В Московском театре «У Никитских ворот»  состоялась премьера спектакля «Убивец», по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор постановки — Марк Розовский. По его словам, «прочтение Достоевского зиждется на литературном открытии Михаила Михайловича Бахтина, который назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом, гениально обнаружив двойниковость и другие взаимоотражения в персонажей системе этого произведения».

 Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» считается самым известным и сложным произведением писателя, вошедшим в золотой фонд мировой литературы. Оно было написано в тяжелый период творческих переживаний и жизненных трудностей автора, и затрагивает глубокие проблемы, актуальные по сей день, иначе так много режиссеров не возвращалось бы к этой книге, желая ее инсценировать.

«Убивец» - не классический спектакль по мотивам Федора Михайловича, а, скорее, мюзикл - поэма. Такая подача классики  выводит показ на новый уровень, заставляя молодых зрителей смотреть и слушать «Убивца» не отрываясь.

 

Спектакль кажется сегодня чрезвычайно злободневным при том, что на лицах актеров - та самая печаль и даже скорбь, характерная для атмосферы произведений именно Достоевского. 

 

Главный герой Родион Романович Раскольников, которого блестяще сыграл Сергей Рожнов, предстал в совершенно ином образе: при чтении романа «Преступление и наказание» его жаль, а здесь, глядя на сцену, переживаешь другие  эмоции. Родион оказывается дерзким, хитрым и беспощадным человеком, которого действительно стоит опасаться. Его беседы с Соней Мармеладовой и Свидригайловым навевают одновременно тоску и выводят из себя, — такова реакция на его отчаяние и злобу.

 

Соня Мармеладова, роль которой исполнила Николина Калиберда, в свою очередь, создала  такой невероятно опрятный и чистый образ, что создалось  ощущение ее непорочности. Она ничуть не уступала Дуне (Кристина Айвазовская) в элегантности и стиле, выглядев вполне аристократично и ухоженно.

Вообще, надо отдать должное  костюмам героев, впечатляющих красотой и стилем, благодаря художнику Евгении Шульц.

 

Также хочется отметить работу Евгения Братякова, отвечавшего в постановке за свет, который был просто невероятным, волшебным. Многое из происходящего на сцене казалось в определенные моменты абсолютно нереальным, хотя в правдивости исполнения ролей сомневаться ничуть не приходилось.  

Мятежность духа Раскольникова, добросердечность Сони, упрямство Дуни, бесхребетность Мармеладова -  полностью раскрылись под музыкальное сопровождение (композитор Эдуард Артемьев).

«Убивец» — квинтэссенция сложности и трагичности жизни, которая порой преподносит устрашающие сюрпризы, и часто толкает человека на роковые поступки.

Текст: Анна Ретюнская

Фотографии: Владимир Виноградов, Роман Астахов, Елена Лапина