«Любовью не шутят» — премьерный спектакль театра Романа Виктюка по  пьесе французского поэта - романтика, прозаика, драматурга Альфреда де Мюссе. Режиссер спектакля Игорь Неведров дарит артистам чудесную возможность преподносить текст возвышенно, неторопливо, смакуя каждое слово. Но неторопливость вовсе не означает спокойствие. Иногда страсти в этой постановке раскаляются так, что пафосность речей более походит на оперу, нежели, на драму. Подобный стиль и для самого Игоря Неведрова, и для его Учителя Романа Григорьевича Виктюка вполне органичен. Высокие оперные страсти совершенно в духе авторского Театра Романа Виктюка.  

В спектакле Неведрова «Любовью не шутят» удачно переплелись три эпохи:  эпоха советского конструктивизма 30-х годов, в пространстве которой органично расположились геометрические декорации (художник-постановщик Владимир Боер); французский шарм романтической эпохи 30-х годов XIX века и высокий штиль древнегреческих трагедий, обрамленный складками расписных тканей (художник по костюмам Елена Предводителева).

Спектакль о том, как человеческое представление об идеальной любви никак не совпадает с ее земной сущностью, чему виной завистливые проделки грозного Зевса, рассекшего счастливых и свободных андрогинов на половинки. Конечно, боги виновны в том, что не позволяют Камилле (Анастасия Якушева) и ее кузену Пердикану (Степан Лапин) обрести счастье, хотя те влюблены друг в друга с детства, и Барон (Владимир Белостоцкий) – отец Пердикана только и мечтает об их браке. И боги виновны в том, что наставник Пердикана (Дмитрий Тадтаев) со священником  (Михаил Фатеев) одержимы порочными страстями, в том числе и гурманскими.

Но кто виноват, что красавице Камилле вдруг приспичило лишить себя радостей любви, собравшись в монастырь, а потом внезапно передумать,  почувствовав жгучую ревность к молочной сестре Розетте (Мария Дудник). Любовь Розетты к Пердикану бесхитростна до наивности, не то, что у капризной Камиллы, ведущей себя, словно собака на сене, в объятиях кузена.

Фривольная французский двор допускал все, кроме искренности. Ей  не было места в фальшивом мире условностей и правил. Шутить можно по любому поводу, но только не с настоящей любовью: комедия тут же обернется трагедией. «Вся наша жизнь – игра» или «вся наша жизнь – театр»? Тот, кто не играет, проигрывает.

Жизнелюбивый театр Виктюка может позволить себе все, даже черную  краску на светлом фоне (хотя юную Розетту жаль). Каждая сцена тщательно выстроена и смотрится очень эстетично, как и хрупкое обнаженное тело маленькой Розетты в прозрачной накидке, уносимое в небытие воздушными качелями…

фото Полины Королевой

спектакль "Любовью не шутят", театр Романа Виктюка, режиссер Игорь Неведров, рецензия на премьеру