24 июля на Стромынке, 6, с соблюдением всех противоэпидемических требований и строгих мер безопасности, состоялся долгожданный сбор труппы Театра Романа Виктюка, на котором народный артист России, художественный руководитель театра Роман Виктюк, как всегда метафорично и образно, открыл главную интригу наступающего театрального сезона — рассказал о главных его премьерах и озвучил то, что с особым трепетом обычно ждет труппа — распределение ролей, а директор театра Валерий Райков подвел итоги 23-го сезона, одного из самых коротких и сложных, отметил достижения театра  и работу коллектива в условиях пандемии и самоизоляции, в которых пришлось существовать театру, как и всей индустрии в целом, в финале сезона, а также рассказал о перспективах возвращения театра к нормальной, привычной жизни.

В прошедшем, «укороченном» сезоне театр выпустил две большие премьеры. В декабре прошли предпремьерные показы, а в январе состоялась премьера спектакля Игоря Неведрова «Танго» по пьесе Славомира Мрожека. Это парадоксальная, многослойная постановка о «Гамлете нашего века», которую режиссер поставил на три состава молодых артистов театра. В марте уже в условиях начала пандемии в мире состоялись три первых показа премьеры Романа Виктюка по пьесе Николая Гумилева – невероятного и пронзительного спектакля «Отравленная туника» – два показа в Москве 5 и 6 марта и премьера в Санкт-Петербурге 18 марта. И это огромная удача для зрителей, которые успели посмотреть эту грандиозную постановку, и для всего коллектива театра, который в непростых условиях выпустил очень важную премьеру.

12 сентября случилось долгожданное событие: впервые на родной сцене Дома Света был проведен творческий вечер Мастера, а 5 октября прошла уникальная встреча трех Мэтров, трех ярких театральных личностей – творческий вечер «О театре: Виктюк, Левитин, Гинкас» – это была увлекательная беседа о литературе, театре и друг друге. Удачный опыт встреч с выдающимися личностями из мира искусства планируется продолжить в цикле творческих вечеров в Доме Света.

25 и 26 октября театр принял участие в Международном театральном фестивале Sens Interdits в Лионе (Франция). В программу фестиваля был отобран спектакль «Мандельштам». На фестиваль приехали театры из 15 стран. Основная цель Sens Interdits – и спектакль «Мандельштам» идеально вписался в эту идею и был с восторгом воспринят французской публикой – привлечь внимание к очень важной и актуальной сейчас проблеме – проблеме человеческой памяти, – и увидеть эволюцию мира через политический театр.

25 ноября Роману Григорьевичу Виктюку вручили Международную премию Станиславского — он стал лауреатом авторитетной премии за вклад в развитие российского театра. И это, безусловно, приятное признание и подтверждение заслуг Мастера перед российской культурой.

В ноябре театр запустил большую программу «Виктюки: Зритель года», нацеленную на расширение зрительской аудитории, на перспективу – на поиск и воспитание своего зрителя, умного, ищущего, понимающего Театр Романа Виктюка.

В ноябре и декабре прошли первые интеллектуальные игры цикла «Зритель года». Проект продолжил формирование клуба поклонников театра «Виктюки». Результаты игр, азарт и увлеченность, с которой подошли к этой инициативе и зрители, и оргкомитет, и уважаемые судьи, ведущие артисты и режиссеры театра, а также пробная игра в онлайн-формате во время периода самоизоляции, показали, что проект должен перейти в новый сезон и стать постоянным.

29 ноября состоялась премьера обновленной версии гранж-перформанса Игоря Неведрова «Буковски». В декабре театр выступил в московских школах с музыкально-литературным перформансом о Великой Отечественной войне «У войны не женское лицо» Дмитрия Голубева. И для ТРВ эти постановки стали дополнительной возможностью громко, интересно и музыкально заявить о себе в среде молодежи.

Вынужденный переход театра в марте в онлайн-пространство стал поводом для многих творческих открытий и поиска новых возможностей. В условиях пандемии коллектив театра запустил масштабный противовирусный онлайн-проект «Роман-на-Дому». ТРВ одним из первых отреагировал на новые условия существования и постарался адаптироваться. Проект начался поэтическим марафоном 21 марта, во Всемирный день поэзии, и продолжается до сих пор. Онлайн-проект «Роман-на-Дому» охватил все возможные способы коммуникации со зрителем и самые разные варианты активностей на широкую (и не только театральную) аудиторию. Главной задачей театра стали сохранение и приумножение зрительской аудитории, которая будет готова прийти на спектакли после восстановления нормальной театральной жизни. Количество постов с 17 марта по 30 июня только в сети Фейсбук составило около 500 шт. Специально для проекта было придумано больше 30 рубрик. Театр провел онлайн-трансляции 11 спектаклей и 5 концертных программ, в том числе на платформе OKKO и на ресурсах газеты «Комсомольская правда», которые посмотрело большое количество зрителей, потенциальных зрителей – в Москве, в регионах и за рубежом.

К Юбилею Победы, помимо продолжения поэтического марафона, полностью в условиях карантина придуман, создан и дважды показан фильм-спектакль Дмитрия Голубева «Часовые любви». Это очень трогательный и нужный спектакль-размышление на материале произведений поэтов-фронтовиков и авторов послевоенного периода, воспоминаний и писем очевидцев, любимых многими песен, с любовью собранных в одну постановку, – в исполнении молодых артистов театра.

5 июня, ко дню рождения Пушкина, в сложных условиях самоизоляции и на высоком художественном и техническом уровне Игорь Неведров со своей творческой группой создал скринлайф «Пир во время чумы». И это был новый формат для российского театра, прежде никто из театров не работал в этом жанре онлайн. Журнал «Театрал» пригласил театр со скринлайф-спектаклем «Пир о время чумы» принять участие в онлайн-фестивале «Цифровой театр», на котором будут представлены лучшие проекты, созданные во время пандемии в режиме онлайн. Фестиваль пройдет в августе. И это тоже признание большой работы театра в сложных условиях.

24-й сезон станет пятым сезоном, который театр проведет в стенах родного Дома Света на Стромынке, 6. На сезон 2020–2021 запланированы премьеры двух больших постановок, активная подготовительная работа к которым началась еще во время периода самоизоляции, и в ближайшее время будет запущен репетиционный процесс.

Роман Григорьевич Виктюк начинает работу над спектаклем «Скок в постель», в котором будет занят «звездный состав» театра. Комедия француза Марселя Митуа любима режиссерами всего мира за легкость восприятия и не переходящий грань тривиальности юмор. Пьеса построена на яркой ситуации постоянной путаницы героев и попадания их в нелепые истории, из которых они блестяще, хоть и довольно абсурдно выкручиваются.

Конечно, это не первое обращение Романа Виктюка к комедийному материалу. В репертуаре театра есть спектакли «Давай займемся сексом», «Путаны» и «Несравненная!». Но все они — комедии с приставкой «траги». К образцу французской комедии положений Виктюк обращался всего однажды – в спектакле по пьесе Раффи Шарта «Мою жену зовут Морис» почти 20 лет назад. Сейчас же, в XXI веке, у публики есть шанс открыть для себя Виктюка – мастера театральной комедии – заново, с его мастерством построения пластического рисунка спектакля, неповторимым сценическим юмором, с философскими и общечеловеческими вопросами, проблемами морали и болезней общества, которые он вплетает в любой драматургический материал – даже комедийный.

Второй большой премьерой театра, запланированной на 24-й сезон, станет спектакль «Орфей спускается в ад» по пьесе Теннесси Уильямса. В качестве режиссера выступит актер и режиссер Сергей Захарин, известный зрителям по постановкам «Федра», «Саломея», «Коварство и любовь», «Венецианка». И это будет режиссерский дебют Сергея в Театре Романа Виктюка, он уже выпустил в качестве режиссера, режиссера по пластике, хореографа спектакли в других театрах, например, в Тюменском драматическом театре, Новосибирском государственном театре оперы и балета (НОВАТ), Тамбовском театре драмы, Омском театре «Галёрка», Академическом театре драмы им. А.В. Луначарского (Пенза) и др. «Орфей спускается в ад» – одна из самых трагичных и глубоких по содержанию драм Теннесси Уильямса, не имевшая, несмотря на ее представление на Бродвее, истории успешных постановок. Это миф об Орфее и Эвридике нового времени, рассказанный величайшим и трагичнейшим драматургом современности. История о пробуждении страсти, возрождении жизни. О попытке жить смело и честно в падшем мире. История о силе эроса, который, даже будучи погребенным повседневной обыденностью, способен создать новую жизнь.

В планах на новый сезон, если позволит санитарно-эпидемиологическая обстановка в мире, продолжение цикла полюбившихся зрителям творческих встреч, в том числе — новый творческий вечер Романа Григорьевича Виктюка, который пройдет в театре 21 сентября – «Коллекция Мастера», развитие экскурсионных программ и выставок, посвященных истории театра и легендарного здания на Стромынке, 6, а также российские и зарубежные гастроли и расширение международных связей.

После длинных, вынужденных каникул на Стромынке собралась труппа Театра Романа Виктюка – артисты и режиссеры, среди которых заслуженный артист России Дмитрий Бозин, заслуженная артистка России Людмила Погорелова, заслуженная артистка России Екатерина Карпушина, заслуженный артист России Олег Исаев, Игорь Неведров, Анна Нахапетова, Иван Иванович, Сергей Захарин, Наиль Абдрахманов, Дмитрий Голубев, Вячеслав Стародубцев, Павел Новиков и другие. Руководство театра поздравило тех, кто внес существенный вклад в онлайн-проект «Роман-на-Дому», юбиляров и тех, кто отработал в театре 10, 15 сезонов.