Спектакль «Дамское счастье»

Накануне премьеры нам удалось посмотреть часть музыкальных номеров из нового спектакля и встретиться с несколькими главными участниками проекта. Если судить по увиденному и услышанному, Театр Сатиры ждет заслуженный успех.

Мария Тихонова (режиссер-постановщик)

- Эмиль Золя – девятнадцатый век, по-вашему, история актуальная?

- Этот материал – абсолютно про сегодняшний день, история очень современная. Юрий Ряшенцев и Галина Полиди написали по-настоящему интересную пьесу, которую Андрей Рубцов положил на  потрясающую музыку.

- Вы сказали перед началом пресс-показа, что спектакль Рубцова, намеренно подчеркивая, что в музыкальном спектакле главное лицо – не режиссер, а композитор, дирижер и музыка?

- Дело в том, что я выросла, изучая музыкальный театр в ГИТИСе. Пять лет работала в Красноярском оперном театре, и считаю, что первый человек в музыкальном спектакле – именно музыкальный руководитель и композитор. В драматическом театре можно менять канву, даже Островского переиначивают, самоутверждаясь за счет пьесы. В музыкальном театре нельзя ничего изменить в партитуре. Музыка диктует характеры персонажей, лейтмотивы, создает настроение, и режиссер уже зависит от музыки, поэтому во главу угла я ставлю композитора. Андрея Рубцова считаю потрясающим композитором и верю в его будущее. В Театре Сатиры он - еще и музыкальный руководитель. Я видела, какая большая предварительная работа была им проведена, прежде чем мы приступили к постановке «Дамского счастья».

- Как вы оказались в этом проекте?

- Меня позвал Александр Анатольевич. Как-то так вышло, что несколько лет назад я в Щукинском училище ставила музыкальный спектакль «Алиса в стране чудес» с курсом Марины Швыдкой. Потом его перенесли в Театр Мюзикла. Этот спектакль видел Александр Анатольевич, после чего и пригласил меня в свой театр.

- У вас ведь не было опыта работы в драматическом театре, зато – целых пять лет в Красноярском государственном театре оперы и балета?

- Да, на самом деле, это - другой опыт, и спектакль оперный и балетный, конечно, отличаются от драматического. В Красноярске я чувствовала труппу как свою, знала, что какому артисту подходит, а здесь все - с чистого листа. Я совершенно не знала труппу, хотя, конечно, видела почти все спектакли Театра Сатиры, я очень люблю этот театр. Здесь прекрасная труппа, многие артисты специально для нашего спектакля учились вокалу, в театре есть музыкальный педагог. Мы последнее время с Александром Анатольевичем в зале вместе проводим репетиции, он помогает артистам собраться, потому что очень важно показать драматический рисунок роли каждому артисту, а то музыка позволяет им быть немного легкими...

- Есть ли у вас любимый персонаж в этом спектакле?

- Дядюшка Леру. Он борется до последнего с ветряными мельницами, в этой истории он – некий Дон Кихот. И вообще, он – самый колоритный.

- Что оказалось самым сложным в вашей работе?

- Разность поколений – в цехах, с артистами, с руководством…

- То есть, трудности были у вас, именно, как у молодого режиссера?

- Да, молодым режиссерам приходится подстраиваться, но это – огромный опыт, и все минусы постепенно оборачиваются плюсами. Да еще радость работы и общения с Александром Анатольевичем Ширвиндтом. Он – величина! С ним очень интересно и здорово. Я рада, что он меня позвал в театр. 

Мы попали в неожиданно сложные условия из-за пандемии, но мы очень надеемся, что этот перерыв (спектакль сдан 27 марта) сыграл на руку нам, труппе, и зрители по достоинству оценят эту работу.

- Сколько музыкальных номеров в вашем спектакле?

- Достаточно. Десять в первом действии и примерно столько же во втором. Это большой музыкальный спектакль с большими музыкальными номерами. Артистам театра Сатиры не совсем привычно работать в таком жанре, но зато им учиться было очень интересно.

- Как вы полагаете, какая публика будет приходить на ваш спектакль?

- Думаю, что самая разная. Это же - и романтическая история, и трагическая, немножко с слезинкой. Будет весело и грустно. Мы постарались с авторами и композитором сделать двойной финал, чтобы зрителю было, над чем подумать.

-  В вашем спектакле, помимо музыки, очень важную роль играет текст, с ходу запоминаются фразы, думаю, самые яркие уйдут в народ, настолько они актуальны.

- Да, Юрию Евгеньевичу Ряшенцеву удалось сформулировать даже лозунги, афоризмы, текст очень красив…

- В чем, все-таки, дамское счастье?

- Женщина уже решила, но… передумала… будем искать дальше (смеется). А вообще, наверное, в любви…

 

Юрий Васильев (исполнитель роли - Дядюшка Леру)

- В чем уникальность вашего спектакля?

- Во-первых, в том, что музыку написал наш музыкальный руководитель Андрей Рубцов, что является совершенным эксклюзивом, а не повторением какого-нибудь американского мюзикла. Для музыкального спектакля очень важен флер, чтобы зрители уходили домой с мелодией, напевая какие-нибудь арии. В нашем спектакле - большое количество драматических сцен, что отличает его от мюзикла.

- Про что ваш спектакль?

- Конечно, про любовь. Но в нем есть и тема, что мастера и традиции никому не нужны. И сейчас, крупные фирмы, предприниматели сносят мелкие лавочки, а там – традиции, то, что сделано руками. Красота, тепло вещи передается только через руки, остальное – штамповка. Это - веяние нашего времени. Мой персонаж Леру борется за то, чтобы сохранялись места и вещи, которые связывают поколения. Наш спектакль – не в чистом виде Золя, но вся прелесть классики, что ничего не меняется, в том числе и люди.  Остается зависть, но и любовь тоже. Без любви жить невозможно.

- Юрий, вам понадобилось много терпения, чтобы добраться до премьеры, но полагаю, оно того стоило…

- Да, за сорок четыре года работы в театре я никогда столь долго не выпускал спектакль и никогда столько не пел. Очень соскучился по вокалу.

- У вас роль эксклюзивная, такую стоило ждать. На пресс-показе среди прочих номеров прозвучал ваш музыкальный хит, с которым можно выступать отдельным номером в концертах…

- Да, пожалуй, со времен Юрия Шерлинга и спектакля «Черная уздечка белой кобылицы» у меня не было столько вокальных номеров. Роль затратная, но я очень рад. Я всегда своим студентам говорю, что нужно получать удовольствие от каждого выхода на сцену, и от процесса репетиций тоже…

- В спектакле заняты, в основном, молодые артисты?

- Здесь представлены почти все поколения, и все правильно в спектакле устроено: в театре на сцене должны встречаться актеры разных поколений, обмениваться энергией и опытом. Тут все сошлось: и музыка, и вокал, и хореография.

Мы с нетерпением ждем зрителей уже с 27 марта, когда должны были показать премьеру.

Вероника Агапова (Дениза Леру)