Спектакль «Аркадия» в Театре С.А.Д. создан по мотивам знаменитой пьесы Колина Хиггинса «Гарольд и Мод». «Пьеса Хиггинса была для нас лишь идеей для спектакля. Мы ее сильно изменили, взяв только главный мотив пьесы, и адаптировали под своих артистов, свои характеры и возраст. Многие сцены дописаны артистами», - предупреждает программка  спектакля.

И действительно, изменено многое. Автор инсценировки – заслуженная артистка России, актриса Театра им. Вахтангова Агнесса Петерсон, она же играет главную героиню - Мод. Главного героя – Гарольда играет артист Театра им. Вахтангова Кирилл Рубцов, который является создателем самого театра С.А.Д. (Содружество Актеров Драмы). Режиссер-постановщик спектакля – Владимир Киммельман. Его постановка – подробный разбор роли с каждым артистом представляет собой некое подобие черной комедии, которая, по сути, рассыпается на несколько отдельных маленьких комических сценок с общим печальным финалом.

 

Два главных героя – два антипода:

- Он, полный сил молодой мужчина в самом расцвете, не желает получать удовольствие от жизни, а стремится к суициду, обожает чужие похороны и постоянно изображает собственную смерть, этот вид психического расстройства имеет название – танатофилия (тана́тос от др.-греч. θάνατος «смерть»).

- Она, 80-летняя женщина, взявшая от жизни все и продолжающая разгуливать в собственное удовольствие. Правда, Мод, как и Гарольд, тоже испытывает пристрастие к кладбищам, надгробиям и похоронным ритуалам. В медицинской литературе это пристрастие называется тафофилия и относится к патологии влечений.

Итак, две патологии однажды встречаются на чужих похоронах и рвутся друг к другу, как две одинокие души, прекрасно понимая друг друга.

Их похоронные свидания перемежаются появлением на сцене других персонажей со своими частными историями, выступающими в совершенно разной стилистике.

У матери Гарольда (Светлана Иозефий) – своя жизнь. Она целыми днями висит на телефоне, сообщая подруге подробности своих мучений по поводу воспитания великовозрастного сыночка, пытающегося, то повеситься, то застрелиться, вместо того, чтобы жениться. Она не понимает, что сын каждой такой «смертью» пытается привлечь к себе внимание, ему «смертельно» не хватает материнской любви и ласки, видимо, поэтому его неосознанно (точно по Фрейду) потянуло к возрастной Мод, все это возмещающей. Мать же без антракта кричит, как умалишенная, ограничивая сына в праве самоопределения. Ее очень много.

 

Мать договаривается с брачным агентством на три кандидатуры, уверенная, что Гарольду непременно захочется на одной из них жениться. Эти девушки - самые интересные и забавные в спектакле, и все три достались молодой актрисе, выпускнице Школы Табакова Алене Ивановой.

Вот, где была возможность оторваться, как следует, что и сделала Алена с редкой фамилией - подающая большие надежды  характерная актриса с хорошим голосом, прекрасно двигающаяся и умеющая смешить публику.

Ее три девицы, три потенциальные невесты Гарольда – это три незабываемых комических «куплета» в общей песне. А еще, Алена Иванова мастерски преподнесла веселого тюленя - студенческий актерский этюд.

Самый невнятный персонаж спектакля – отец Финнеган (Сергей Савлук). Он в эту компанию попал из другой "оперы", вероятно, из детской страшной сказки, судя по тому, как он дико переигрывает и страшно хлопочет лицом.

 

Но в целом, зрители получат удовольствие. На пресс-показе в зале много смеялись, а под конец, кое-кто даже расчувствовался, захлюпав, что и требовалось, ведь хороший театр – это сопереживание и эмоции.

 

P.S. Театр С.А.Д. располагается в культовом месте – Аптекарском огороде, и грех не воспользоваться этим местом: в спектакле оранжерея ботанического сада тоже получила небольшую роль.

 

 спектакль АРКАДИЯ - Театр С.А.Д., пьеса "Гарольд и Мод", артисты: Агнесса Петерсон, Кирилл Рубцов, Светлана Иозефий, Алена Иванова, Сергей Савлук