Режиссер Шерешевский создает свои спектакли с явным прицелом на галерку, которая, безусловно,  ему благодарна. Им тоже слышно отлично, благодаря микрофонам, и прекрасно видно, благодаря экранам, так что зрители ощущают себя, словно сидят дома и смотрят телевизионный спектакль.  Артисты  все – на крупных планах, когда каждый волосок и морщинку на лице можно разглядеть. Любителям первых рядов рекомендую задуматься. Ничего вы там не рассмотрите под сценой. В «Марии Стюарт»  МТЮЗа Петра Шерешевского часть мизансцен происходит в глубине сцены и, чтобы увидеть, надо привстать, а лучше отправиться подальше, как я уже посоветовала, на галерку. И уши, кстати, побережете, поскольку количество децибел от музыкальных вставных номеров в первых рядах зашкаливает (наблюдала зрителей, затыкающих уши).

Петр Шерешевский вкупе с Константином Богомоловым применяют такой метод, который мне не по душе. Я люблю театр живой эмоциональный, непредсказуемый, а у этих режиссеров я, примерно, знаю, что увижу на сцене: непременные микрофоны, популярные музыкально-песенные номера и видеопроекцию, а также нарочитую демонстрацию пороков ярких отрицательных персонажей.  Богомолов еще при этом запрещает артистам на сцене «играть», заставляя их выходить к микрофону с каменными лицами. Шерешевский, к счастью,  режиссер более демократичный, но в артистах умирать тоже не намерен. Каждую минуту спектакля ощущаешь его присутствие, ибо не актеры придумывают изощренный рисунок ролей, не актеры выбирают попсу, с которой выходят к микрофону, не актеры рядятся в непонятную одежду.

«Мария Стюарт — знаменитая пьеса Шиллера о противостоянии двух великих женщин, схватке двух королев. О престоле и темнице. Природе власти и природе страха. О милосердии, чести и гордости. Любви и верности. Сквозь два века эта пьеса говорит с нами о цене свободы, о безусловной ценности жизни» – так описан спектакль на сайте театра.

Так в чем противостояние, когда так подробно и долго жарят яичницу охранники Марии Стюарт, смакуя каждый кусок, запивая водкой, что это добавляет к их портретам – характерам? Странно, что боевой служака Паулет, честный до тошноты охранник тюрьмы (Александр Тараньжин),  строго несущий вахту, выпивает на работе вместе с племянником Мортимером (Илья Шляга), когда ежесекундно должен быть начеку?  Истовое исполнение ими популярных шлягеров вместе  с королевой, ее любовником и прочими действующими лицами – это все только мешает восприятию происходящего.

Королева (прекрасная актриса Виктория Верберг) добрых десять минут, пока охранники в соседней мизансцене закусывают яичницей, скучно  нежится с любовником в кровати на белоснежных простынях. Смотреть утомительно, потому что, кроме удивления эти сцены ничего не вызывают.

Мария Стюарт (Софья Сливина) сначала кажется просто молодой девушкой, которой не повезло. Она могла бы стать королевой, но коварная Елизавета перехитрила, опыт победил молодость. Половину спектакля девушка проводит на узкой койке в камере (с первых рядов ее не видно). Однако, Мария полна стойкости и мужества, умеет держать удар, при том, что невидимый венец жертвы на ней сидит как влитой. С Елизаветой у них борьба не на жизнь, на смерть. За королевской дуэлью было бы очень интересно наблюдать, если бы режиссер не переполнил зрительское внимание натурализмом и бытовухой. Обе королевы намеренно лишены женственности. Мария похожа на пацанку, Елизавета - на глумливого  абьюзера, насильника, садиста.

Спектакль полон воды. Она льется в раковине, когда любовники на пару чистят зубы (спокойно пережили бы мы без зубных щеток), вода льется в душе (что нам хотел донести режиссер вместе с пением в душе?) и в фонтане. Вода-вода – в мучительной сцене, когда королева, унижая Марию, моет свою пленницу в ванной на глазах приближенных, намыливая онемевшую девушку, и брезгливо приговаривая: «Что ж это мы такие грязные? А тут у нас, почему не брито?», – если честно, оторопь берет от таких ненужных натуралистических подробностей. Зачем режиссер безжалостен не только к актерам, но и к зрителям? Спасибо, что обошлось без сливного бачка и унитаза.

Юную Марию невозможно сломить и унизить, хотя все силы на стороне королевы, а она абсолютно беззащитна, но зато полна достоинства. И очень  интересно, как бы она вела себя, поменяйся они с Елизаветой местами? Отпустила бы она поверженную соперницу из темницы, как сама взмолилась в минуту слабости? Мария Стюарт Софьи Сливиной – единственный человек, вызывающий сочувствие и мысли о судьбе.

О том, что судьи в Английском королевстве подлые, а тюремщики до тошноты честные, размышлять неинтересно. О том, что у руля – коварная циничная порочная самка, насилующая подданных не только физически, но и морально (да хоть песнями), как-то переживать бессмысленно, хотя актриса Виктория Верберг, несомненно, достойна внимания и более глубокой режиссерской проработки персонажа.

Почему-то во время спектакля подкатывает тошнотворный рефлекс, после остается раздражение, а уж, когда когда все герои хором исполняют советский хит "Мы желаем счастья вам", хочется сюда больше не приходить...