«Если бы он мог начать жизнь сначала, он знал бы, как ему ее строить»

цитата из спектакля

 

Увлекательную историю поставил в театре «Человек» Владимир Скворцов. «Биография» Макса Фриша. «Человек» - это театр, в котором каждый человек, будь то артист или зритель – существо штучное. И спектакли, разыгрываемые на крохотном пространстве – уникальные, их невозможно представить в другом зале. Герою «Биографии» Ханнесу Кюрману вдруг позволено вернуться в прошлое, чтобы переделать свое настоящее. Кто не мечтал о такой возможности – заглянуть в прошлое на минутку, чтобы поступить иначе, чтобы в будущем, которое стало не тем настоящим, какое бы хотелось, не случилось того, что уже случилось.

Кюрман (Анатолий Кот)  недоволен своей жизнью, но не знает, с какого момента все пошло не так.

Драматург фантазирует, режиссер представляет, герои пытаются, артисты играют, зрители сопереживают. Все - в деле.

Герой Анатолия Кота нервничает, пытаясь изменить судьбу, мечется. Ему скоро полтинник, жизнь зашла в тупик, а выбор никак сделать. Свою жену Антуанетту (Евгения Крюкова) он любит и ненавидит, и хочет избавиться от нее – перенестись на семь лет назад. Тогда, после корпоративной вечеринки,  Антуанетта осталась в его доме, и Кюрману необходимо переиграть ту ситуацию, чтобы не мучиться в настоящем, но он никак не может на это решится. А как может измениться жизнь, если никак не меняется сам герой.

Таинственный и строгий Регистратор (Дмитрий Филиппов), мрачно  заглядывая в «книгу жизни» Кюрмана, теряет терпение: он готов помочь изменить биографию или прекратить эксперимент, но решать за клиента не имеет права. С Регистратора немедленно  слетают самоуверенность и превосходство, когда он на миг превышает свои полномочия: высшие мистические силы тут же указывают ему на место.

Спектакль -динамичный и яркий, благодаря  отлично скроенной пьесе и ярким актерским работам. Зритель только успевает следить за поворотами сюжета и психологическими тонкостями характеров персонажей. Никто из пятерых артистов не переигрывает и не тянет одеяло на себя.

Анатолий Кот и Евгения Крюкова – ведущая пара, но в этом абсурдном  трагифарсе  без второстепенных лиц никак не обойтись.  Артисты Антон Шурцов и Мурадин Хуранов в разнообразных персонажей перевоплощаются мгновенно и весело, радуя публику непредсказуемостью образов.

Монохромная сценография Марии Рыбасовой позволяет  на, буквально,  нескольких метрах крошечной сцены творить чудеса – всего-то три изогнутых ширмы на колесиках, а как изменяется пространство. За ними артисты скрываются и преображаются и внешне, и внутренне.

В боковых стенах заложены всякие «секретики» - деревянные детали неведомого конструктора обращаются то в курительные трубки и сигареты, то из этих кубиков «наливают» вино и виски, а потом нервно  или расслабленно пьют, в зависимости от ситуации. В полу неожиданно открывается и закрывается люк, хоронящий «невесту» (Антон Шурцов) из прошлого главного героя… Кюрман бы рад вычеркнуть эту невесту из своей жизни навсегда, но тогда у него не будет от нее ребенка…

Главный герой вообще не понимает, с какого момента все пошло не так. Он истерит, рыдает, злится, устраивает сцены…. Как при этом артист Анатолий Кот умудряется выглядеть естественно, отстраняясь от своего персонажа –человеку другой профессии не постигнуть.

Артисты отрываются поодиночке и ансамблем – им тут есть, что играть, а за их вариациями на тему следит не только зритель, но и круглый глаз видеокамеры – не то «мистический покровитель», не то сам режиссер…