мысли главной героини, что мы читаем в титрах на стене, схожи  (за большинство женщин в зале ручаюсь).

Спешите в театр им. Ермоловой на спектакль "Человек среднестатистический" режиссера Дмитрия Мулькова по пьесе Артёма Казюханова, не уверена, что он задержится в репертуаре, в силу своей специфичности, но, уверяю, там есть, о чем подумать и поговорить: режиссура, хорошие артисты и уйма всяческой информации. До Дмитрия Мулькова и Артема Казюханова никто не додумался художественное полотно спектакля ткать из сухих цифр.

За перечисление статистических данных в спектакле отвечает Ведущий (Данила Казаков). Он безупречно выглядит и похож на дирижера: перед ним – настоящий пюпитр, только не с нотами, а с цифрами. «Дирижируя» числами в невероятном темпе, он расписывает подробную карту мира, в котором мы ежедневно пребываем, служа миллионами точек на общемировой картине в жанре пуантилизма.

"Человек среднестатистический" досконально живописует один день из жизни рядовой  семьи Ивановых из трех человек (мама, папа, сын) плюс кота. Пока члены семьи просыпаются, умываются, завтракают, одеваются, идут на работу, возвращаются, ведущий озвучивает данные статистики: фамилии, имена, возраст, рост, вес, привычки, продукты, употребляемые на завтрак и покупаемые в магазине, потребление кофе/чая/алкоголя, просмотр прессы и телепередач, чтение книг… все-все-все учтено.

На сцене во всех подробностях выстроена  типичная двухкомнатная квартира (художники Марина Моторная и Сергей Кульков)  с мебелью, полноценной кухней и ванной комнатой. Вода из крана льется, яичница жарится, утюг и телевизор работают.

Мама Екатерина (Наталья Сычева), папа Александр (Александр Замураев), тинэйджер сын Максим (Вячеслав Харитонов) и кот Барсик (в исполнении Михаила Попова) существуют так естественно, словно по ту сторону рампы никто  не сидит, а ведь полный зрительный зал следит за каждым звуком и движением. Реплик и диалогов и у героев почти нет, все карты в руках у ведущего, зато зрителям доступны мысли  Екатерины: «…приготовить  омлет или яичницу… помыть пол…надо позвонить маме…как все успеть…».

У спектакля – отличный темпоритм. Темп задает, конечно, Екатерина (Наталья Сычева), и женщины в зале сочувственно ей внимают, ведь каждая по утрам  будит ребенка, гладит мужу рубашку, готовит завтрак, успевая между делом привести себя в порядок (умыться, почистить зубы, накраситься, погладить юбку, проверить колготки). Выпроводив мужа на работу, сына в школу, Екатерина убирается, потом бежит на работу, в магазин и: «Не забыть позвонить маме…как все успеть…». А потом она, замотанная бытом, снова и снова задается вопросом, зачем она вышла замуж, и снова – «как все успеть?». И тут же быстро делает все, что необходимо делать матери, жене, хозяйке.

 

Органичен молодой артист Вячеслав Харитонов в роли шестнадцатилетнего Максима: вечно невысыпающийся хмурый подросток, не расстающийся с гаджетами и бардаком в комнате.

Александр Замураев в роли номинальной главы семейства – тоже очень узнаваемый персонаж. Среднестатистическому мужчине давно ничего не хочется, глаз не горит, он вяло выполняет свои привычные обязанности, которых у него и так совсем немного, ибо все делает жена («как все успеть…»).

Самый забавный персонаж – Кот Барсик. Артисту Михаилу Попову не понадобились усы и шкура (вечная режиссерская проблема с Котом Бегемотом, который никому пока не дается). А, вот, Барсику веришь! Как он,  брезгливо отодвигая миску с кошачьим кормом, с интересом исследует содержание хозяйских тарелок, валяется на человечьих кроватях, не оставляет попыток  удрать при каждом открывании входной двери, не возражает против почесывания и поглаживания, когда чувствует хорошее настроение у хозяев, и с шипением удирает в ожидании наказания за проделки.
Как ни странно, полуторачасовая пулеметная очередь статданных совсем не напрягает, а напротив, заряжает, способствуя мыслительному процессу. Семью Ивановых (и Барсика) к концу спектакля знаешь и любишь как родных, особенно нежно любишь Екатерину, когда ей пару раз удается в суете застыть на минутку с счастливым лицом, а  бегущая строка в этот момент сообщает: «Екатерина ни о чем не думает».

Уже засыпая, Екатерина пытается убедить себя запомнившейся из прочитанной сегодня книги для женщин сентенцию: «Я – не лосось!», чтобы вконец не увязнуть в бытовом болоте.

  Театр Ермоловой. Режиссёр Дмитрий Мульков. Драматург Артём Казюханов. Художник Марина Моторная.

 фото с официального сайта театра