Перед Великими всегда и все в долгу...
Что такое сегодняшняя премьера в театре ШДИ по сравнению с вечностью, на дно которой мы так стремительно валимся, кажется, ничто и никто уж не удержит? «Ученые женщины» Мольера – о чем, как говорится, этот фильм? Да ни о чем! Пьеса малоизвестна современной публике, ее редко ставят потому, что она - не самое удачное произведение Мастера: пустячок, безделушка. Персонажи довольно одномерные, не имеют развития, похожи на застывшие фигуры (художник Кирилл Федоров и вид им придал соответствующий – кукольный: огромные ресницы, короткие платьица, белые колготки). Зачем Игорь Яцко – хороший артист и режиссер за нее взялся, совершенно непонятно. Да, не всем могут ставить острые спектакли, поднимать неудобные темы, но зачем вносить пустяшную комедию в репертуар театра, когда она годится лишь в качестве материала для учебного пособия? К чему разыгрывать с учениками, вчерашними студентами, пополнившими труппу театра, банальный сюжет да еще с криками, переигрыванием, пошлыми костюмами, нелепым гримом? Вечная тема любви? Сатира на «ученых» женщин? Так те, что в спектакле, пусть уж лучше занимаются домашними делами, чем рассуждают о литературе и философии. Разговоры на фоне кривляния, клоуничанья, заигрывания с публикой совсем бессмысленны.
В спектакле есть пара молодых людей – Генриетта (Галина Селякова) и Клитандр (Сергей Атрощенко), которые хотят пожениться, но обстоятельства им мешают почти до самого финала. Есть комичные родители невесты – трусоватый толстяк Кризаль (запоминающийся Роман Клепченко) и грозная мощная Филаминта (колоритная Ксения Копылова), бесконечно выясняющие, кто в доме – хозяин. Есть завистливая Арманда старшая сестра, которая выглядит гораздо младше невесты, и которая вначале отвергла Клитандра, а теперь, когда он стал чужим женихом, мечтает вернуть его себе. Есть выжившая из ума незамужняя тетка Белиза (Анастасия Фурсова), которой кажется, что ее хотят все мужчины, что потенциальный жених влюблен именно в нее, а не в Генриетту. Белиза с неприличной ловкостью, не ведая стыда, вешается на шею каждому встречному. Есть прочие герои, помогающие или мешающие соединиться влюбленной паре. Среди них выделяется пародийный персонаж Триссотена (Максим Бойко), страждущий заполучить богатое приданое. Триссотен - стихокропатель-графоман, не блещущий умом, хотя числится «остроумцем», а на самом деле – «трижды дурак». Артист фактурный, но сильно переигрывает, выходит пародия в пародии на пародию – масло масляное, отчего у зрителей может начаться изжога.
В прекрасном анонсе театра «Ученые женщины» поданы как карикатура, сатира, словесный балет, а в итоге получился банальный водевиль.
Но мне вот что подумалось: будь спектаклем пластическим, возможно, текст Мольера от этого только бы выиграл, ибо самым легким и органичным получился финал, благодаря актерской пластике (хореограф Рамуне Ходоркайте).
Да, и нужно упомянуть, что жеманство «ученых женщин» проходит под знаменитые серенады, сонаты и симфонии Моцарта – их намного больше, чем требуется для музыкального оформления спектакля, и щедрость постановщика тут совершенно понятна – Моцарту не нужно платить гонорар…
Перед Великими всегда и все в долгу...
фотографии с официального сайта театра