На поса-адку, на посадку-у, на посадку, на посадку становись…
Не перестаешь удивляться актуальности великого драматурга Островского. К одной из самых знаменитых пьес обратился художественный руководитель Театра Антона Чехова Леонид Трушкин, всегда тщательно отбирающий материал в репертуар, стараясь найти что-либо эксклюзивное. «На всякого мудреца довольно простоты» - чрезвычайно популярная в российских театрах вещь. Зачем же ее взял режиссер Трушкин? А вот, поставил он ее так, как никто до него не делал. Сначала в Театре Антона Чехова была произведена сценическая редакция, после чего комедия девятнадцатого века превратилась в фарс двадцать первого, приобретя чрезвычайно ассоциативное название «На посадку». Но не следует от Театра Антона Чехова ждать ничего остро-политического, просто у наших классиков всегда можно обнаружить новые созвучия с сегодняшним днем, потому классика в России вечна.
Действие фарса разворачивается в московском аэропорту (художник-постановщик Гарри Гуммель), где своего вылета на Париж ожидают мать и сын Глумовы. Пока зрители рассаживаются в зале, на сценическом круге неутомимо выжидательно вращается багажная карусель с чемоданами пассажиров. Потом эти чемоданы элегантно превращаются в интерьер, начиная от скромной обстановки в комнатке Егора Глумова до богатых хором Мамаевых.
Мимо Глумовых проходят по очереди герои спектакля – люди сегодняшнего времени, если судить по одежке (художник по костюмам Татьяна Кондрычина). Чета Мамаевых пораженно останавливается подле Егора Глумова (Иван Добронравов), держащего в руках книгу. Клеопатра Львовна (Дарья Повереннова): «Удивительно, что некоторые молодые люди до сих пор еще читают книжки»,- взглянув на обложку: «Островский…». Городулин (Борис Хвошнянский) важно, "стараясь свою образованность показать": «А-а, знаю, знаю… «Как закалялась сталь…».
Крутицкий (Семен Фурман) в инвалидном кресле проезжает мимо, вероятно, в ВИП-зал. Софья Игнатьевна Турусина (Галина Данилова), одергивает свою кокетливую племянницу Машеньку (Ольга Балатова), норовящую выпрыгнуть из коротких шортиков при виде молодого человека.
Цыганка-молдаванка Манефа (Екатерина Решнова) в длинной цветастой юбке прямо с ногами залезает на сидение и притаптывает в такт музыке, звучащей у нее в огромных наушниках, пока раздраженная Глафира Глумова (Елена Галибина) не толкает ее в бок: «Начинается посадка: Москва – Кишинев!».
Все улетают, кто – в Караганду, кто – в Турцию, и только рейс Москва – Париж задерживается. «Не отпускает меня Родина», - гордо провозглашает Егор Глумов, пускаясь в рассуждения, что уезжать ему незачем: «Пусть уезжают те, кто пишет недовольные посты в фейсбуке и на митинги ходит…». Режиссер Леонид Трушкин аккуратно упаковал и разложил все действия и явления пьесы Островского в восемь сновидений. Глумову снится, как он делает блистательную карьеру: «Чтобы бороться со злом, надо сначала стать таким же злом, а потом уж можно будет и честный мир строить…», - для достижения такой цели все средства хороши.
С помощью художника Гарри Гуммеля зрители наблюдают, как «сами собой» заполняются огромные страницы тайного дневника – единственной отдушины циничного молодого человека, изо всех сил угождающего богатым родственникам, их знакомым чиновникам, перспективной невесте... Дневник для Глумова – самая большая ценность и единственная его оплошность, «простота».
Действующие лица режиссером тщательно подобраны:
- В роли любительницы мужчин и приключений Клеопатры Львовны Мамаевой - страстная и яркая Дарья Повереннова;
- Очаровательный, но дико занудный Нил Федосеич Мамаев оказывается неожиданно веселым и дико обаятельным в исполнении Бориса Дьяченко. Поневоле задумаешься, что ж этой ненасытной Клеопатре не хватает – столько эмоций и чувств, сомнений и обещаний выражает обаятельное лицо Мамаева, похоже, что чувство собственного достоинства знакомо только этому, беспардонно обманываемому мужу;
- Боевую, легкомысленную в недалеком прошлом Турусину, пытающуюся с помощью кальяна (вероятно, на травке?) забыться от воспоминаний, чтобы с чистой совестью покровительствовать юродивым и наставлять племянницу, исполняет не боящаяся экспериментов веселая актриса Галина Данилова;
- Не в меру заботливую, очень недалекую мамашу Егора Мамаева, готовую на все, ради своего сыночка – подлеца, представляет актриса Елена Галибина;
- Амбициозного Егора Глумова играет Иван Добронравов, играет старательно, но, к сожалению, молодому актеру не достает той самой мужской харизмы, неотразимо действующей на женщин, которая любого смазливого прощелыгу возносит по карьерной лестнице. Бедность, по словам Мамаевой, «не смеет принижать красивого мужчину, который должен иметь победный вид». Вот, победного вида как раз артисту-то и не достает;
- Развязного либерала Городулина, заштатного любовника, ложащегося на тахту Мамаевой прямо в ботинках, тонко и иронично играет Борис Хвошнянский. Как тщательно и беспомощно его герой пытается заучить приготовленную для него фразу Глумова, что «надо увеличить количество добра». В хоре чиновников, пытающихся прослыть либералами, недостает сообразительного запевалы.
- Сытого, лоснящегося, как крупный и старый лосось, Крутицкого остроумно высмеивает колоритный Семен Фурман. Его «превосходительство» презирает все реформы вообще («увеличение оклада не производить учителям и врачам, а только чиновникам»), но должен выступать умно, согласно духу времени…
- Гадалка Манефа (Екатерина Решнова) презрительно и виртуозно (в современной манере) исполняет рэп Кирилла «Батишты» Петрова, воодушевляя молодых зрителей.
Каждый сон Глумова завершается поворотным кругом, увозящим под музыку Владимира Давыденко точно выстроенную режиссером мизансцену. Главного героя ждет разоблачение, но он сдаваться не намерен: представляя себя Наполеоном, собирается мстить.
Чемоданное настроение охватывает настолько, что все герои оказываются, словно багаж, запакованы одной лентой.
фото с официального сайта театра Антона Чехова
спектакль НА ПОСАДКУ - Театр Антона Чехова, режиссер Леонид Трушкин, художник Гарри Гуммель, художник по костюмам Татьяна Кондрычина