ПИРОЖКИ С НАЧИНКОЙ

Убийств со времен Шекспира на российской сцене предостаточно, но вот кровавый маньяк-цирюльник пробрался туда впервые. Новый спектакль «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» обновленной Таганки отличается от всего, что в последние годы мы видели в драматических театрах.

Театр пошел на эксперимент, и, к счастью, он оказался удачным. Зрелище вышло увлекательным и нетрадиционным – для мюзикла, относимого к легкому жанру, слишком много трупов. И хотя «Суини Тодд» имеет возрастную категорию 18+, жаль подростков, которых не допустят к просмотру, а ведь именно дети более всего любят как раз страшилки. К слову, ничего такого ужасного, никакого излишнего натурализма, который по телевизору, например, нам демонстрируют круглые сутки, на Таганке не показывают.

Отрадно наблюдать, как драматическая труппа справляется с непростыми вокальными, практически оперными, партиями (автор музыки и стихов Стивен Сондхайм) в сопровождении живого оркестра (дирижера Армена Погосяна публика может видеть на боковых экранах, а музыканты скрыты за занавесом). Часть зрителей рассаживается прямо у подножия небольшой сцены в центре зала, другие – за круглыми столиками в амфитеатре. Публика периодически вовлекается в действие, что, собственно, и означает иммерсивность, то есть более полное погружение и взаимодействие с окружающей средой (спектаклем). Зрителям не дают расслабиться: то светят в лицо фонариками таинственные личности в черных с капюшонами плащах, то к ним на один стул подсаживаются колоритные персонажи со сверкающими лезвиями в руках, то подсовывают пирожки с рискованной начинкой. Необычная рассадка зрителей предполагает, что действие проходит повсюду, и тут фантазию режиссера театр ничем не ограничивал, а с удовольствием пошел навстречу, установив в зале крутящиеся зрительские кресла, чтобы почтенной публике, не отрывающей глаз от происходящего, не свернуть шею.

Мистицизм и черный юмор Таганке очень идет, первое действие пролетает адски быстро, и в антракте зрители в прекрасном настроении идут в буфет поглощать бургеры с говорящим названием «дьяволёнок». Мясная начинка завзятых театралов отнюдь не пугает.

Режиссер Алексей Франдетти давно освоил тонкости музыкального театра. Спектакль имеет хороший темп, все актеры на одной волне со своими героями, в некоторые моменты даже теряешь чувство реальности и следишь за происходящим, забыв обо всем. Есть два персонажа, ради которых действительно стоит посмотреть этот «музыкальный триллер» – так обозначен в программке жанр спектакля. Заглавный герой – Суинги Тодд (Петр Маркин, брутальный – актер и певец с харизматичной внешностью и отличным баритоном), практически лондонский Монте-Кристо, и миссис Ловет (Екатерина Рябушинская, яркая характерная актриса) – трагичная и комичная одновременно, ее веселенькая ария: «Пироги – такая гадость» еще долго звенит в ушах, эдакий влюбленный дьявол в юбке.

Молодой лондонский цирюльник, в один несчастный день лишившийся семьи и свободы из-за похотливого судьи (Сергей Ушаков), воспылавшего страстью к красивой жене брадобрея, сбегает через пятнадцать лет с пожизненной каторги, чтобы мстить ненавистным обидчикам, а заодно и ни в чем не повинным жителям. Умудренный печальным жизненным опытом Суини Тодд ненавидит свой родной город: «Нет холодней, мрачней и хуже, каждый погряз здесь в дерьме, бог здесь был забыт…» Зато романтичный Энтони (Павел Лёвкин), возможно, таким был в молодости брадобрей, восторженно утверждает, что Лондон – «лучше всех и родней».

«Я пришел карать!» – заявляет мститель, которого «не могут утолить и сотни тысяч трупов», убийства явно доставляют ему наслаждение. Самая интересная линия в спектакле – смертельное содружество цирюльника и миссис Ловет, энергичной стряпухи, творчески использующей для изготовления пирожков полученные производные – «мясо, кости, жир».

Авторы русского текста – Алексей Франдетти и Евгения Беркович поглумились над ситуацией на славу: «Ах, как приятно сознавать, что может бедный богатых сожрать… жаль добро бросать...», – ходит по залу, выбирая следующие жертвы подруга маньяка. «Почтальон – на бульон…, есть у нас банкир – вот к нему гарнир…» Зрители ни на секунду не отвлекаются, мало ли что, поставка начинки для пирожков во время бойни идет бесперебойно (как тут удержишься от каламбура).

Иронии в спектакле достаточно, даже слегка устаешь от этой «мясорубки». И хорошо, что существуют прекрасные возлюбленные – Джоанна (Дарья Авратинская) и Энтони (Павел Лёвкин), в целом, не влияющие на сюжет, но дивно услаждающие слух и взгляд.

Спектакль живой, несмотря на то, что «все умерли», необычный, сделанный лихо и с размахом, и есть мажорное ощущение, что это – только начало нового театра.

 

Московский театр драмы и комедии на ТАГАНКЕ

Хью Уилллер «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит – стрит»

Музыка и слова – Стивен Сондхайм

Режиссер – Алексей Франдетти

Художник - постановщик – Евгений Терехов

Художник по свету – Иван Виноградов

Художник по костюмам – Анастасия Пугашкина

Музыкальный руководитель проекта – Армен Погосян

Сайуд - дизайнер – Алексей Акинчиц